СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку"Имя существительное и его грамматические признаки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок закрепления и обобщения по данной теме. Используя разные формы и приёмы на уроке мы повторили о грамматических признаках имени существительного.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку"Имя существительное и его грамматические признаки"»



Тема урока: «Имя существительное и его грамматические признаки».

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме.

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности и др.).

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Оборудование урока: учебник, загадки, карточки для индивидуальной и групповой работы; картинки.



Ход урока:

  1. . Организационный момент

- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.



А теперь проверь, дружок, 
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, 
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать, Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. Постановка темы и целей урока.

- Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:

«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов». Давно живу я в мире этом Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков.

Словарная работа.

- А начнём мы наш урок с небольшой словарной работы.

Учитель показывает картинку, ученики записывают словарные слова в тетрадь. Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?

(Все слова – имена существительные)

1Актуализация опорных знаний.

Игра «Большая стирка»

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?    
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
Индивидуальная работа по карточкам.

Подчеркни имена существительные:

Ходил, береза, у, читает, река, кричал, зимний, над, легкий, бумага, чувство, спит, к, пчела, белая, через, широкий.

- Только ли предмет может обозначать имя существительное?- Что может обозначать имя сущ. кроме предмета? (Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

Как изменяются имена существительные(по числам, падежам, родам)Отгадываем загадки, ответы напишем в 3 столбика по родам.

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (солнце)


Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним, прочь бегут. (дождь)


Пушистая вата плывёт куда - то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)


Летит орлица по синему небу.

Крылья расправила, солнышко застлала. (туча)


Неизвестно, где живёт.

Налетит, деревья гнёт. Засвистит - по речке дождь.

Озорник, а не уймешь. (ветер)


Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём, ищем, ищем - не найдём. (роса)


Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)



- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

Мы знаем что имена существительные изменяются по числам (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

Учитель диктует слова , ученики записывают пары- лист, дерево, книги, стул, птицы, газета. Мы знаем что имена существительные изменяются по вопросам и падежам. Сколько вы знаете падежей, назовите их с вопросами? Просклонять существительные тетрадь, пенал.(2 ученика работают у доски).

(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
- Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).
- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.

- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?

(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

- Правильно. Молодцы.

Зрительная гимнастика «Собери цветы в вазу».

2 Работа по теме урока.

1). Устная работа.

- Прочитайте пары слов, объясните, по какому грамматическому признаку они составлены.

  1. Облака – облако (число).

  2. «Весна» - весна (собственное, нарицательное).

  3. Музыка – музыкант (одушевлённое, неодушевлённое).

2). Игра «Доскажи словечко».

- Вам необходимо добавить последнее слово, записать его в тетрадь, при проверке объяснить его написание .

  1. Каждый колосок хорош,

На полях созрела _____ (рожь).

2 Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел- ____ (врач).

3 Возле штанги, как циркач,

Я ловлю футбольный _____ (мяч).

4Луна и ночь,

Что мать и _____ (дочь).

5В полдень или в полночь

Друг придёт на _____ (помощь).

6В этот час такая тишь,

Только слышно: «Спи, _______ !» (малыш).

- Молодцы, и с этим заданием справились.

3). Игра «Заказ».

- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.

Итак, я заказываю имя существительное Д.п.

(Усталое солнце по небу гуляет).

- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.

(Ленивая туча над лесом скучает).

- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.

(На сонной берёзе щебечут синицы).

- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.

(Спит ветер игривый средь поля пшеницы).

- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(А. Громова).

Физминутка.

4). Творческая работа.

По картинке составить небольшой рассказ и записать в тетрадь - Давайте проверим, что у вас получилось. А теперь подчеркните все имена существительные. Проверка выполненного 5). Работа с учебником. Грамматический разбор существительных.

- Откройте учебник на стр. 85, найдите упр. 178.

- Прочитайте текст, ответы на вопросы по содержанию. Задание к упражнению.

Необходимо выписать из текста имена существительные и сделать их грамматический разбор. Кому трудно, может пользоваться планом разбора.

6). Экспресс – опрос «Да или нет».

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы. У каждого из вас есть таблица из двух граф: в одной обозначен номер вопроса, в другой – вы будете делать отметки. Если согласны с утверждением, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Условие понятно? Тогда начинаем.

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).

2. Небо – это существительное мужского рода (-).

3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (-).

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (+).

5. Склонение – это изменение существительных по падежам (+).

6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).



1

2

3

4

5

6

+

-

-

+

+

-




- Давайте проверим.

Домашнее задание:стр87№181 Итог урока. Оценивание.



- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- О какой части речи мы вели разговор на уроке?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

- Я молодец!

- Я старался, но мне помогали.

- Не все получалось.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!