Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Основная общеобразовательная школа
С. Больше – Дорохово Асиновского района Томской области
План – конспект
урока окружающего мира по теме
1 класс
УМК «Школа России»
Составила: Зюзина Марина Викторовна,
учитель начальных классов.
2018 г
Тема: «Откуда берутся снег и лёд».
Цели: 1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда; с их образованием.
2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность,
речь, воображение.
3.Создать условия для формирования представления о свойствах снега и
льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.
4. Воспитывать интерес к явлениям природы.
Задачи:
1. Путем практического исследования и моделирования природных
объектов и явлений вывести свойства снега и льда.
2. Развивать творческие способности и познавательный интерес
к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнивания,
анализа, обобщения.
3. Определить значение снега и льда в природе и для человека.
4. Показать необходимость в самостоятельном поиске информации.
5. Формировать экологическую культуру учащихся
Оборудование:
1. Конверт с загадками (конверт украшен снежинками).
2. Снеговик — рисунок; бумажные снежинки (для каждого ученика).
3. Карточки со словами: снег, лед, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.
4. Форма для льда; блюдца со снегом, блюдца со льдом (по одному на парту), 2 стакана с тёплой водой (у учителя).
5. Листы цветной бумаги (один лист на двоих), кусочек открытки (один на двоих)
6. Карандаш.
7. Презентация.
8. Мультимедиапроектор.
9. Карточки с графическим диктантом.
10. Рабочая тетрадь, учебник «Окружающий мир 1 класс» (автор А.А.
Плешаков).
11. Снежинки – сувениры.
Ход урока
1.Организационный момент.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
- Ребята! Представьте, что на нас солнышко льёт своим теплом, под ним мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь.
С хорошим настроением мы начинаем урок, на котором мы узнаем много интересного и удивительного.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- А вы любите зиму?
- Почему вы любите зиму?
- Ребята, вы слышите какой – то шорох? По - моему кто-то к нам идёт?
- Хотите угадать?
В голове – снег,
В животе – снег,
И в ногах снег, и в руках снег.
Что за чудо человек? (Снеговик)
На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.
- Снеговик принёс загадки.
- Если вы их отгадаете, то сможете назвать тему урока, т.е. то, о чём мы будем сегодня говорить.
Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься!
(Лед)
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег.)
На доске появляются карточки:
-Дети, а кто догадался о чём пойдёт речь на уроке? ( о снеге, о льде)
- Правильно, молодцы! Вы догадались.
- Сегодня мы поговорим о том, откуда берутся снег и лед.
- Что бы вы хотели узнать о снеге и льде?
- Мы ставим перед собой очень важные цели на урок:
1.Изучить свойства снега и льда.
2.Откуда берётся снег и лёд в природе.
3.Зачем нужен снег и лёд человеку.
(на доску напечатать, чтобы дети прочитали)
- Чтобы ответить на эти важные вопросы нам придётся отправиться в научно - исследовательский институт по изучению свойств снега и льда и стать младшими научными сотрудниками.
- А что такое наука? (Это какие то знания приобретённые в процессе)
- А исследование? (это то, что исследуют)
3.Работа над новым материалом.
1. Практическая работа.
Нас приглашают провести практическую работу и сейчас мы с вами проведём важные опыты и сможем определить свойства снега и льда, и в этом нам помогут слова – помощники.
На доске слова-помощники.
Хрупкий
На каждой 2 парте блюдца со снегом и льдом. (Дети работают в группах)- 2 группы (разовые тарелочки на каждого)
У вас на столах лежат блюдца со снегом и льдом
Рассмотрите снег и лёд.
Попробуйте из снега сделать горку. Ямку (карандашом втыкают в снег). Снег сжать в комочек.
-Что делается со снегом? (Он сжимается.)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Снег рыхлый.
Попробуем лёд проткнуть карандашом. На первый взгляд он прочный.
Проверка льда на хрупкость. Разбить молотком (карандашом) (учителю).
- Сейчас посмотрите внимательно, что произойдёт, если я ударю молоточком по льду?
