СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих." с самоанализом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтапная разработка открытого урока с самоанализом

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих." с самоанализом»

Открытый урок по русскому языку

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Раздел: Части речи.

Номер урока: 79.

Класс: 3-в Педагог: Янмаева Татьяна Андреевна



Цель урока:

Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения:

1) познавательные

• формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

• познакомить с правилами написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;

• выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

2) развивающие

• развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание.

3) воспитывающие

• создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.

Личностные УУД:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, с учащимися.

Регулятивные УУД:

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнера.

Познавательные УУД:

развивать умение выделять и формировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД:

развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Оборудование:

учебник русского языка Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова, рабочая тетрадь…

Карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в группах, презентация, алгоритм рассуждения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Урок хотела бы начать с пословицы:

Слайд 1.


«Каждый день прибавляет нам частицу мудрости».


- Как вы понимаете ее? (Ответы детей)

- Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем их и используем.

- То маленькое зернышко знаний, которое мы приобретаем каждый день, складывается в колосок, а колоски наполняют амбары. Так пополняются и наши знания.

- Сегодня вас ожидают много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята! Давайте вспомним, какую большую тему мы сейчас изучаем?

(Имя существительное).

- Продолжите: имя существительное – это …

Слайд 2.

Выберите правильный ответ.

1. Имя существительное – это…

• часть речи

• часть предложения

• слово



2. Имя существительное обозначает…

• признак предмета

• действие предмета

• предмет 

3. Имя существительное изменяется…

• по родам

• по числам

• падежам

4. Имена существительные бывают…

• одушевленные и … (неодушевленные)

• собственные и … (нарицательные)


Повторения правила хором.

- Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

за посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу.

- Запишите, пожалуйста, сегодняшнее чисто, классная работа.

  1. Минутка чистописания.

На доске образцы букв.

Жж, Шш, Щщ, Чч, ь

- Назовите лишнюю букву.

- Почему так считаете?

- Запишите 1 строчку букв.

- Запишем слова с этими буквами:

Камыш, мяч, рожь, печь.

- Что общего в этих словах?

(Это существительные ед. числа. Они все оканчиваются на шипящий звук).

  1. Фиксирование затруднения.

- Назовите одним словом данное определение и запишите.

а) Маленький ребенок (малыш).

б) Добыча охотника (дичь).

в) Футбольное соревнование (матч).

г) Двенадцать часов ночи (полночь).

д) Очень длинная была у оратора … (речь).

- Какие затруднения испытывали в написании слов?

(Где писать и где не писать «ь»)

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

- Какую цель поставим перед собой?

(Выяснить, когда пишется мягкий знак после шипящих, а когда не пишется).

Слайд 3.

Прочитайте пословицы (воспитательная минутка)

Ученье – луч света, а неученье – тьма.

Хорошую речь хорошо слушать.



- Какую роль выполняет «ь» знак?

- Какую роль выполняет «ь»? Ведь [ч’] всегда мягкий звук. (Не знаем).

  1. Работа над новым материалом.

- Прочитайте слова (запись на доске):

Ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, ночь, ключ, печь, товарищ, калач.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Давайте распределим их на 2 группы. По какому признаку можно распределить?

мужской род

женский род

плащ

ключ

товарищ

калач

ночь

мышь

рожь

печь

- Нужен ли «ь» знак для обозначения мягкости согласного звука [ч’]? (Он всегда мягкий)

- Стал ли звук [ж] мягким, от того, что там стоит «ь» знак?

- Какой вывод можно сделать?

(У существительных женского рода «ь» знак на конце шипящих пишется, у существительных мужского рода «ь» знак на конце шипящих не пишется).

- Это ваша гипотеза. Верна ли она?

- Ответить на этот вопрос поможет нам учебник на стр. 25.

  1. Физ. минутка.

  2. Первичное закрепление.

- Давайте еще раз повторим правило написания «ь» знака в конце существительных после шипящих (2-3 ученика).

  • Самостоятельная работа.

- Спишите словосочетания, дописывая подходящие по смыслу слова с шипящей на конце.

