Тема: Куликовская битва.
Цель: узнать ход и значение Куликовской битвы. Сформировать представления о подвигах защитников Руси.
УУД:
П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Р: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Л: проявлять внимание, желание больше узнать.
Предполагаемый результат:
знать: - Москва – центр борьбы с ордынским владычеством,
- знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды
-точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.
уметь: - определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;
- давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;
- проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение;
- применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.
Оборудование: мультимедийная презентация, бланки выполнения задания, учебники, тетради, видеоролик битвы, презентация физминутка «Наша сила».
Ход урока:
Оргмомент.
- Добрый день, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас – я. Зовут меня Елена Викторовна. (Рефлексия)
- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
Вот и сегодня мы с вами совершим путешествие в интересный мир исторических событий. И раскроем еще одну страницу истории России.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся скорей за работу,
Чтобы время зря не терять.
Но сначала давайте вспомним те события, с которыми мы с вами уже познакомились.
Проверка домашнего задания.
- У каждого из вас на столе таблица. В первой колонке записаны даты, во- второй - события. Вам нужно стрелочкой соотнести дату и событие.
1223г. Нашествие монголо-татар на Русь
1237г. Битва на реке Калке
15 июля 1240г. Ледовое побоище
5 апреля 1242г. Невская битва
1380г.
Слайд 2
3. Постановка проблемы урока.
- У нас осталось одна дата. Кто –нибудь из вас знает какое событие произошло в этот год?
Слайд 3
- В этот год произошло очень важное событие для России. Давайте откроем учебник на странице 70 и посмотрим название события. (Куликовская Битва) Это и станет темой нашего сегодняшнего урока.
4. Постановка целей.
-- Если речь пойдет о битве, то, что мы должны о ней выяснить? Ответы детей.
- Работать мы будем по следующему плану:
1) Причины битвы. |
2) Подготовка к битве. |
3) Место и дата сражения. |
4)Ход сражения. Итог. |
5) Значение Куликовской битвы. |
- У вас на столах лежат таблицы с этими вопросами. Отвечая на них – мы будем заполнять таблицу. (Таблица у каждого участника)
5. Подготовительный этап. Вводное слово учителя.
- Итак, путешествие в прошлое начинается.
Слайд 4
1380 год. Русь по-прежнему поделена на удельные княжества и находится в подчинении Золотой Орды. В Москве княжит тридцатилетний праправнук Александра Невского - Дмитрий Иванович.
Слайд 5
При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими.
- Наружность Дмитрия так описывается летописцем: «Очень крепок и мужественен, и телом велик, и широк, и плечист, борода и волосы черны, взором дивен». Именно такой человек мог бросить вызов поработившей Русь Золотой Орде.
- Как развивались исторические события, вы узнаете, работая самостоятельно в группах.
Я прошу первую группу подготовить сообщение по первому пункту плана.
Вторая группа рассматривает второй вопрос плана. Третья группа – третий, четвертая – пятый… А вопрос о ходе сражения мы будем разбирать вместе.
Ваши помощники – текст учебника и дополнительная литература на столах.
Но сначала давайте посмотрим на экран и вспомним правила работы в группах.
Слайд 6
Теперь начинаем работать. Время на подготовку к ответу – 5 минут.
(во время работы детей, учитель подходит к группам – отвечая на вопросы детей)
- Все группы выполнили свое задание и готовы дать ответ.
- Мы предоставляем слово ученикам из первой группы. Каковы же причины Кудиковской битвы?
(выступление 1 группы) Слайд 7
Слайд 8
на доске напротив вопроса почему – ответ «Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань»
запись ответа в таблицу.
У. – как вы думаете, ребята, как отреагировали татары на дерзость Московского князя, им это понравилось ? (ответы детей)
У. – да, Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Что происходило дальше нам расскажут, ребята из второй группы. ( ответы детей)
(выступление 2 группы) Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
(по мере выступления детей)
На доске напротив вопроса «Каким образом» - ответ. Мамай и Князь московский собрали большие войска. Запись в таблицу.
У. - Подумайте, почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?.
Физминутка. «Богатыри»
Слайд 12
Продолжаем.
У. - В конце августа 1380 года русские полки по трем дорогам вышли навстречу вражеской силе.
Слайд 13
У. - - После переправы русских войск через реку Дон Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Мнения детей.)
1.Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
2.Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
У. – о месте и начале битвы нам расскажут ребята из третьей группы.
(ответы детей 3 группы) ( работа с картой , слайд 14)
Слайд 15,16 – по мере ответов детей.
На доске напротив вопроса «где» - ответ 8 сентября 1380 год. поле Куликово.
У. – Ребята, а знает ли кто-нибудь из вас, что означает слово «поединок».
(ответы детей, чтение объяснения в толковом словаре Ожегова)
Слайд 17
- «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. Она была написана в 1943 году
- На переднем плане картины мы видим поднявшихся на дыбы могучих коней, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа.
- Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей.
- Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.
- На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской.
- а сейчас мы посмотрим ход куликовской битвы и ответим на вопрос каков был исход битвы?
Слайд 18
(На доске напротив вопроса «как?» - ответ, войско Мамая было разгромлено.)
Слайд 19
У. - В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву.
У. - Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.
- однако победа в Куликовской битве имела большое значение о котором нам сейчас расскажут ребята из 4 группы.
(На доске напротив вопроса «какое?» - ответ, у людей появилась надежда освободиться от власти орды).
Слайд 20
- ребята, посмотрите на план, который мы ставили в начале урока. Удалось ли нам ответить на все вопросы?
- Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину?
- Правильно, ребята!
У. -Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
Слайд21
- Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы: 1) Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы. 2) Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы. 3) Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы. 4) Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщина. 5) Памятник Пересвету и Баяну в Брянске.
Рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Цель любого путешествия – получение новых знаний, и возможно многие из вас сделали личное ОТКРЫТИЕ ….
Возвращаясь из путешествий, все привозят сувениры. Вот и я вам на память дарю эти буклеты.
Спасибо вам, ребята. Мне было приятно с вами общаться.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке
- Поднимите руку, если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов
- Поднимите руку, если у вас остались какие-то вопросы.
- Поднимите руку, если вам многое осталось непонятным.