СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый Урок по произведению Осеевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый  Урок по произведению Осеевой

Просмотр содержимого документа
«Открытый Урок по произведению Осеевой»

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинается урок, 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постараемся все понять, 
Многое узнать.



Постановка темы урока.

  • Напишите на листочках волшебные слова ( работают в парах)

  • Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них в рифму.

Растает ледяная глыба

От слова теплого…спасибо.

Зеленеет старый пень,

Когда услышит …добрый день.

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь…здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… прости, пожалуйста.

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят…до свидания.

  • Почему эти слова называют волшебными?

  • Как еще иначе называют эти слова?

  • Что значит быть вежливым?

В рус языке встречаем слова невежа иневежда


А кто знает чем отличаются эти слова? Кого мы называем невежей, а кого невеждой?



      Невежа-  Грубый, невоспитанный человек

      Невежда- малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.

   

   - Верно. А какое из этих двух слов будет близким по значению слову вежливость?



До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «Вежа».

И раньше два эти слова были синонимами.

Вежа – это человек, который знает как себя вести в обществе.

Отсюда и вежество.

Вежество –качество ценное и обязательное, поэтому учили вежеству в школах на ряду с другими предметами.

Позднее вежество превратилось в вежливость.

Не путайте эти слова.

Они несут абсолютно разное значение.

 

Посмотрите, какая скороговорка у меня получилась.

 

  1. Работа со скороговоркой. 

Невежа - не невежда,

Невежда – не невежа.

               

 Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара  быстрее и   дружнее расскажет скороговорку.

                    

Хорошо. 

Вежливость – это то качество, которое важно для всех людей. И помогают нам быть вежливыми литературные произведения.



















Сообщение темы урока.

  • Мы сегодня познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово».

  • И к концу урока постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым.

  • В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.

  • Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей.

  • 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей.

  • Работая воспитательницей сочиняла рассказы и сказки.

Рассказ об авторе. Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать - корректором в газете. После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В.Осеева стала педагогом - воспитателем. Став детской писательницей, В.Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи. Произведения В.Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Разнообразна тематика рассказов В.Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры. Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Героиеё живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними. У В.Осеевой есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Ведь в её коротких рассказах есть таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам. Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В.Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души



Стадия вызова.

  • О чем может быть рассказ с таким названием?

  • Почему вы так считаете?



Словарная работа.

-Прежде чем познакомиться с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово» мы поработаем над трудными словами и объясним их значение.

Чтение трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений. про - бор - мо-та-ла - сказать быстро и невнятно

сняла с про-тив-ня. Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу. –

А теперь давайте, обратим внимание на текст в учебнике и посмотрим, какие слова и выражения предлагает нам объяснение учебник. (Дети находят и читают).

Чуть не поддал хорошенько

Стряпает –

А почему это выражение и слово? (Они считаются трудными и выделены синей полосой в тексте). –

Давайте в словарике найдём и прочитаем объяснения этого слова и выражения.

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпает – готовит пищу







Первичное чтение – чтение с остановками.  (Читает учитель) читать рассказ будем с остановками.

Мало уметь читать, надо уметь думать. (слайд) 


- После моего небольшого сообщения об авторе, кто – то может быть желает уточнить свои предположения о сюжете рассказа? 
- Давайте, узнаем, о чем эта история.



Свое отношение к прочитанному, отмечайте знаками на листе текста

  1. + положительно

  2. - отрицательно

  3. ! интересно

1 остановка после слов: подвиньтесь – сказал ему Павлик и присел на край.

  • Как произнес эти слова Павлик? Какое было у него настроение?

  • Что произойдет дальше?

2 остановка после слов: что же, не берет тебя брат?

  • Почему же берет брат?

3 остановка после слов: он вскочил и побежал домой.

  • вы догадались, какое слово прошептал старик?

  • Что произойдет дальше?

4 остановка после слов: старушка снимала с противня горящие пирожки.

