СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по познанию мира "Освоение космоса. Космические полеты."

Нажмите, чтобы узнать подробности

·   Знакомство детей с космонавтами РК, кос­модромом Байконур.

·   Развивать познавательный интерес, речь, логику мышления.

·   Развивать абстрактное мышление, кругозор учащихся, умение работать с текстом - выбирать наиболее значимый материал, внимательность, умение работать в микроколлективе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по познанию мира "Освоение космоса. Космические полеты."»

Дата: 19.04.2017 г.

Урок № 29

Тема: Освоение космоса. Космические полеты.

Цель: систематизировать и расширить представления детей о кос­монавтике, о Казахстане - космической стране.

Задачи.

·   Знакомство детей с космонавтами РК, кос­модромом Байконур.

·   Развивать познавательный интерес, речь, логику мышления.

·   Развивать абстрактное мышление, кругозор учащихся, умение работать с текстом - выбирать наиболее значимый материал, внимательность, умение работать в микроколлективе.

·     Воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма.

Тип урока: урок получения и закрепления новых знаний.

Билингвальный компонент: Космос – Space {Спейс}- Ғарыш, Космонавт – Cosmonaut {Космонот}- Ғарышкер, Ракета – Rocket {Рокит} – Зымыран

Оборудование: портреты космонавтов РК, видео «Объективный космос о Ю.А. Гагарине» , карточки для групп, листы А4, маркеры, тестирование, рефлексия «Солнечная система»; листы – помощники, изученные слова на казахском и английском языках, жетоны за правильный ответ.

Ход урока:

Орг. Момент: Приветствие. Эмоциональный настрой к уроку.

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный космический мир.

Полюбуемся звездами, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся.

А так ли тихо в этом космическом мире? Послушайте, звуки музыки.  

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Открываем глаза.

2.   Постановка целей и задач урока.

Работая и отвечая на уроке, будете получать звездочки, с помощью которых в конце урока вы получите оценки.

В конце урока подсчитывает общее количество звездочек и выставляет оценку.

За 7 и выше  оценка 5

За 5-6  оценка 4

За 3-4  оценка 3

Загадка

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, скажете кто это? (Космонавт)

- О чем будем говорить на уроке?

Космос – Space {Спейс}- Ғарыш

Космонавт – Cosmonaut {Космонот}- Ғарышкер

Ракета – Rocket {Рокит} – Зымыран


Казахская пословица гласит: «Атаның баласы болма, адамның баласы бол». «Не будь сыном только своего отца — будь сыном всего народа!» Таким сыном планеты Земля можно назвать Юрия Алексеевича Гагарина — первого космонавта в мире. Он совершил первый полет в космос на корабле «Восток» 12 апреля 1961 г. С этого дня был начат отсчет космической эры человечества. Решением ООН Всемирный день авиации и космонавтики 3 года назад получил статус Международного дня полета человека в космос. Особенной гордостью нас, жителей Казахстана, является то, что именно наша страна является стартовой площадкой и в большинстве случаев — космической гаванью. Сегодня мы поговорим о вкладе нашей Республики в освоение космоса.

Проигрывается видео «Объективный космос о Ю.А. Гагарине»

- Какие у вас возникли ощущения при просмотре этого видео?

- Как вы думаете, какую тему мы сегодня продолжим?

- Перед стартом ракеты в космос обычно звучит обратный отсчет, как вы думаете для чего нужен обратный отсчет? ( ответ)

Запускает ракету не один человек, а целый коллектив людей с различными обязанностями. И чтобы все системы работали слаженно, всех задействованных привлекают внимание обратным отсчетом.

- Так давайте и мы произведем обратный отсчет, чтобы все мы сработали слажено и продуктивно на этом уроке .


II. Основная часть:

Работа в группах:

Разминка. Критический вопрос ответ «да» или «нет»

В безоблачную ясную ночь на небе видны звезды? да

Они напоминают нам далекие огоньки? да

Звезды – это луна? нет

Они большие, горячие, светлые? да

Они кажутся нам маленькими точками? да

Самые крупные звезды – с размером Солнца? нет

Невооруженным глазом видно около 10.00 звезд? нет

Ученые считали, что звезды неподвижны и прикрепленными к небосводу? нет

Исключением были у звезд? нет

Подвижные светила назывались планетой? да

Древние люди их называли так? нет

Близко к нам находятся небесные тела? нет

Планета, обращаются вокруг Солнца? да

Они испускают собственного света? нет

Планеты различаются по объему? нет

Вместе с Солнцем образуют Солнечную систему? да

Современной науке известно 5 планет солнечной системе? нет

В солнечную систему входят их спутники? да

В солнечную систему входят малые планеты, кометы? да

В системы объединяется Луна? нет

Вселенной мы называли весь окружающий мир? да

Расстояние между космическими телами можно измерить километрами? нет

От Земли до Луны свет доходит за 1 минуту? нет

До Солнца он идет за 1 секунду? нет

До самой близкой до нас звезды свет доходит за 4 года? да

До нашей галактики – 4 тысяча световых лет? нет

Галактика объединяет системы? да

Луна – спутник Земли? Да


  1. Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле _______. Это огромное . ___________космическое тело. Солнце имеет форму ______. Диаметр Солнца в _____ раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в _______ раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца- _____________ километров.


