СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему «Правописание не с деепричастиями» в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему «Правописание не с деепричастиями» в 7 классе (по ФГОС) с приминением различных форм работы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему «Правописание не с деепричастиями» в 7 классе»

Конспект урока по русскому языку учителя русского языка и литературы Попковой И.В. (МБОУ «Почтовская СОШ»)

7-Б

Урок 40.

Тема урока: «Правописание не с деепричастиями»

Цели урока:

  • Познакомиться с правилом написания не с деепричастиями;

  • Сформировать умение распознавать приставку и частицу не при деепричастии;

  • р/р работа со словарным словом, конструирование предложении с использованием деепричастии;

Образовательные:

повторить правило написания не с глаголами;

Ознакомить ребят с правилом написания не с деепричастиями;

Формировать умение распознавать приставку и частицу не при деепричастии;

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала ( форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение слушать учителя и обобщать.

Развивающие:

Работа по развитию речи: формулировка вводов, расширение словарного запаса за счет изучения новых слов, конструирование предложений;

Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти

Технологии урока: элементы проектной деятельности.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, групповая.

Опорные понятия: часть речи, орфограмма, слитное и раздельное написание

Новые понятия: правописание не с деепричастиями, памятка.

Межпредметные связи: детская литература

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред. Рыбченковой, раздаточный материал, карты рефлексии, презентация к уроку.

Оборудование: мел, доска, учебники, раздаточный материал


План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Мотивация (повторение пройденного материала, 5-7 мин)

  3. Формулирование проблемы, планирование деятельности (5-7 мин)

4.1.Объяснение нового материала, поиск решения (работа с текстом учебника) (5-7 мин)

4.2.Первичное закрепление на примере грамматического материала (3-5 мин)

  1. Физкультминутка (3 мин)

  2. Систематизация и обобщение знаний. (5 мин)

6.1.Самостоятельная работа в группах (5 мин)

    1. Дальнейшая работа по закреплению нового материала (Текст на рабочих листах)

  1. Подведение итогов урока (рефлексия); (5-7 мин)

  2. Задание на дом. (2-3 мин)



Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

Цель для учителя: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

(включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы)


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.



2 Повторение пройденного материала.      

Проверка домашней работы

Постановка проблемной ситуации.

Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность, выделить проблемную ситуацию

Цель для учеников: повторить орфограммы « Не с глаголами», « Раздельное и слитное написание не с причастиями»

Задачи: уметь определять выбор написания не со словами, выделить проблему написания не с деепричастиями


3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели урока

Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.

Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.


4. Объяснение нового материала. Поиск решения: открытие нового, формулирование правила.

4.1 Исследование

Цель для учителя: показать закономерность слитного и раздельного написания не с деепричастиями.

Цели для учеников: сравнить написание деепричастий, сделать выводы

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы

4.2. Работа с правилом










4.3 Составление алгоритма

Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы, записать алгоритм

Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в алгоритм.








4.4. Возвращение к проблеме. Тренировочное упражнение:

Объяснительный диктант






5. Физкультминутка

Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.


6. Систематизация и обобщение знаний.

6.1. Работа в группе. (раздаточный материал ) Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике. Задачи: формировать умение работать в группе; отрабатывать навык анализировать и делать выводы, обобщать.







6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель для учителя : выявить качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала.

Задачи: проверить полученные знания, умения, навыки.







7. Подведение итогов, рефлексия.

Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.





8. Домашнее задание.

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.



Организует работу, объясняет цели.

1. Задание:

-Вспомните правила о правописании не с глаголами, не с причастиями, объясните правописание слов с не

Молодцы! А посмотрите на доску.

На доске записаны слова,:

- К какой части речи относятся данные слова?

-Что мы здесь видим?

- как пишется НЕ с деепричастием мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока ….

- Определите тему урока.

Что нужно делать, чтобы правильно написать не с деепричастиями?

- Какие цели поставим?








- Проведем исследование,

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями

ненавидя
не_думая                 негодуя
не_прочитав           недоумевая
не_надеясь         невзлюбив


Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ?



- Составьте алгоритм.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.









- Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения  сам, к  остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):



Контролирует выполнение правильности упражнений.

Ребята, сядьте на стул, руки положите на колени, расслабьтесь, все внимание сосредоточьте на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

- Ребята, берегите свое зрение



Докажите, что  перед нами текс

– Озаглавьте текст 
– Определите стиль текста

– Определите тип речи

- Выпишите деепричастия, в которых допущены ошибки, исправьте , обозначьте изученную орфограмму.









Задание «Четвертый лишний»

Выбрать только один неправильный вариант

-Самостоятельно с опорой на алгоритм выполняете задание в карточке

- Проверим.


Дополнительное задание:

Попробуйте применить алгоритм и выполнить задание. Распределите слова в две группы:

1. Раздельное написание

2. Слитное написание


- О какой теме мы сегодня говорили на уроке?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.

- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке? Посчитайте количество баллов




На выбор:

1.Выписать из худ.текста3 предложения, в которых употребляется деепричатие с не.

2. упр.

или

(Мы вспомнили, что –

Мы поняли –

Было интересно –

Вызвало затруднение –

Нужно выучить –)

1.Отвечают верно или неверно утверждение учителя. Проверяют взаимопроверкой

2.Рассказывают правило.

Работа у доски.


Дети отвечают – деепричастие с не

Формулируем проблему и тему уроку, а также ставим задачи для решения этой проблемы.

Тему урока называют учащиеся

Не с деепричастием

Слова на доске: невзлюбив, не надеясь, не видя, не думая, негодуя, недоумевая, ненавидя



-











НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями). Записывают слова – слитное написание


Читают правило вслух



НЕ с глаголами

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.


Да Нет

Раздельно Слитно






Работа по группам: 1. Записывает пословицы

2 группа фразеологические обороты

3 группа составляет предложения с данными деепричастиями

Дети записывают в тетрадь.



Выполняют действия

Во время всей физминутки следят глазами за движением круга и потом следят за направлениями линий.





Записывают слова в две группы.

Предложения связаны по смыслу и грамматически.

Песня волчицы.

Художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи

Повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!