Деятельностный подход в обучении младших школьников по ФГОС
2015-2016 учебный год
Разработала и провела:
Ларькина Марина Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ СШ № 51 г. Липецка
Предмет, класс, программа | Окружающий мир, 2Б класс, УМК «Планета знаний» |
Учитель | Ларькина Марина Николаевна |
Тема урока, № урока по теме | Как изучали земной шар. Путешествия. 1 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цель урока | Учащиеся должны узнать, как люди открывали новые земли, совершить заочное путешествие по маршрутам первооткрывателей. |
Задачи урока | Обучающие: | Развивающие: | Воспитывающие: |
Планируемые результаты | Узнать как люди изучали земной шар, расширить знания учащихся о путешественниках. | Развивать речь учащихся, кругозор | Умение сотрудничать, любознательность, любовь к путешествиям и познанию окружающего мира. |
Предметные | Знать сведения о знаменитых путешественников. |
Метапредметные | Регулятивные УУД: умение определять учебную задачу; самостоятельно планировать пути достижения целей; развивать и тренировать свою наблюдательность; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре, группе. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формулировать выводы. |
Личностные | Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать себя, границы своего знания и незнания. |
Виды деятельности | по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (иллюстрации, демонстрация, презентации обучающего курса); практические. | по виду учебной деятельности: |
Формы работы | Работа в малых группах, фронтальная, индивидуальная. |
Используемые технологии | Технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления, ИКТ. |
Материально-техническое обеспечение | Проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер, презентация PowerPoint «Как люди изучали мир»; глобус; сигнальные карточки; таблички для индивидуально-групповой работы ( путешественники) |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение |
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза. То ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы и было так до тех пор пока не появился голубой шар – Земля (дастать глобус). Откройте глаза. -Жизнь началась. И как важно, чтобы она продолжалась вечно. Я думаю, что у вас хорошее настроение. Можно и начать урок. Мы сегодня будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок | Приветствуют учителя. Подготовка класса к работе. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Постановка учебной задачи Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель | 1. Выявление уровня знаний. Проверка домашнего задания. - На какой планете мы живем? - Какую форму имеет наша Земля? - Чтобы изучить родную планету, что нам может помочь? (глобус). -А почему? Ведь глобус – уменьшенная модель Земли. - Как вы думаете, как люди изучали земной шар? 2. Создание проблемной ситуации -Прослушайте стихотворение. Поймите, о каком человеке говориться в стихотворении? Почему? Слайд 2. Меня по глобусу найти не так - то просто, Я, то на севере, а то в плену песков, Но талисманом для меня землицы горстка, И ласковый дурман от васильков. Никакой усталости я в пути не ведаю, Все дороги дальние я пройти смогу. Кофе пью в Венеции, в Анталии обедаю, Ужин на Лазурном берегу. - Это строки из стихотворения Ирины Гвоздевой « Путешественник» - Какая жизнь у путешественника? - Хотели бы стать путешественниками? - Мы сегодня с вами станем путешественниками. 3.Учебные задачи урока -Что нужно, чтобы стать путешественником? -Для чего люди путешествуют? - Какая же тема нашего урока? Слайд 3 Тема: Как люди изучали земной шар. Путешествия Цель урока: узнать, как люди изучали земной шар, познакомиться с путешественниками. | Отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков
|
Формирование новых знаний. | Работа с учебником. Стр.64 Слайд 4. - Обратимся к материалу нашего учебника и узнаем для чего же люди отправлялись и сейчас отправляются в путешествия? Слайд 5. Работа со справочником: что означают слова «земледелие», «купец». - Можно ли путешествие назвать способом познания мира? Слайд 6. Много столетий потребовалось учёным, чтобы изучить поверхность Земли, её горы, равнины, моря и океаны. Слайд 7.В конце 14-15 века Европа обогатилась новыми знаниями в мореплавании: Компас (заимствовали у китайцев) Косой парус (переняли у арабов) Знание градусной сетки (использовали сочинения древнегреческого ученого Птолемея) Всё это позволило мореплавателям выйти в открытый океан. Слайд 8. По морю и по суше, пешком, на лошадях и верблюдах, на морских судах, аэропланах и автомобилях отправлялись отважные путешественники изучать неведомые земли. Слайд 9.Нередко путь первооткрывателей был труден и опасен. Им приходилось пересекать безводные пустыни. Идти через непроходимые леса и болота. Морские бури обрушивали волны на палубы кораблей. Слайд 10. Но ни жажда, ни голод, ни холод не могли остановить этих героев. Список имён путешественников-первооткрывателей очень длинен. Благодарное человечество никогда их не забудет. | Чтение учебного материала. Ответы учащихся . Самооценка результатов деятельности Поиск значения слов в толковом словаре. | Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