Если команды ответили правильно, можно присудить по 1 баллу.

Планета – Planet {плэнит}- Ғаламшар

Звезда – Star - Жұлдыз

2. Актуализация знаний:

-Что такое звезда? 

Небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе. Излучающий свет массивный газовый шар, удерживаемый силами собственной гравитации и внутренним давлением.

- Что такое планета?

Небесное тело, вращающиеся по орбите вокруг звезды или её остатков.

-Чем отличается планета от звезды? 

1.Размер. Звезда больше в диаметре, чем планета.

2. Масса. Масса звезды больше массы планеты.

3. Химический состав. Звезда содержит в основном легкие элементы, планета – как легкие, так и тяжелые элементы.

4.Температура. Температура планеты много ниже температуры звезды.

5. Яркость и светимость. Звезды сами излучают свет, а планеты отражают падающий на их поверхность свет.

6. Химические реакции.

7. Движение в пространстве. Планеты движутся вокруг звезд.

- Какие космические тела входят в Солнечную систему? 

Солнечная система- планетная система, включающая в себя центральную звезду – Солнце- и все космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца

- Сколько планет входит в Солнечную систему?

- Что такое кометы? 

Небольшое небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. 

- Что такое метеорные тела?

Это мелкий твердый космический объект, обычно обломок астероида или кометы, движущийся вокруг Солнца. 

- Что такое Галактика? 

Система из звезд и звездных скоплений, межзвездного газа и пыли.

- В какую Галактику входит Солнечная система? 

Наша Солнечная система входит в Галактику Млечный путь.

- Что такое Байконур? 

3. Введение в новую тему:

Известный казахский поэт Олжас Сулейменов в честь знаменательного полета Ю.Гагарина в космос написал поэму

«Земля, поклонись Человеку!».

Отрывок поэмы.

На заводе был митинг.
Поднялся седой,
словно снег.
Он негромко сказал:
«Мы горды тобой, Юрий Гаганов…»
Он ошибся слегка.
Но его не поправили,
Нет —
Он был прав,
И неважно
в фамилии буква какая.
Важно то —
Что взлетел он с площадки
Советской страны,
Важно то —
Что спокойные люди
его провожали,
Важно то —
Что мы все
перед подвигом этим
Равны,
Важно то —
Что все страны
нам искренне
Руку пожали.

Как вы поняли данный отрывок? О чем он?

(Ответ учащихся)

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Тонкие

Кто может сказать кто это? (на картинке Ю. Гагарин)

А кто он?  космонавт

Верно ли что он является первым космонавтом в мире? Да

А когда Юрий Гагарин совершил свой первый полет в космос? 12 апреля 1961 году

Согласны ли вы… что полет советского человека в космос, явилось великим событием?

           Толстые?

дайте объяснение, почему… Ю. Гагарин является героем Советского союза?

Объясните почему его все помнят, и уважают?

Первый человек, побывавший в космосе, стартовал с казахской земли. 12 апреля 1961 года стал великим днем в истории человечества. В этот день в космос полетел человек — первый космонавт Ю.А. Гагарин.



Дорогие ребята! Вы конечно, прекрасно понимаете, что Земля должна оберегаться человеком. Потому что Земля — наша мать, наша колыбель, основа нашего существования. Поэт своим призывом желал именно нашего поклонения Земле. Человек, любящий Землю, любит свой народ, свою страну. Он будет патриотом своей Родины.

Космические корабли и сегодня поднимаются в космос из казахстанской «космической гавани» — космодрома Байконыр.

Кто может сказать, что такое космодром?

Космодром — Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов.

С космодрома Байконур стартовали и наши казахстанские космонавты: Тохтар Аубакиров, Толгат Мусабаев, а в 2015 году совершил космический полёт в качестве бортинженера-2 транспортного пилотируемого корабля «Союз 18» Айдын Аимбетов.

После выполненного задания ученики по очереди проговаривают выполненное задание, остальные учащиеся совместно с учителем внимательно слушают, если есть ошибки исправляют. 

