СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Звездное небо – Великая книга Природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Звёздное небо – Великая книга Природы»

Тип урока: усвоение  новых  знаний,  умений,  навыков.

Цель: дать учащимся представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; научить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе; развивать познавательный интерес и умение наблюдать.

Задачи:

Образовательные:  научить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе; проверка усвоения темы;

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;

Воспитательные: воспитывать  бережное  отношение  к  планете Земля, аккуратность и самостоятельность в работе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Звездное небо – Великая книга Природы»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мунинская СОШ»


МР «Ботлихский район»





Открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Тема: «Звездное небо – Великая книга Природы»








Разработала и провела урок учитель начальных классов

Магомедова Патимат Магомеднуровна



Тема урока: «Звёздное небо – Великая книга Природы»

Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков.

Цель: дать учащимся представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; научить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе; развивать познавательный интерес и умение наблюдать.

Задачи:

Образовательные: научить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе; проверка усвоения темы;

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к планете Земля, аккуратность и самостоятельность в работе.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные:

  • принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

  • планируют, контролируют и оценивают собственную деятельность;

  • осуществляют совместную работу в парах с учётом конкретных учебно-познавательных целей;

  • анализируют полученную информацию и применяют.

Предметные:

  • различают и называют созвездия (Малая Медведица, Большой Пёс, Телец).

  • называют изученные звёзды (Полярная звезда, Сириус, Альдебаран).

Литература: учебник окружающего мира для 4 класса, 1 часть. Автор – Плешаков А.А.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, карта звездного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий.

Этапы урока:

      1. Организационный момент

      2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

      3. Изучение нового материала

      4. Физкультминутка

      5. Работа по учебнику

      6. Закрепление новых знаний

      7. Рефлексия

      8. Итог

      9. Домашнее задание



Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас в классе присутствуют гости, поприветствуйте их.

Посмотрите на своего соседа улыбнитесь ему, скажите комплимент. Хорошо, присаживайтесь.

  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

Ребята, что мы изучали на предыдущих уроках окружающего мира? (солнечную систему, планеты).

Назовите планеты Солнечной системы. (Слайд)



  • Кто может назвать самую ближайшую планету к солнцу? (Меркурий)

  • Кто может назвать самую большую планету Солнечной системы? (Юпитер)

  • У какой планеты кольца состоят из миллионов обломков горных парод? (Сатурн)

На столе у вас лежат проверочные тесты по теме «Планеты Солнечной системы». Вам необходимо выбрать правильный ответ на каждый вопрос.

Т е с т «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы; в) астрономы;

б) историки; г) химики.

2. Вокруг Солнца вращаются:

а) спутники; в) кометы;

б) планеты; г) звезды.

3. Количество планет Солнечной системы:

а) 9; в) 7;

б) 11; г) 10.

4. Найди лишнее слово:

а) Марс; в) Луна;

б) Юпитер; г) Венера.

5. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Плутон; в) Земля;

б) Венера; г) Юпитер.

6. Самая маленькая планета Солнечной системы:

а) Плутон; в) Уран;

б) Марс; г) Нептун.

7. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Земля; в) Марс;

б) Венера; г) Нептун.

8. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Уран, Сатурн, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Ответы к тесту: 1 (в), 2 (б), 3 (а), 4 (в), 5 (г), 6 (а), 7 (в), 8 (в).

Учитель собирает тесты на проверку.

Пора отправляться в путь. Но вначале, чтобы звезды приняли нас, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.

Слайд

Вопросы к кроссворду:

1. Самая яркая планета Солнечной системы, названа в честь богини красоты.

2. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты.

3. Небесное тело, которое само светится.

4. Ближайшая к Земле звезда.

5. Ближайшая к Солнцу планета.

6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли.

7. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.

8. Планета, на которой есть жизнь.

Молодцы! Вы показали свои знания. И с таким багажом можно отправляться в путь к далеким звездам.


  1. Изучение нового материала

Слайд

Учитель демонстрирует карту звездного неба, фотографии и рисунки.

Посмотрите, какое огромное количество звезд, и какие они разные. Ребята, кто из вас наблюдал за звёздами? Когда их видно? (Звезды можно увидеть ночью, когда на улице темно и небо не затянуто тучами.)