Физминутка | Мы готовы для похода Мы готовы для похода, Но от парты не отходим. Поднимаем выше ноги, И не нужно нам дороги. Птицы учатся летать, Плавно крыльями махать. Полетели, полетели, Опустились, посидели. Наклоняемся вперёд, Прогибаемся назад. Кто носочки достаёт? Молодцы. Последний раз Отдохнули все ребята, А теперь пора за парты. | Выполнение упражнений. (Ходьба на месте.) (Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.) (Наклоны вперёд-назад.) (Дети садятся за парты.) | |
Формирование новых знаний. (индивидуально-групповые задания, работа в паре) | -Каких путешественников вы знаете? Ребята, готовясь к уроку, были разделены на 4группы по 3 человека. В каждой группе есть историк, географ, биолог. Учащиеся собирали материал о путешественниках. Посмотрим, что у них получилось. А вы внимательно слушаете и отмечаете в табличке на партах сведения о путешественниках (страна – начало путешествия и открытие). Работаете в паре, соблюдая правила работы. - Потом мы проверим - какая пара окажется самой внимательной. Христофор Колумб Слайд 11-13 - Колумб открыл новый материк Америку..До последних дней жизни Колумб думал, что побывал в Индии. На самом деле он открыл Америку. Афанасий Никитин Слайд 14-17 - Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Фернандо Магеллан Слайд 18-20 - Магеллан совершил первое кругосветное плавание, в результате которого было доказано: - земля имеет форму шара; - воды на Земле больше, чем суши; - все океаны связаны между собой и образуют единый Мировой океан. Раул Амудсен Слайд 21-23 - Руал Амудсен стер огромное количество «белых пятен» на карте мира. Но самым известным его подвигом является покорение Южного полюса. - Большое спасибо нашим докладчикам. Вы у нас самые любознательные на этом уроке. | Ответы на вопросы. Выступление учащихся с сообщениями. (Приложение 1). Слушают одноклассников | Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её |
Первичное закрепление Работа с таблицей. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Викторина «Что? Где? Когда?» | - Давайте занесем сведения о знаменитых путешественниках в таблицу. Страна - начала путешествия и открытие. (Проверка со слайдом)Слайд 24 - Кто же в этой работе у нас оказался самым внимательным, поднимите руку.
- А сейчас мы проведем викторину и посмотрим, кто у нас самый активный. Слайд 25
Найдите самый большой океан. Как он называется? Кто его открыл? Найдите страну, в которой побывал А. Никитин? На каком материке она находится? Кто впервые совершил кругосветное путешествие? Что открыл Магеллан? Кто первый побывал на южном полюсе? На каком материке находится южный полюс? - Поднимите руку, кто считает себя самым активным в викторине. - Скажите, а нас с вами можно назвать путешественниками? (Да, туристами). Каждый из вас за 9 лет уже где-то побывал. И как истинные путешественники мы можем вести с вами свой дневник путешествия. Слайд 26.Начните его с сегодняшнего дня. Записывайте в Дневник где вы были, что вам особенно понравилось. Добавляйте свои фотографии, рисунки. | Работа с таблицей Приложение 2. (в парах). Применение полученных знаний. Самооценка результатов деятельности Самооценка результатов деятельности Работа с картой. Ответы на вопросы викторины. Самооценка результатов деятельности Ответы на вопросы | Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Итог Слайд 27 - Какая тема была нашего урока? - Выполнили мы с вами цель урока? - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? Слайд 28 - Я узнал… - Я понял… - Мне понравилось Слайд 29 Покрутим ножками планету, Которой много-много лет. Перелетим над океаном Туда, где пальмы и тепло. Приедем в сумраке туманном В пиратский город Сен-Мало. Да мало ль мест на этом свете, Где мы мечтали побывать! Мир слишком сер без путешествий. Начнем дороги открывать. Самооценка: - Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите зелёный цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – красный - Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Вы получили за урок отличные оценки. | Самооценка результатов деятельности | Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. |
Домашнее задание | Слайд 30 1.Прочитать текст учебника на стр.64-67 и уметь рассказать о путешественниках. 2. Завести Дневник путешествий. 3. Подготовить сообщение о других путешественниках. - Спасибо за урок! Слайд 31 | | |
Приложение 1.
