СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по Окружающему миру 4 класс, тема "Куликовская битва".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на ознакомление учащихся с важным событием Древней Руси - Куликовской битвой и направлен на формирование представления о подвигах защитников Руси

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по Окружающему миру 4 класс, тема "Куликовская битва".»

Тема: Куликовская битва.

Цель: узнать ход и значение Куликовской битвы. Сформировать представления о подвигах защитников Руси.

УУД:

П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Л: проявлять внимание, желание больше узнать.

Предполагаемый результат:

знать: - Москва – центр борьбы с ордынским владычеством,

- знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды

-точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.

уметь: - определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;

- давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;

- проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение;

- применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.

Оборудование: мультимедийная презентация, бланки выполнения задания, учебники, тетради, видеоролик битвы, презентация физминутка «Наша сила».



Ход урока:



  1. Оргмомент.

- Добрый день, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас – я. Зовут меня Елена Викторовна. (Рефлексия)

- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

Вот и сегодня мы с вами совершим путешествие в интересный  мир исторических событий. И раскроем еще одну страницу истории России.


Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы время зря не терять.


Но сначала давайте вспомним те события, с которыми мы с вами уже познакомились.


  1. Проверка домашнего задания.

- У каждого из вас на столе таблица. В первой колонке записаны даты, во- второй - события. Вам нужно стрелочкой соотнести дату и событие.

1223г. Нашествие монголо-татар на Русь

1237г. Битва на реке Калке

15 июля 1240г. Ледовое побоище

5 апреля 1242г. Невская битва

1380г.

Слайд 2

3. Постановка проблемы урока.

- У нас осталось одна дата. Кто –нибудь из вас знает какое событие произошло в этот год?

Слайд 3

- В этот год произошло очень важное событие для России. Давайте откроем учебник на странице 70 и посмотрим название события. (Куликовская Битва) Это и станет темой нашего сегодняшнего урока.

4. Постановка целей.

-- Если речь пойдет о битве, то, что мы должны о ней выяснить? Ответы детей.


- Работать мы будем по следующему плану:

1) Причины битвы.



2) Подготовка к битве.



3) Место и дата сражения.



4)Ход сражения. Итог.



5) Значение Куликовской битвы.





- У вас на столах лежат таблицы с этими вопросами. Отвечая на них – мы будем заполнять таблицу. (Таблица у каждого участника)


5. Подготовительный этап. Вводное слово учителя.


- Итак, путешествие в прошлое начинается.

Слайд 4

 1380 год. Русь по-прежнему поделена на удельные княжества и находится в подчинении Золотой Орды. В Москве княжит тридцатилетний праправнук Александра Невского - Дмитрий Иванович.

Слайд 5

 При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими.

- Наружность Дмитрия так описывается летописцем: «Очень крепок и мужественен, и телом велик, и широк, и плечист, борода и волосы черны, взором дивен». Именно такой человек мог бросить вызов поработившей Русь Золотой Орде.



- Как развивались исторические события, вы узнаете, работая самостоятельно в группах.

Я прошу первую группу подготовить сообщение по первому пункту плана.

Вторая группа рассматривает второй вопрос плана. Третья группа – третий, четвертая – пятый… А вопрос о ходе сражения мы будем разбирать вместе.


Ваши помощники – текст учебника и дополнительная литература на столах.

Но сначала давайте посмотрим на экран и вспомним правила работы в группах.

Слайд 6


Теперь начинаем работать. Время на подготовку к ответу – 5 минут.


(во время работы детей, учитель подходит к группам – отвечая на вопросы детей)

- Все группы выполнили свое задание и готовы дать ответ.

- Мы предоставляем слово ученикам из первой группы. Каковы же причины Кудиковской битвы?

(выступление 1 группы) Слайд 7


Слайд 8

на доске напротив вопроса почему – ответ «Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань»

запись ответа в таблицу.


У. – как вы думаете, ребята, как отреагировали татары на дерзость Московского князя, им это понравилось ? (ответы детей)

У. – да, Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Что происходило дальше нам расскажут, ребята из второй группы. ( ответы детей)

(выступление 2 группы) Слайд 9


Слайд 10

Слайд 11

(по мере выступления детей)



На доске напротив вопроса «Каким образом» - ответ. Мамай и Князь московский собрали большие войска. Запись в таблицу.


У. - Подумайте, почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?.


Физминутка. «Богатыри»

Слайд 12


Продолжаем.


У. - В конце августа 1380 года русские полки по трем дорогам вышли навстречу вражеской силе.

Слайд 13

У. - - После переправы русских войск через реку Дон Дмитрий Ива­нович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це­лью это было сделано? (Мнения детей.)

1.Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2.Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русско­му войску.




У. – о месте и начале битвы нам расскажут ребята из третьей группы.


(ответы детей 3 группы) ( работа с картой , слайд 14)

Слайд 15,16 – по мере ответов детей.


На доске напротив вопроса «где» - ответ 8 сентября 1380 год. поле Куликово.

У. – Ребята, а знает ли кто-нибудь из вас, что означает слово «поединок».

(ответы детей, чтение объяснения в толковом словаре Ожегова)

Слайд 17

- «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. Она была написана в 1943 году

- На переднем плане картины мы видим поднявшихся на дыбы могучих коней, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа.

- Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей.

- Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

- На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской.


- а сейчас мы посмотрим ход куликовской битвы и ответим на вопрос каков был исход битвы?

Слайд 18

(На доске напротив вопроса «как?» - ответ, войско Мамая было разгромлено.)



Слайд 19

У. - В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву.

У. - Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.

- однако победа в Куликовской битве имела большое значение о котором нам сейчас расскажут ребята из 4 группы.



(На доске напротив вопроса «какое?» - ответ, у людей появилась надежда освободиться от власти орды).

Слайд 20


- ребята, посмотрите на план, который мы ставили в начале урока. Удалось ли нам ответить на все вопросы?

Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину?

Правильно, ребята!

У. -Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.


Слайд21

- Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы: 1) Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы. 2) Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы. 3) Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы. 4) Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщина. 5) Памятник Пересвету и Баяну в Брянске.

Рефлексия

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Цель любого путешествия – получение новых знаний, и возможно многие из вас сделали личное ОТКРЫТИЕ ….

Возвращаясь из путешествий, все привозят сувениры. Вот и я вам на память дарю эти буклеты.

Спасибо вам, ребята. Мне было приятно с вами общаться.

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке
- Поднимите руку, если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов

- Поднимите руку, если у вас остались какие-то вопросы.
- Поднимите руку, если вам многое осталось непонятным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!