Тема: «А.С.Пушкин. Трагический смысл исторического развития в поэме «Медный всадник»».
Цели урока: 1. Подвести обучающихся к осознанию идеи произведения.
Задачи урока:1. Формировать умение сравнивать, соотносить литературные образы с историческими деятелями.
2. Воспитывать эстетический вкус, внимание к слову писателя.
3. Развивать логическое мышление, образное мышление.
Оборудование: презентация, видеозапись, карточки.
Ход урока.
1.Стадия вызова интереса. (слад 1).
«В «Медном всаднике» предстает не просто историческое событие в своей однозначности, определенности и концентрированности, но идея истории, ее философия, ее движение, ее явленность в самом большом (великий деятель в двух своих неразрывно связанных ипостасях: Петр Первый – Медный всадник) и самом малом (Евгений). Поэма отражает трагический смысл исторического развития».
(Н.Скатов).
-Прочитайте текст, найдите ключевые слова. (идея истории, ее явленность в самом большом и самом малом, трагический смысл исторического развития).
- О чем будет урок?
( О Петре Первом как великом историческом деятеле и «маленьком человеке» ).
2.Осмысление.
а) «Тонкие вопросы».
-Что является символом города Санкт-Петербурга? (слайд 2)
- Что вы знаете о роли Петра Первого в истории России?
- Пушкин писал поэму «Медный всадник в Болдине, посмотрите интерьер болдинского дома, прокомментируйте слова Пушкина». (слайд 3)
-О чем поэма?
-Когда было наводнение в Петербурге?
б )Чтение вступления к поэме. (работа в группах).
(Первая группа).
-О чем говорится в первой части вступлений?
-Какой поэтический жанр напоминает вторая часть вступления?
-Что вносит в описание обыденный петербургский быт?
в) Часть первая.
-Кому посвящена эта часть?
-О чем мечтает Евгений?
-Как вы к этому относитесь?
-Где живет Евгений?
-Что можно предположит, читая строки «…и не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине»?
г) Картина наводнения. («Ужасный день!» в исполнении Папанова, видеозапись).
-Что в жизни людей открывает природная катастрофа?
-Для кого построен город?
-Кто живет в красивых дворцах?
-Может ли красивый город, олицетворяющий мощь государства, защитить простого человека?
-О ком думает Евгений, сидя на полузатопленном льве?
-Как это его характеризует?
-Какой вопрос он задает?
-Почему А.С.Пушкин нарисовал коня без всадника? (слайд 5)
д) Часть вторая. Прослушать первый эпизод в исполнении Папанова.
Вернуться к высказыванию Н.Скатова.
-В чем трагический смысл исторического развития?
3. Рефлексия.
Написать эссе. «В чем трагический смысл исторического развития?» (Смотреть в приложении).
4.Выставление отметок.
4.Домашнее задание.