-А как вы думаете почему?
Вывод: Лёд хрупкий. Вот почему нельзя зимой ходить по льду на водоёмах.
Рассмотрим второе свойство.
Возьмите листы цветной и белой бумаги.
Какого цвета снег? (белый)
Давайте сравним его с листом белой бумаги.
Что можно сказать?
А лёд сравним с листом цветной бумаги?
Вывод: Снег белый. Лёд бесцветный.
А теперь положите на открытку тонкий слой снега и попробуйте прочитать текст.
- Что случилось? (буквы размазались, стало не видно).
Посмотрите на открытку через кусочек льда. Текст виден.
Вывод: Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными).
Что скажете о снеге? Какое свойство подходит к снегу? (Непрозрачный).
Что скажете о льде? (Прозрачный).
Рассмотрим ещё одно свойство.
–Сейчас ко мне подойдёт Юля.
У меня на столе стоят 2 стакана с тёплой водой. Юля определи на ощупь температурное различие снега, льда и стаканов с водой.
- Снег и лёд какой? (холодные)
- А вода в стаканах? (тёплая)
А теперь положи снег в один стакан с водой, а лёд – в другой стакан с водой.
Ребята, что вы заметили?
Что происходит со снегом? (он тает)
А со льдом? (тоже тает)
Что образуется при таянии льда и снега? (вода)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.
Снег
Лёд
Белый
Бесцветный
Прозрачный
Непрозрачный
Рыхлый
Тают
Хрупкий
2.Закрепление (Рабочая тетрадь, с.46, №2.)
- Откройте свои научные журналы и зафиксируйте своё открытие.
- Прочитайте слова 1-го столбика. Это свойства снега или льда? (Льда).
- Соедините стрелками.
- Прочитайте слова 2-го столбика. Это свойства снега или льда? (Снега).
- Соедините стрелками.
- Итак, мы узнали свойства снега и льда.
- А теперь мы с ваши немного отдохнём
4.Физкультминутка.
Отдохнём. Снежный кролик (имитация движений)
Мы слепили снежный ком.
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы
Не тяни —
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
О. Высотская
3.А теперь узнаем откуда берётся снег и лёд в природе.
- Я думаю, нам в этом поможет снеговик.
А) Беседа о снеге и снежинках.
СНЕЖИНКИ
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. В небе они превращаются в облако, затем в тучу. Ветер уносит его высоко в небо, туда, где холодно и уже вместо дождя выпадает снег.
Земля одевается в красивый праздничный наряд.
- А что такое снег? Из чего он состоит? (Снежинки, которые падают с неба)
- А хотите узнать, как рождается снежинка?
Слайд 1
Ледяные снежинки рождаются в облаке при -15 градусах. Основой для формирования снежинок являются очень маленькие льдинки, которые можно увидеть только под микроскопом. Именно с них начинает образовываться снежинка. Со временем все больше и больше маленьких частичек воды присоединяются к растущей снежинке в определенных местах, придавая ей отчетливую форму шестигранника.
-Давайте посчитаем, сколько лучиков у маленькой снежинки? (6)
Слайд 2 - 5
При определенных условиях, при отсутствие ветра, падающие снежинки могут сцепляются друг с другом, образуя огромные снежные хлопья. Весной 1944 года в Москве выпали хлопья размером до 10 сантиметров в поперечнике, похожие на кружащиеся блюдца. А в Сибири наблюдались снежные хлопья диаметром до 30 сантиметров. Самая большая снежинка была зафиксирована в 1887 году в Америке. Ее диаметр составил 38 см, а толщина – 20 см. Для этого феномена необходимо полнейшее безветрие, ведь чем дольше снежинки путешествуют, тем больше сталкиваются и сцепляются друг с другом. Но иногда со снежинками случается беда. Когда поднимается сильный ветер, снежинки сталкиваются друг с другом и ломаются.
-Хотите вернуть снежинке первоначальный вид?
-Открываем наши тетради и дорисуем первую снежинку.
-Снежинки разные по рисунку, но одинаковые по форме.
