СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по родному русскому языку в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по родному русскому языку в 8 классе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13»






Всероссийский конкурс

«Учитель года России»

в 2024 году





Номинация: «Лучший учитель родного языка и родной литературы»

Название урока: «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»



Подготовила: Баракаева Сузанна Романовна

учитель русского языка и литературы,

проживающая по адресу: 356353

Ставропольский край, Александровский район,

х. Всадник

ул. 60 лет Октября,38/2, телефон: 89992361009.







х. Всадник 2024 г.

Класс: 8 класс.

Предмет: родной русский язык.

Тип занятия: урок сообщения знаний.

Цель:  формирование коммуникативных умений и навыков речевого этикета.

Задачи:

образовательные: усвоить знания о правилах ведения диалога.

развивающие: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности,

вырабатывать языковую компетенцию, делать выводы;

воспитательные: формировать нравственные и этические представления о русской культуре.

Планируемый результат:

предметные умения: формулировать правила позитивного диалога,

строить диалог, используя вежливые слова, составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета, составлять текст на заданную тему.

личностные умения: возможность адекватно оценивать свою деятельность, выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности, проявление интереса к изучению темы, творческое отношение к составлению и оформлению высказывания.

метапредметные умения: познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу

коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.


Форма проведения:

Методические приемы: рассказ, кластер, театрализация, аналитическая беседа.

Количество участников: 15 учащихся.

Возраст: от 13-14 лет.

Реквизит:

Оборудование: информационные карточки, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:


1. Оргмомент

2. Слово учителя

Звуковая гимнастика

Т- снимает напряжение,

О- положительно воздействует на умственную деятельность,

Н- активизирует творческие способности.

Очень хочу, чтобы ТОН нашего общения на уроке был доброжелательный, спокойный, вежливый.

Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня. Я рада приветствовать вас, добрый день - Здравствуйте, все, кто весел сегодня! - Здравствуйте, все, кто грустит! - Здравствуйте, все, кто общается с радостью! - Здравствуйте, все, кто молчит!

3. Фронтальная работа.

СЛАЙД 1 «Работа с пословицами»

- Прочитайте пословицы и подумайте, о чем они ?

Именно о таком общении говорится и в русских народных пословицах.

  1. Работа с пословицами

Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит (предполагаемые ответы: под домом в данной пословице подразумеваются отношение между людьми, семейный лад. Безусловно, именно добротой и хорошим отношением можно добиться крепкой семьи, хорошего семейного быта. А вот зло, как злые слова направлены лишь на разрушение. Добро - это созидание, а зло - разрушение.)

Без рассуждения не твори осуждения (предполагаемые ответы: призывает человека не делать выводы и не выносить суждения о других людях без должного обдумывания и анализа ситуации.)

Умей сказать, умей и смолчать (предполагаемые ответы: С одной стороны, она указывает на определенные ситуации, в которых иногда разумнее будет говорить, а иногда промолчать, чтобы не испортить отношения с людьми. С другой стороны, она требует от определенного человека умения сказать, когда нужно говорить или промолчать, когда говорить не нужно. То есть пословица указывает нам, что мы не только сами должны развивать умение контролировать речь, но и умение разбираться в ситуациях, если мы уже полностью научились владеть своими словесными порывами.)

Микровывод: выберите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом. Объясните почему именно эта пословица и выскажите догадку, о чем будем говорить.

Помогать сформулировать тему урока и открыть ее на доске

(предполагаемые ответы : О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.)

- Верно, какие вы молодцы, о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.

Тема урока «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности». (вывешивается на доске).

СЛАЙД 2 Наша цель:

1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;

2)научиться использовать этикетные формулы и правила общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;

3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка.

4. Работа с учебником в группах.

- А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией. Мы разделимся с Вами на группы. Задача каждого ряда распределить обязанности в группе, кто-то читает, кто-то записывает нужную информацию, а кто-то ее представит остальным участникам.

1 ряд – Из истории русского этикета.

2 ряд- Ценности русского речевого этикета.

3 ряд – Речевой этикет у разных народов.

На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.


1 ряд – Из истории русского этикета.

- инструкция поведения в 12 веке;

- цитата о том, что мы возьмем в наши дни;

- сборник правил +цитата.



В «Поучении Владимира Мономаха» есть такие наставления:




2 ряд - Ценности русского речевого этикета.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.   

   Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
     Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
     Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
     Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.



3 ряд – Речевой этикет у разных народов.



5. Защита минипроекта группами.
1 ряд – пересказ текста

2 ряд – знакомство с определениями

3 ряд – театрализация приветствия разных народов

ФИЗМИНУТКА – повторение приветствий

6. Практическое закрепление

- Переведите вредный совет Григория Остера в полезный, соблюдая знания речевого этикета, полученные на уроке.

- 5 человека прочитали. (Оценить вслух). Остальные поменялись тетрадками и поставили оценки на полях.


- Мы тихонько движемся к концу урока, откройте дневники и запишите д/з. Вам нужно подготовить сообщение на тему «Приветствие в речи современных школьников».


7. РефлЕксия

Конверты №3 (обратная связь)

- Откройте конверты №3, в них лежат бумажные телефоны, Напишите сообщение-впечатление о сегодняшнем уроке, используя правила речевого этикета.

ФОНОВАЯ МУЗЫКА

-Ребята, хочу открыть Вам секрет, если волшебные слова говорятся искренне, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями - всегда происходит чудо.

-А теперь сделайте, пожалуйста, счастливыми, всех, кто сегодня с вами здесь и сейчас

- Что говорим учителю и гостям в конце урока?

-А теперь все вместе ,

- Спасибо за урок.

.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!