4Б класс – урок светской этики
Учитель: Казакова Ф.Х.
Тема: «Семейные праздники».
Цель: формирование представлений о ценности семейных праздников.
Задачи: показать роль праздников в жизни семьи; познакомить с историей возникновения семейных праздников; научить правильно выбирать, дарить и получать подарки; дать представление о планировании семейных праздников.
Развитие у учащихся интереса к истории семьи, семейным традициям, воспитание чувства гордости за свою семью.
УУД:
Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению традиций.
Познавательные: постановка и решение проблем, умение ориентироваться в учебнике и в словаре, работа с таблицей; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями.
Коммуникативные: умение задавать и отвечать на вопросы; умение работать в группе; развитие культуры поведения на праздниках.
Личностные результаты:
Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; уметь планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.
Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности: диалог, беседа, творческая работа по составлению памятки, работа с учебником, постановка вопросов, составление таблицы, решение проблемных ситуаций, защита проектов.
Основные понятия, изучаемые на уроке: праздник, семейный праздник, подарок.
Оборудование: пригласительные билеты (Приложение «Пригласительные билеты»), таблица (праздники), рабочий лист (Приложение «Рабочий лист»), учебник, словари, цветы из конфет, украшения к праздникам, видеоприложение.
Ход урока.
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- Собрались с вами мы, друзья - дети, гости, я.
С пользой время проведём, о близких речь мы поведём.
- У вас на столе лежат пригласительные билеты (см. Приложение «Пригласительные билеты») на важные события. На какие события вы приглашены? (Опрос учащихся, на какие события они приглашены).
- Как можно назвать эти события по-другому? (праздники).
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
- Попробуйте сами объяснить понятие слова «праздник»?
- Давайте найдём определение слова «праздник» в учебнике на стр. 58 и сравним с вашими ответами. Зачитайте. (3абз.)
- Теперь воспользуемся словарём Ожегова С.И. и определим значение слова «праздник».
Словарь Ожегова С.И.:
Праздник, а, м. — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.
2. Выходной, нерабочий день.
3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью.
4. День радости и торжества по поводу чего-либо.
5. День игр и развлечений.
- Так что такое праздник? (Праздник - нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.)
- Из задания №1 рабочего листа выберите утверждения «зачем нам нужны праздники»? (см. Приложение «Рабочий лист»)
Дети называют эти утверждения и объясняют, почему они их выбрали.
- История возникновения праздника своими корнями уходит в далекое прошлое. Хотите ее узнать? На стр. 58 учебника прочитайте первых два абзаца самостоятельно.
- Итак, когда появились праздники?
-А как они появились?
- Все праздники делятся на «государственные», «общественные» и «семейные»
(Учитель вводит понятие «государственные», «общественные» и «семейные» праздники.)
1 группа государственные
Этот день торжества, установленного в честь какого-то события. Такие праздники устанавливаются правительством и отмечены в календаре красным цветом. Вся страна в этот день отдыхает.
2 группа общественные
Общественные праздники - праздники, объединяющие нацию, город, отдельные категории граждан.
3 группа семейные
Этот день радости и торжества по случаю важного события. Эти праздники отмечаются дома в кругу семьи, близких и родных людей.
- Теперь распределите ваши пригласительные в соответствии с видом праздника (Каждый вывешивает на доску свое пригласител- Какие праздники вам больше всего нравится отмечать, какие для вас близки и долгожданны (семейные)?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (семейные праздники).
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (Какие праздники называются семейными. Чем они отличаются от других праздников.? Какое значение имеют.) Учитель фиксирует цели на доске.
- Что же такое семейный праздник?
- Назовите признаки семейного праздника (отмечают в кругу семьи, важное событие для семьи, дарят подарки).
- Кто может быть героем семейного праздника?
- Кого объединяют эти праздники?
- Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.
Рассказ учащегося (фоном идёт видеоприложение):
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.
- Сделайте вывод: что же отличает семейные праздники от других праздников?
- Для чего нужны семейные праздники? (Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной. На празднике человек отдыхает, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем добрее и дружнее становится.)
- На праздник принято дарить и получать подарки. Какие подарки вы любите получать, а какие дарить?
- Давайте составим памятку. Первая группа составляет памятку «Как правильно выбрать подарок» (задание 2а на рабочем листе), вторая группа – «Как правильно дарить подарки» (задание 2б на рабочем листе), третья группа - «Как правильно получать подарки» (задание 2в на рабочем листе).
- Какие утверждения выбрали? (проверка работы группы)
- А откуда пошла традиция дарить подарки? Прочитаем в учебнике на стр. 59 (3абз.).
Этап 3. Практикум
- Как вы думаете, чем можно испортить праздник?
- Должны ли быть правила поведения на празднике? (Чтение последнего абзаца на стр.59)
– В каждой семье отмечают праздники. Однако праздник не получится сам собой. Он требует подготовки: выбираются подарки и угощения, подбираются игры и конкурсы.
- Каждая группа сейчас познакомит нас с одним из семейных праздников. (Презентация проектов учащихся об истории праздника, угощениях и подарках, представляет игры и конкурсы. См. Приложения «Проект Новый год», «Проект Пасха», Проект «День Рождения»).
- Во время ответа каждой группы остальные внимательно слушают и заполняют таблицу в рабочем листе (задание №3).
После выступления каждой задаются вопросы:
- К какому виду праздников относится?
- Символ этого праздника?
- Цель праздника?
Этап 4. Подведение итогов
- Давайте проверим, как вы усвоили тему урока. Продолжите высказывания:
Праздник – это …
Виды праздников …
Семейные праздники отличаются от других тем, что …
- Дома вы продолжите работу по теме семейные праздники и подготовите проект на одну из предложенных тем:
1.Традиции моей семьи.
2.Пословицы, поговорки, загадки о семье и праздниках.
3.Праздники разных народов.
- Вот наш урок уже подошел к концу. Пусть в вашей жизни будет много праздников, ведь они несут нам радость общения с ближними.
Желаю вам не знать жестоких бед,
Чтоб жизнь текла спокойною рекою,
В учебе – много творческих побед!
А семьям вашим – мира и покоя!
- Оцените свою работу на уроке: выберите и подарите гостям красный цветок, если на уроке было интересно; жёлтый цветок - на уроке не всё было интересно; фиолетовый – урок совсем не был интересен.ьное.)