4. Физминутка (муз)

5. Работа по новой теме урока:

2. задание: Рассказать биографию космонавтов :

Ф.И.О. космонавта:

Дата рождения:

Дата полета:

Продолжительность пребывания в космосе:

Высшие награды, звания:

б) представление своего проекта группами:

 Ю. А. Гагарин (9 марта 1934— 27 марта 1968) — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.  Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил академию им. Жуковского.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово , выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина.

АУБАКИРОВ Тохтар Онгарбаевич

Первый космонавт Казахстана. Родился 27 июля 1946 года в Каркаралинском районе Карагандинской области Казахской ССР (ныне - Республика Казахстан). После окончания 8 классов работал токарем на Темиртауском литейно-механическом заводе, одновременно учился в вечерней школе. 

В 1965 году закончил школу и поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков ПВО. После окончания училища в 1969 году служил в 
Военно-воздушных силах СССР.

В 1976 году окончил школу летчиков-испытателей и перешел на испытательную работу.

В 1976 - 1991 годах: летчик-испытатель ОКБ имени А.Микояна, летчик-испытатель ЛИИ имени М.Громова. За время работы освоил более 50 типов самолетов.

Первым в СССР поднял серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-29 с палубы 
тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси". Без отрыва от испытательной 
работы заочно окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. 
В 1991 году в соответствии с договоренностью между правительствами тогдашних 
республик СССР России и Казахстана приступил к тренировкам в Центре подготовки
космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Прошел ускоренный курс подготовки к полету на 
корабле "Союз ТМ" и орбитальном комплексе "Мир" в качестве 
космонавта-исследователя.

2 октября 1991 года стартовал в космос вместе с Александром Александровичем ВОЛКОВЫМ и австрийским космонавтом Францем ФИБЕКОМ в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз ТМ-13". В течение недели работал на борту орбитального комплекса "Мир". 10 октября 1991 года возвратился на Землю вместе с Анатолием Павловичем АРЦЕБАРСКИМ и австрийским космонавтом Францем ФИБЕКОМ на борту космического корабля "Союз Т-12". Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 22 часа 13 минут.

Народный Герой Казахстана (1995), Герой Советского Союза (1988), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1990). Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан.

МУСАБАЕВ Толгат Амангельдыевич

Родился 7 января 1951 г. в селе Каргалы Джампульского района Алма-Атинской области, Казахстан. В 1974 г. окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации. В 1993 г. без отрыва от подготовки в ЦПК окончил Актюбинское высшее летное училище.

В 1974–1976 гг. Т.Мусабаев работал сначала инженером, а с 1975 г. – секретарем комитета комсомола Бурундайского объединенного авиаотряда воздушных сообщений гражданской авиации в Алма-Ате. С 1976 по 1979 гг. он был инструктором отдела политико-воспитательной работы Казахского Управления гражданской авиации. В 1979–1985 гг. Т.Мусабаев работал заместителем командира (по политико-воспитательной работе) 240-го летного отряда Алма-Атинского объединенного авиаотряда.

В 1986 г. Т.Мусабаев прошел подготовку в 30-м учебно-тренировочном отряде гражданской авиации и получил свидетельство пилота гражданской авиации. После этого стал летать вторым пилотом, затем командиром самолета Ан-2 Бурундайского объединенного авиаотряда. В 1989 г. Т.Мусабаев окончил Ульяновский центр подготовки летного состава и с июня по октябрь 1990 г. работал вторым пилотом самолета Ту-134 Первого летного отряда Алма-Атинского объединенного авиаотряда.

11 мая 1990 г. решением ГМВК Талгат Мусабаев был рекомендован для обучения в ЦПК по курсу ОКП от Министерства гражданской авиации. С октября 1990 по май 1991 гг. он прошел ОКП в ЦПК. 6 марта 1991 г. Т.Мусабаев был призван на военную службу в российские ВВС с присвоением звания майора и зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность кандидата в космонавты. 13 сентября 1991 г. решением МВКК ему была присвоена квалификация космонавта-испытателя. Талгат Мусабаев совершил три космических полета.

Первый полет – с 1 июля по 4 ноября 1994 г. в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-19» и ОК «Мир» по программе ЭО-16.

Второй полет – с 29 января по 25 августа 1998 г. в качестве командира КК «Союз ТМ-27» и ОК «Мир» по программе ЭО-25.

Третий полет – с 28 апреля по 6 мая 2001 г. в качестве командира КК «Союз ТМ-32» (старт), КК «Союз ТМ-31» (посадка) и на борту МКС по программе МКС-Т1.