Выступления детей.
Христофор Колумб.
Историк.
Слайд 11. Христофор Колумб родился в Италии в городе Генуя. Учился в университете. Много плавал у берегов Европы. Его интересовали дальние страны и он мечтал о путешествиях, и был уверен что земля круглая. Колумб решил, что попасть в Индию через Атлантический океан будет намного короче, чем плыть вокруг Африки, как плавали остальные купцы.
Географ.
Слайд 12. Королева Испании предоставила Колумбу две каравеллы: «Пинта» и «Нинья». Кроме того, Колумб нанял еще один парусник, «Санта-Мария». Три судна вышли из порта рано утром 3 августа 1492 года и направились в Атлантический океан на запад. Только 12 октября на горизонте показалась земля. Колумб назвал этот остров Сан-Сальвадор. Исследовав остров, корабли взяли курс на юг, и вскоре были открыты острова Куба и Гаити. Колумб не сомневался, что это Индия, и жителей вновь открытых земель стали называть индейцами. В 1493г Колумб привез в Испанию радостную весть об открытии «Западной Индии» и несметных богатствах там.
Биолог.
Cлайд 13. Представите свою жизнь без меня – чем заправить суп, что подать на гарнир к рыбе. А чипсы. Моя родина Америка. А в Европу попала я благодаря испанцам. Французская королева так меня полюбила, что на свою шляпку прикалывала мой цветок. В Россию я попала благодаря Петру I. хотя вначале меня не приняли и называли чертовым яблоком. Теперь меня все любят. Кто я? (Картофель)
Подсолнечник тоже из Америки. Его еще называют цветком солнца. Сначала его выращивали как цветок, а потом люди обнаружили в нем масло, и стали выращивать на полях. Еще из Америки была завезена тыква, помидор, кукуруза, перец и много другого.
Учитель: Колумб открыл новый материк Америку..До последних дней жизни Колумб думал, что побывал в Индии. На самом деле он открыл Америку.
Афанасий Никитин.
Историк.
Cлайд 14. Афанасий Никитин, биография которого известна историкам лишь частично, родился в городе Тверь. Достоверных сведений о его детстве и юности не существует. Известно, что в довольно молодом возрасте он стал купцом и посещал по торговым делам Византию, Крым, Литву и другие страны. Его коммерческие предприятия были довольно успешны: он благополучно возвращался на родину с заморским товаром. Он получил от Великого князя Твери Михаила Борисовича грамоту, которая позволяла ему развернуть обширную торговлю в районе нынешней Астрахани.
Географ.
Cлайд 15.Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий торговать вместе со своими земляками. На продажу везли дорогие товары, в том числе меха. По дороге на купцов напали и почти все разграбили. Никитин, говоривший на разных языках, решил продать оставшийся товар в других странах. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые кони и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары.Приобретя коня, купец сел на судно, идущее в Индию. Продать жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии. Пробыв в Индии около трех лет, записывал все, что слышал и видел. За время своего путешествия он пересек три моря – Каспийское, Аравийское, Черное. Позднее его записи составят книгу «Хождение за три моря».
Биолог.
Cлайд 16. В Индии растет сандаловое дерево.Это дерево паразит, он пускает свои корни ветви стволы других деревьев. Рубят это дерево в 60 лет. Из этого дерева построены храмы в Индии. Люди научились из него получать масло. Трудно представить себе жизнь без чая. Родина чая – леса Индии. Дикорастущее чайное дерево вырастает до 10 метров, а ствол диаметром полметра. Культурный чай – кустарник. Его листья мы любим заваривать.
Cлайд 17.Самое крупное животное Индии - слон. Его используют на различных работах. Интересно, что сейчас на юге индии придумали такой закон: когда слону исполняется 65 лет, его отправляют на пенсию. Его будут обеспечивать продуктами, бесплатную медицинскую помощью, хорошими условиями жизни. Слоны могут прожить до 100 лет. В Индии корову считают священной. Корова считается матерью, так как кормит людей молоком, и при этом обладает материнскими качествами – добротой, спокойствием, миролюбием. Если корова идет по дороге, ее бережно объедут.