Что же такое звезды? (Это небесные тела)

А почему звезды светятся. (Звезды светятся, потому что они горячие, Солнце – тоже звезда, а мы знаем, что Солнце – это раскаленный газовый шар.)

Верно. Звезда – небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.

Запишите определение, что такое звезда, в тетрадь.

Слайд

Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия.

Звезды, которые мы видим на ночном небе, – это очень далекие солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.

Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звезды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов.

Так же звезды различаются и по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами.

На карте значками разной величины показаны звезды от ярчайших до менее заметных. Каждая звезда имеет свое название. Самые яркие из них подписаны. Прочитайте названия ярких звезд. (Сириус, Вега, Полярная звезда и др.)

Ребята, посмотрите на карту звездного неба. Ученые подсчитали, что наша галактика «Млечный путь» состоит из 200 миллионов звезд. Что вы можете сказать о расположении звезд? (Звезды расположены неравномерно. Есть места, где звезд много, совсем рядом друг с другом.)

Верно. Существуют места скопления звезд. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды древние ученые объединили в созвездия. Все звезды, видимые с Земли, входят в 88 таких созвездий. Каждая «звездная фигура» получила свое имя. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ.

  1. Физкультминутка

Дети изображают движениями невесомость в космическом корабле.

Учитель читает шуточное стихотворение.

Слайд


Солнце Землю освещает,

Дарит свет нам, теплоту.

Ночью ярко светят звезды,

Дарят людям красоту.

А в густом лесу, дремучем,

Две медведицы смеются:

Эти звезды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли!


  1. Работа по учебнику.

Ребята, о каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении? (Большая Медведица, Малая Медведица.)



На что похожи созвездия Большой и Малой Медведиц? (На ковшик с ручкой.)

А кто знает, в каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы.)

Верно. Сейчас мы познакомимся поближе с некоторыми созвездиями.

Прочитаем текст учебника «Сокровища звездного неба» (с. 18–20). После чтения учитель предлагает работу по рисункам в учебнике (с. 18, 19, 20).

Какое созвездие изображено на с. 18? Как вы узнали? (Созвездие Малой Медведицы, так как оно имеет форму ковша. В этом созвездии находится Полярная звезда.)

Какое направление указывает Полярная звезда? (Полярная звезда указывает точное направление на север.)

Какое созвездие изображено на рисунке в учебнике на с. 19? (Сириус.) Как вы узнали?

Созвездие Большой пёс, так как в этом созвездии находится самая яркая звезда на небе – Сириус.

Какие созвездия изображены на с. 20? Как вы узнали?

(Созвездие Телец, здесь светит звезда Альдебаран. А выше и правее находится созвездие Плеяды – это маленький ковшик из нескольких звездочек.)

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.


Как правильно наблюдать звездное небо?

  1. Наблюдать за звездами нужно вместе с взрослыми.

  2. Наблюдения нужно проводить в те вечера, когда небо не затянуто облаками и звёзды хорошо видны.

3. Поблизости не должно быть ярких фонарей, мешающих наблюдению.

4. Чтобы ориентироваться в мире звезд, важно различать северную и южную части неба. В северной части неба находится ковш Большой Медведицы. Если же встать спиной к ковшу, перед вами будет южная часть неба.


  1. Закрепление новых знаний

Слайд

Сейчас мы с вами сыграем в игру «Да», «Нет». У каждого из вас на столе лежит карточка, если вы согласны с выражением, пишете да, а если не согласны – то нет.

п/п

Вопрос

Да/нет

1

Полярная звезда самая большая среди звёзд?


2

Малая Медведица состоит из 6 звёзд?


3

На нашем небе 88 созвездий?


4

Самая яркая звезда в созвездии «Большой Пёс» Сириус?


5

Плеяды находятся в созвездии Орион?


6

Лучше всего звёзды видно днём?


7

Альдебаран в 38 раз ярче Солнца?




  1. Рефлексия

Какую задачу мы ставили на урок?

Назовите созвездия, о которых мы узнали на уроке.

С какими звёздами мы познакомились?

  1. Итог урока

Выставление оценок.

Домашнее задание Учебник стр. 16-21, Записать в словарик новое слово (созвездие). Написать памятку «Как наблюдать звездное небо?».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!