Летом 2003 года был назначен начальником боевой подготовки Управления армейской авиации ВВС России. Приказом начальника РГНИИ ЦПК от 27 ноября 2003 года летчик-космонавт России и Казахстана, генерал-майор Талгат Мусабаев отчислен из личного состава в\ч 26266 в связи с переходом на новое место службы. Таким образом, Мусабаев выбыл из отряда космонавтов РГНИИ ЦПК.

Летчик-космонавт РФ, Герой РФ, космонавт 1-го класса, кандидат технических наук Талгат Мусабаев является также Народным Героем Казахстана и летчиком-космонавтом Казахстана №2.

в) Айды́н Ака́нович Аимбе́тов (род. 27 июля 1972) — казахский космонавт, первый гражданин Республики Казахстан, совершивший полёт в космос, 545-й космонавт мира. Народный Герой Казахстана (2015), полковник ВВС Казахстана.

Со 2 по 12 сентября 2015 года совершил космический полёт в качестве бортинженера-2 транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-18М» к Международной космической станции (МКС). Являлся членом экспедиции посещения ЭП-18 на МКС. Вернулся на Землю на ТПК «Союз ТМА-16М». Продолжительность полёта составила 9 суток 20 часов 13 минут 51 секунду.

Во время космического полёта Аимбетов провёл ряд физико-космических экспериментов, в частности, «Ураган», «Релаксация», эксперимент по изучению влияния радиации на человека в космосе, а также космический мониторинг состояния экологии Аральского и Каспийского морей. На орбиту Аимбетов взял с собой флаг Республики Казахстан и флаг ВВС Казахстана, а также для проведения эксперимента «Дастархан-6» казахские национальные блюда в сублимированном виде с витаминными добавками, повышающие работоспособность и укрепляющие иммунитет — айран, иримшик (твёрдый сыр из овечьего молока), курт, сухое кобылье молоко, суп харчо, печенье и мясо по-казахски.

Продолжительность полёта Аимбетова составила 9 суток 20 часов 13 минут 51 секунда.

После выполненного задания ученики по очереди проговаривают выполненное задание, остальные учащиеся совместно с учителем внимательно слушают, если есть ошибки исправляют. 

3. Задание: Расположение правильно планет в солнечной системе. (музыка)

6. Проверка усвоения материала (тестирование):

Викторина «История казахстанской космонавтики»

1. Назовите первый и крупнейший в мире космодром. ( Байконур)

2. Что означает название «Байконур»? (в переводе с казахского языка «байқоңыр» — богатая долина).

3. Какой населённый пункт расположен недалеко от космодрома? (посёлок Тюратам).

4. Какой город Казахстана является космической гаванью? (Аркалык)

5. Дата полёта в космос Т. Аубакирова. (2 октября 1991г.)

6. Кто был первым космонавтом — гражданином Республики Казахстан? ( Талгат Мусабаев).

7. Сколько раз Т.Мусабаев побывал в космосе? (3 раза: 1994, 1998, 2001).

8. Сколько дней Т.Мусабаев провёл в космосе? (341 день).

9. Назовите французского космонавта — Почетного гражданина г. Аркалык. (Жан-Лу Жак Мари Кретьен)

10. Назовите первого летчика в Советском Союзе, который в 1988 году совершил беспосадочный полет, с двумя дозаправками в воздухе, на Северный полюс. (Токтар Аубакиров)

11. Когда на орбиту запущен первый казахстанский геостационарньий спутник «КаzSаt»? (июнь 2006г).

12. «Земля, поклонись человеку.» Кто автор этой поэмы? (О.Сулейменов)

III. Заключительная часть:

- Какую тему урока мы сегодня изучали?

- Что вы знали по данной теме?

- Что вы узнали?

- Что вам хотелось бы узнать?

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Перевод каких новых слов на три языка вы узнали?

Космос – Space {Спейс}- Ғарыш, Космонавт – Cosmonaut {Космонот}- Ғарышкер, Ракета – Rocket {Рокит} – Зымыран

- На ваш взгляд, какая команда работа активнее, сильнее?

- Чего не хватило второй команде?

7. Подведение итогов урока. 1 мин

Ученики подсчитывают количество полученных звездочек, и записывает итог в оценочные листы. Каждый из учащихся озвучивает сою отметку.

За 7 и выше  оценка 5

За 5-6  оценка 4

За 3-4  оценка 3

8. Домашнее задание: составить кроссворд, по теме «Казахстан – космическая держава».


На этом наше путешествие завершено. Все хорошо поработали. Давайте поблагодарим друг друга! Всем спасибо.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!