МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, № 5 с.п. Нартан»
(ГКОУ «ШИ №5 с.п. Нартан» Минобрнауки КБР)
Методическая разработка
открытого урока по русскому языку
4 классе
Учитель : Мокова Л.А.
Тема: Части речи (обоБщение)
Цели:
1. Обобщение знаний по частям речи.
2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.
3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.
учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.
Ход урока
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее.
-Начнем скорей урок!
II. Каллиграфическая минутка.
- Что означает эта пословица?
Определить тему урока, разгадав кластер (на доске)
Определить цели и задачи урока.
Повторение. Фронтальная работа.
(на доске )
З…мля, в…дичка, ни…кий, сла…кий, извес…ный, прекрас…ный, гри…,л…сной,в…рона, шка…, пе…цы.
-Назовите все орфограммы, которые мы с вами повторили.
-Придумайте предложение с одним с данны слов. Найдите грамматическую основу.
IV. Работа с текстом.
1)12 июня 1812 года в Россию вторгся опасный и сильный враг — громадная армия французского императора Наполеона Бонапарта. (2)Талантливый полководец и смелый авантюрист Наполеон сначала захватил власть во Франции. (3)Затем он завоевал почти всю Европу, кроме Англии, находящейся на островах. (4)И теперь направил свою огромную армию на Россию. (5)Наполеон был уверен в скорой победе.
(6) Одного не учёл Наполеон: в России ему противостояла не только армия. (7)Самым неожиданным врагом для французской армии стали русские крестьяне. (8)Поначалу их участие в войне было не слишком героическим: они просто уходили из деревень в леса, уводили с собой скот, уносили запасы зерна и сена. (9)Но даже такое поведение доставляло много проблем наполеоновской армии. (10)Французам негде было добыть продовольствие и корм для лошадей.
(11)Очень скоро продукты у французских войск закончились. (12)Вот тогда и начали крестьяне выходить из лесов. (13)Наполеоновские солдаты привыкли, что покорённые народы не оказывали им особого сопротивления. (14)Но русские мужики встретили их дубинками и вилами, они собирались в партизанские отряды и безжалостно громили французов при удобном случае. (15)Партизаны нападали на французские обозы, отнимали у врагов оружие, боеприпасы и продовольствие. (16)Потери французов от их действий оказались почти такими же, как на полях сражений.
1. Определить тему текста.
2. Основная мысль текста.
3. Работа по группам
- Определить микротемы текста.
V.Физминутка
VI. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.
1. Запись слов под диктовку учителя.
Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.
2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.
– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?
– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.
– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.
– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.
Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:
3. Группировка слов по частям речи.
– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?
– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)
– Запишите слова в три столбика по частям речи.
– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.
– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.
VI. Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.
– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)
– Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)
– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)
– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)
– Все ли части речи обладают этими признаками?
– Почему?
– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.
Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.
В результате работы таблица приобретает следующий вид:
| Существительное | Прилагательное | Глагол | Личные местоимения |
Значение | Предмет | Признак | Действие, состояние | Указывает на предмет |
Вопросы | | | что делать? что сделать? | |
| + измен. | + измен. | + измен. | + постоян. |
| + постоян. | + измен. | + измен. в пр. вр. | + измен. в 3 л. ед. ч. |
Склонение | + | – | – | – |
Падеж | + | + | – | + |
I II | СПР. | – | – | + | – |
| – | – | + измен. в наст. и буд. вр. | + постоян. |
Время | – | – | + | – |
VII.Упражнение в определении части речи
Определи часть речи над выделенными словами
Век живи – век учись.
Тетрадь – зеркало ученика.
Сперва аз да буки, а потом и науки.
Чем десять раз читать, лучше один раз записать.
Учиться никогда не поздно.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Век живи – век ….. Тетрадь –…….. ученика. Сперва аз да буки, а потом и .………. Чем …….. раз читать, лучше один раз записать. Учиться никогда не ……. Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно. | поздно учись десять науки зеркало маленькое |
Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.
VIII. Работа с учебником.
1. Распознавание частей речи (упр. 296).
2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой
3. Выполнение разбора предложения и слов, отмеченных в тексте
IV. Домашнее задание: упражнение 297.
X. Рефлексия. Итог урока.
О чем мы говорили на уроке? Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово? Приведите примеры каждой части речи.