Перочинный … (нож), холодный … (душ),

душистый … (ландыш), скорая … (помощь),

новая … (вещь), красивая … (речь).

  • Проверка самостоятельной работы (коллективно).

  • Работа с карточками.

Девочкам

Вставьте пропущенные буквы.

1. Подчеркните слова только женского рода.

Вещ…, врач…, доч…, мыш…, плащ…, ёж…, помощ…,

малыш…, ноч…, товарищ…, ключ…, тиш…, лож…

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных

женского рода.

___________________________________________________

___________________________________________________





Мальчикам

Вставьте пропущенные буквы.

1. Подчеркните слова только мужского рода.

Вещ…, врач…, доч…, мыш…, плащ…, ёж…, помощ…,

малыш…, ноч…, товарищ…, ключ…, тиш…, лож…

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных

мужского рода.

___________________________________________________

___________________________________________________




- На предыдущих уроках мы с вами говорили о тексте. Давайте повторим. А для этого поработаем над деформированным текстом. (На обратной стороне карточки работаем над деформированным текстом).

Слайд 4.

1. весна, в, край, наш, пришла, Волшебная, тихий

2. оживила, лес, замерзший, Она

3. полной, Всё, задышало, грудью


  • Самопроверка (проверить и оценить свою работу).



Слайд 5.

1. Волшебная весна пришла в наш край.

2. Она оживила замерзший лес.

3. Всё задышало полной грудью.

  • Игра «Четвертый лишний».

а) Карандаш, плащ, мышь, шалаш.

б) Кирпич, мелочь, ночь, дочь.

в) Тушь, ключ, вещь, печь.

г) Грач, помощь, палач, калач.

- Вы хорошо поработали, Молодцы!

В заключении посмотрите и послушайте «Сказку о мягком знаке».

(Видео фильм).

- Прослушав видеозапись, выберите существительные с шипящими на конце и укажите наличие или отсутствие «ь» знака.

(Шалаш, дичь, багаж, упряжь, плащ, брошь, обруч, нож, рожь, меч, ночь, ландыш, вещь, ключ, клич, дочь, помощь, луч, глушь).

  1. Рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель ставили?

- Достигли цели? Что было легко? Что было трудно?

- Что мы узнали нового?

  1. Итоги.

- Сегодня на уроке самыми активными были ………

- Они давали правильные ответы и получают отметки …………

  1. Домашнее задание.















































Самоанализ по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

В начале урока, на этапе мотивации, создала положительный настрой на урок. На этапе актуализации знаний создала игровой момент для привлечения внимания. Для постановки проблемы, определения темы и целей урока использовала слова (Камыш, мяч, рожь, печь) – их исследование.

На этапе открытия нового знания предложила поработать со словами, разделив их на две группы. Вывели алгоритм написания мягкого знака в именах существительных с шипящим на конце.

После этого провела физминутку.

На этапе первичного закрепления предложила фронтальную работу по учебнику для отработки правила во внешней речи.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону предложила индивидуальную работу по карточкам и алгоритму.

Подвела итог, проведя рефлексию по вопросам.

В процессе всего урока перед каждым заданием предлагала определить цель предстоящей работы, алгоритм выполнения. После работы делали вывод, проводили самоанализ в оценочных листах. В конце урока провели самоанализ своей работы по усвоению новых знаний, самоанализ урока.

Урок старалась сделать динамичным, со сменой видов деятельности. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала презентацию, наглядность.

Во время всего урока использовалась технология системно-деятельностного подхода, элементы игровой технологии, проблемно – диалогическая технология – постановка проблем и нахождение их решения, технология формирования правильной читательской деятельности ( работа с текстом учебника), здоровьесберегающая технология. На всех этапах использовалась технология оценивания.

Использовала такие методы обучения:

словесный, наглядно – иллюстративный ( презентация), частично – поисковый , исследовательский (исследование слов), практический.

В ходе работы мною оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных особенностей. На уроке поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера.

Дети на уроке были активны, чувствовали себя комфортно. Цели и задачи урока реализованы. Урок состоялся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!