  • Что скажет Павлик?

5 остановка после слов: … прислушивался к каждому слову брата.

  • Что будет дальше и почему?

  • Понравилась ли часть, которую прочитали? Каким значком отметили?
    - Кто из героев рассказа заинтересовал вас больше всего? Почему? (Слайд)
    - Что можете сказать о Павлике?
    - Каким вы увидели старичка?
    - Кого он вам напомнил? Почему? ( он говорит о волшебном слове)
    - А как вы думаете, какое слово подарил старичок Павлику?

  • 4.2. Учитель: 
    Давайте продолжим чтение рассказа. (2часть)
    - Какое слово подарил старичок Павлику? (пожалуйста)
    - Действительно оно имело волшебную силу? Докажите. (слайд)
    - Как Павлик произнес это слово в первый раз? Прочитайте. (слайд)
    - Как он произнёс его, обращаясь к бабушке? (слайд)
    -Когда Павлик произносил это слово, он выполнял условия старичка?
    -Давайте перечитаем конец второй части.
    - Как вы думаете, как поведет себя брат?
    - Поможет ли Павлику это слово и в этот раз?
    4.3 Учитель: 
    Запишите свой ответ на карточке, начиная словами: ( слайд)
    Нет, потому что…
    Да, потому что…
    4.4 Учитель: 
    Я предлагаю послушать, как автор закончил этот рассказ. (звукозапись)
    -Довольны ли вы окончанием рассказа?
    -Чьё мнение совпало с мнением автора? Но ведь конец мог быть и другим.
    - Почему же В.Осеева заканчивает рассказ именно так?
    - Что она хотела сказать нам этим рассказом?







Рефлексия

5. Рефлексия
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (слайд)
Стихотворение
Слова «до свиданья!», 
«Спасибо, простите, 
пожалуйста, здравствуйте» щедро дарите. 
дарите прохожим, друзьям и знакомым, / 
В троллейбусе, в парке, и в школе, и дома.  
Слова эти очень и очень важны, 
Они человеку как воздух нужны, 
Без них невозможно на свете прожить, 
Слова эти нужно с улыбкой дарить!!! 
Учитель: 
-И в реальной жизни вежливые слова имеют волшебную силу. Народная мудрость гласит:
Доброе слово путь к сердцу откроет. Слайд 
Вежливость украшает человека.
Надеюсь, что и вы в своей речи будете пользоваться такими словами. И они помогут вам в жизни.



Из частей пословиц соберите целые и подумайте,  какая из них точнее выражает главную мысль    рассказа?

  • За добро …                добру и учит.

  • Добрый человек…    добром и платят.

  • Добрый человек…    век учись.

  • Век живи …               в добре проживет век.





Вторичное чтение – чтение про себя.

 Так какова главная мысль рассказа? 
- Кто на самом деле творил чудеса? 





Составление плана по рисункам словами из текста.

Составление синквейна

  • Вежливость.

  • Волшебное, доброе.

  • Радует, помогает, радует.

  • Как ты, так и к тебе.

  • Доброта.

. Рефлексия деятельности. Оценивание 
Сегодня мы с вами очень много успели сделать, мы очень постарались. 
- С каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? 
- Кто написал этот рассказ?

Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения: 

Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... . 
Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... . 
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... . 

Практическая работа с творческим заданием. 

- Ну, а теперь полученные знания применим на практике. 
Нам с вами предстоит такая творческая работа. На память о нашем уроке я приготовила вам солнышки. 
-Запишите волшебные слова, которые мы часто говорим друг другу на лучиках солнца. Раскрасьте лучики в те цвета, которые вам больше всего нравятся. 

-А теперь поднимите свои солнышки. 
-От ваших добрых слов и от ваших солнышек у нас в классе стало светлее и добрее. 

8.Домашнее задание. 
- Все вы дома прочитаете рассказ. И выберете задание из предложенных по душе: 
1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении. 
2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни. 
3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!