- Сколько лучей у снежинок. (6).
- Верно. Все снежинки имеют по 6 лучей.
- Посмотрите в Рабочей тетради на с.4, №3.
-Наш Снеговик не успел дорисовать снежинки. Вы ему помогите, дорисуйте эти.
Б) Беседа о том, откуда берётся лёд.
- Снег и лёд имеют различные свойства, но что у них общего? (Снег и лёд
превращаются в воду под воздействием тепла).
- А если вода замёрзнет, что она образует? (Лёд).
- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
Слайд 6.
- Цвет льда зависит от возраста и может быть использован для оценки его
прочности.
- Лёд бывает молодой и старый. Все зависит от цвета льда. Молодой лёд – белый,
так как в нем много воздуха. Но когда проходит время, эти пузыри исчезают и
лед приобретает голубой и зелёный оттенок. Вот почему настоящие учёные
знают, что на белом льду находиться опасно.
- Сколько же льда на земле?
- Это трудно вообразимое количество тонн- 24 миллиона кубических километров
льда. Льда примерно в 32 раза больше, чем всех поверхностных вод суши.
- А ещё бывают ледники и айсберги.
Слайд 7-8
- Можно ли в доме увидеть лёд?
- Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (с.49 учебника, внизу). Показ
формы для льда.
- Что такое лёд? (Замёрзшая вода).
- Мы с вами узнали откуда берётся снег и лёд в природе.
5.Значение снега и льда для человека.
- Как вы думаете хорошо со снегом или плохо?
- Давайте выскажем своё мнение, какую пользу приносит снег и лёд нам, людям?
Снег и лёд – это надёжное укрытие животных и растений от стужи, Это досыта напоённая влагой земля зимой, это весёлые забавы детей, спорт, отдых.
Слайд 9 - 10
- Это удивительные и неповторимые явления природы.
Работа по учебнику. С.69.
6. Итог урока.
- Итак, подведём итоги. Отгадайте кроссворд
1с | н | е | г | о | в | и | к |
| | 2.м | о | р | о | з | |
| | | 3.л | ё | д | |
| | 4з | и | м | а | |
1.Меня все растили
Из снега слепили
Холодный, большой –
Кто я такой? (Снеговик).
2.Без рук рисует,
Без зубов кусает.
(Мороз)
3.Прозрачен как стекло, 4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка
А не вставишь в окно. Тряхнёт перинки – над миром пушинки?
(Лёд). (Зима).
- Какое ключевое слово получилось? (вода)
- Почему? (Снег и лёд образуются при замерзании воды).
- Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)
- Именно этому мы и убедились на уроке!
7.Проверка знаний
- А теперь проверим наши знания. На партах у вас лежат у всех по два треугольника 1 – красный, другой – синий. Сейчас я вам буду читать вопросы, если вы считаете, что он верный, то поднимаете красный треугольник, если нет, то синий.
Графический диктант
-Снег при таянии превращается в воду? (Да) -красный
-Если вода замерзает, она превращается в лёд. (Да)- красный
-Снег бесцветный? (Нет)-синий
-Лёд прозрачный? (Да)- красный
-У снежинки 5 лучей? ( Нет)- синий
-Снег рыхлый? (Да)- красный
-Лёд хрупкий? (Да)- красный
-Снег непрозрачный? (Да)- красный
-Все снежинки одинаковые? (Нет)-синий
-Снег белый? (Да)- красный
-Ой, какие вы у меня молодцы! И с этим заданием справились. - А теперь подведём итог:
- Мы сегодня с вами были учёными исследователями.
- Что было самым интересным на уроке для вас?
- Что трудным?
- Что необычным?
Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
Вам присуждается звание «Доктора снежных наук».
И я вам дарю вот такие снежинки.
(Детям дарятся снежинки.)
- Снеговик говорит вам большое спасибо за те знания, которые он узнал на уроке.
8.Домашнее задание.
Нарисовать снежинку в сказочном образе.
А на уроках технологии мы с вами будем учиться вырезать снежинки, ведь скоро новый год!