Тема: Насекомые. Пчёлы. Муравьи.
Цель: Создать условия для формирования потребности в
бережном отношении к насекомым-опылителям,
защитникам растений.
Задачи: Формировать понятие «насекомые», расширить
представление о многообразии насекомых, их значении в
жизни природы и человека, правилах природоохранного
поведения по отношению к насекомым.
Развивать логическое мышление, интерес к изучению
мира насекомых.
Воспитывать чувства удивления и восхищения
особенностями строения насекомых, их образа жизни
питания.
Оборудование: учебник «Человек и мир», тесты, карточки, ТСО,
мультимедиа, CD диск «Насекомые».
1. Оргмомент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно
Слушаем внимательно!
- Я желаю вам работать с радостью и удовольствием. Тогда и
результат вашего труда будет высок.
2. Проверка домашнего задания.
- Выполните тест «Многообразие животных. Связи, существующие
между растениями и животными».
Проверка теста. (МУЛЬТИМЕДИА)
3. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
1) - Вы узнаете новую тему, если отгадаете загадки:
Порхает маленький цветок,
Садится сам на стебелёк. (Бабочка.)
С бронёй, а не танк,
С крыльями, а не самолёт,
Летит – шумит, а без мотора. (Жук.)
Сок из цветов он берёт,
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела.)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар.)
Ребёнок солнца и дождя,
Букашечка красивая,
С крапинками, красная,
Её любимая еда – тля. (Божья коровка.)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей.)
- Как вы понимаете слово «артель»?
( Артель – такая коллективная форма ведения хозяйства,
когда трудятся, несут ответственность и участвуют в
общих доходах совместно.)
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не змея, а жалит. (Оса.)
Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (Паук.)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Правильно, «Насекомые».
Мотивация . (Назвать цель и задачи урока.)
- Мы с вами должны будем провести такое исследование на уроке,
которое поможет нам ответить на главный проблемный вопрос:
- Что произойдёт в природе, если исчезнут пчёлы и муравьи?
”Открытие” учащимися нового знания. Выдвижение
гипотезы.
- Ребята, посмотрите на картинки и подумайте, всех ли этих
животных можно отнести к классу «Насекомые»?
- Сомневаетесь?
- Выдвигаем гипотезу «Это - насекомые»
- Проведём исследование: проверим, верна ли наша гипотеза.
- Из каких частей состоит тело насекомого? (Ответы детей)
- Этих признаков недостаточно!
- Давайте обратимся к учебнику.(стр. 41, 1 абзац) - Прочитайте.
- О каком новом признаке вы узнали? («насечки», 6 ног).
- А сейчас рубрика ”Это интересно знать!”
- В этом нам помогут книги. Посмотрите, какие интересные
книги пришли к нам на урок. (Учитель зачитывает доп.
сведения из книги Л. Чумакова «Насекомые».)
- Кто из животных не является насекомым? (Паук.) Докажите.
- Мы доказали, что гипотеза «Это-насекомые» - не верна!
- Физпауза.
Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула,
Тут кузнечик скок-скок,
Пчёлка перелетает
С цветка на цветок.
Трясогузка хвостиком трясёт,
Перепел из земли червячка достаёт.
Дружно все вздохнули,
Мы немного отдохнули.
5. Первичное закрепление знаний.
Игра на внимание «Угадай насекомое». (Хлопок в ладоши при
правильном ответе).
Стрекоза, заяц, ёж, кузнечик, лиса, комар, дятел, жук,
шмель, тигр, бабочка, лягушка, пчела, муха, оса, щука,
муравей, паук, божья коровка.
6. Самостоятельная работа в группах. Закрепление.
I группа. Задание: Прочитать статью о насекомых (стр. 71-72) и
назвать тех, которые не прозвучали на уроке.
Ответить на вопросы:
- Нужны ли насекомые природе?
- Какую пользу они приносят?
II группа. Задание: Прочитать статью о муравьях (стр. 74-75) и
ответить на вопросы:
- Почему муравьёв называют «санитарами леса»?
- Как люди охраняют муравьёв?
Рубрика «Это интересно знать!»
(Дополнительные сведения о муравьях)
III группа. Задание: прочитать статью «Пчёлы» (стр. 73)
и ответить на вопрос:
- Какую пользу, кроме сбора мёда, приносят пчёлы?
- Объясните смысл пословицы «Трудолюбив как пчёлка».
- Какие качества характера мы можем в себе воспитывать,
наблюдая за насекомыми? (Ответы детей.)
О пчёлах можно рассказывать много.
Более подробно вам расскажет о них видеофильм
«Насекомые. Пчелиная семья.»
- Смотрите внимательно и запоминайте: кто живёт в
пчелиной семье?
(Просмотр видеофильма и ответ на вопрос.)
7. Итог урока. Рубрика « Порассуждай ».
- Вернёмся к нашему главному проблемному вопросу: Что
произойдёт в природе, если исчезнут пчёлы и муравьи?
Насекомые?
8. Домашнее задание (творческое.)
а) найти дополнительные сведения о насекомых,
б) составить рассказ « 1 день из жизни насекомого ».
9. Рефлексия.
Продолжи предложение. Сегодня на уроке :
- я узнал …
- я почувствовал …
- я захотел в себе воспитать …
- я могу себя похвалить за …
- Закончить наш урок мне бы хотелось словами Б.Заходера
” Про всех на свете”
Все – все на свете – на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все не свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это , конечно, ошибкой окажется.
- Спасибо всем за активную работу на уроке, ребята!
МОЛОДЦЫ !
Учитель начальных классов
СШ № 19 г. Бреста
Людмила Альбертовна Соснина
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕСТ ПО ТЕМЕ
« МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. СВЯЗИ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ
МЕЖДУ РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ»
Назови одним словом.
Птицы, рыбы, звери, насекомые, змеи – это …
2. Обведи кружком правильный ответ.
В Красную книгу РБ занесены:
а) белый медведь б) бурый медведь
соболь чёрный аист
жук – олень зубр
аист ручьевая форель
зубр жук – олень
3. Соедини стрелками животных по способу питания:
Растительноядные волк
Хищники ласточка
Насекомоядные заяц
Всеядные медведь