Учитель: Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание Индии, обрисовав ее просто и правдиво.
Фернандо Магеллан
Историк.
Cлайд 18. Магеллан родился весной 1480 года в Португалии, в небогатой, но знатной семье, служил пажом в свите португальской королевы. Изучал астрономию, навигацию. Участвовал в морских сражениях и показал себя храбрым воином, за что получил чин морского капитана. Как и Колумб, Магеллан хотел найти короткий путь в Индию, острова пряностей его манили. Свое путешествие он начал с Испании.
Географ.
Cлайд 19.10 августа 1519 года из испанской гавани Севилья отплыло пять кораблей, на которых было 265 матросов и офицеров. Они сразу вышли в океан. Магеллан поставил себе трудную задачу – открыть путь из Атлантического океана в Великий. До Магеллана путешественники в течении 20 лет искали этот путь, но найти не могли. Магеллан верил, что есть проход который соединяет эти океаны. Путешествие длилось три года. Два Магеллановых корабля были прибиты штормом к берегам Южной Америки. Когда море успокоилось, выглянуло долгожданное солнце, моряки вышли на палубу и заметили узкий проход, которые они искали. Теперь он называется Магелланов пролив. Пройдя через пролив вышли в океан. Так как стоял тихий солнечный денек, Магеллан назвал этот океан Тихим. Только 18 человек и один корабль «Виктория» вернулись в Испанию 6 сентября 1522 года. Это были первые люди, которые совершили кругосветное путешествие. Среди них, к сожалению, Магеллана не было, он погиб в мелкой стычке с туземцами.
Биолог.
Cлайд 20.Испанцы были довольны, потому что моряки привезли 26 тонн пряностей, которые стоили как золото (1 килограмм пряностей стоил как 1 килограмм золота). А что такое пряности? Растения, которые добавляют в пищу – корица, гвоздика, перец. Они придают пище необыкновенный вкус.
Учитель: Магеллан совершил первое кругосветное плавание, в результате которого было доказано:
- земля имеет форму шара;
- воды на Земле больше, чем суши;
- все океаны связаны между собой и образуют единый Мировой океан.
Руал Амундсен.
Историк.
Cлайд 21.Родился он в Норвегии в семье мореплавателей. Еще в 15 лет он решил стать путешественником. В 22 года он отправился в экспедицию к южному полюсу штурманом. Но это путешествие чуть не закончилось катастрофой. Их корабли вмерзли во льды. Тяжело они зимовали, и только весной штурман Амундсен вывел корабль изо льдов и вернулся домой. Через три года он организует свою экспедицию.
Географ.
Cлайд 22.21 июля 1910 года из гавани Осло что в Норвегии вышел знаменитый корабль «Фрам», которым руководил норвежец Руал Амундсен. Команда состояла из 19 опытных закаленных в путешествиях моряков с сильным характером. Амундсен умело выбрал место зимовки – за 100 километров до южного полюса. Заготовив много тюленьего мяса, как для себя, так и для 52 отборных лаек, которые тянули нарты полярников со снаряжением. 16 декабря в 3 часа дня все дружно закричали: - УРА!, Стоп!. Приборы показывали точку, где по расчетам должен быть Южный полюс. Пятеро закоченевших на морозе рук подняли древко с норвежским флагом на южной точке земли. Его путешествие туда и обратно длилось 99 дня.
Биолог.
Cлайд 23.Южный полюс находится в Антарктиде. Там очень холодно. Растения там не растут. Самые распространенные жители Антарктиды это пингвины Адели, императорские, королевские. В арктическом океане можно увидеть синих китов – самых крупных из китов, касаток, тюленей, морских леопардов, морских слонов.
Учитель: Руал Амундсен стер огромное количество «белых пятен» на карте мира. Но самым известным его подвигом является покорение Южного полюса.
Приложение 2.
Фамилия Имя | Страна (начало путешествия) | Открытие |
Христофор Колумб | Испания | Америка |
Афанасий Никитин | Тверь Россия | Побывал в Индии |
Фернандо Магеллан | Испания | Совершил кругосветное путешествие |
Руал Амундсен | Норвегия | Южный Полюс |
Фамилия Имя | Страна (начало путешествия) | Открытие |
Христофор Колумб | | |
Афанасий Никитин | | |
Фернандо Магеллан | | |
Руал Амундсен | |
|