СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Избербаш










Открытый урок по русскому языку

На тему:

«Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»















Подготовила: Уч. нач. кл.

Магомедова Марьям Магомедовна









2021 г.



Тема урока: Правописание сочетаний жи-ши.



Цели урока:

образовательная: уточнить представление обучающихся о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых; учить писать сочетания жи, ши; систематизировать знания обучающихся о правописании гласных после шипящих; упражнять в написании сочетаний жи, ши.

развивающая: развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность.



Ход урока.

  1. Приветствие гостей.

Учитель: Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать.

Дети: Постараемся понять,

Чтобы грамотно писать.

- Прежде чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы. Итак, у вас на столе: ручка, простой карандаш, дневник, линейка, тетрадь на один урок, конверт

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь! Сегодня мы будем работать в группах. У каждой группы на парте свое дерево, которое вы будете заполнять листочками за правильные ответы.





2. Организационный момент.

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный
Кто же это? (Буратино)

-Буратино очень не хотел учиться и возможно поэтому с ним приключались неприятные истории. Наша с вами задача показать Буратино, что учиться интересно и полезно, а для этого от вас требуется, чтобы вы были активными, внимательными, дисциплинированными и постарались показать свои знания и умения.

3. Определение темы и целей урока. Создание проблемной ситуации.

Но сначала определим тему нашего урока. А для этого повторите за мной чистоговорку:

Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.

Ши – ши – ши - в коробке есть карандаши.



Значит, написание каких орфограмм мы будем сегодня закреплять?



4. Минутка чистописания.

- А помогать красиво нам писать будет девочка с голубыми волосами. Кто же это? (Мальвина)

- Вспомним как пишутся буквы Ш и Ж.

5.Работа над темой урока.

1. Мальвина передала для нас письмо. Что же в нем? Давайте узнаем.

Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»

- Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША. Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи, камыши.

Запомните: в сочетания ЖИ - ШИ только И всегда пиши.

2. Посмотрите внимательно на 2 задание. Что вы увидели? (слова написаны все слитно). Помогите мне, пожалуйста, найти слова на изучаемую орфограмму и обведите их . Кто быстрее и больше? Рядом с заданием напишите количество слов, которое у вас получилось.

Л Ы Ж И Л О Д К А Ч А Й К А Ш И П О В Н И К Ш А Р Р О Щ А С Н Е Г С В Е Ч А Г Р А Ч Ш И Ш К А Ш У М Т У Ч А

- Давайте проверим: лыжи, чайка, шиповник, роща, свеча, шишка, туча (7 слов)

3. Мальчик Пьеро всегда грустит и плачет. Он очень хочет понравиться Мальвине. Но Пьеро не знает некоторых правил и боится, что Мальвина узнает об этом и будет смеяться. Давайте поможем ему.

У вас на парте лежит задание от Пьеро: Вставьте пропущенную букву.

Ш…рокий, рыж…й, ж…дкий, ж…вой.

Ш…пит, сторож…т, спеш…ть,туш…ть.

Уж…н, ш…на, лыж…, маш…на.

Чуж…е, ш…рокая, поникш…е, душ…стые.

Сж…гать, ж…ли, смеш…ть, ш…ть.

Ж…РАФ, еж…к, ш…шка, ш…пы.

- Вставьте буквы. Проверяем команды, которые справились первыми. Можете наклеить на свои деревья листочки.

-Буквы Ж и Ш какие всегда по твердости/мягкости?



4. Верный друг Мальвины пес Артемон очень любит охотиться. И он приготовил для вас задание.

-Записать отгадку, подчеркнуть орфограмму жи-ши

Мы проворные сестрицы

Быстро бегать мастерицы

В дождь лежим

В снег бежим

Уж такой у нас режим.(лужи)


Белая звёздочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут ………..(мыши)

Вяжет мама длинный шарф ,

Потому что сын жираф………(жираф)



Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи, 
А зовут их … (л
ыжи).



На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать
Стали обувь надувать. (ш
ины.)

- Проверяем.

5. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развёл

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.



6.Чтобы победить злого и жестокого Карабаса-Барабаса, надо быть не только смелым, но и умным. А злодей приготовил для Буратино сложное задание и без вашей помощи тут не обойтись.

Деление текста на предложения. Самостоятельная работа.

(Дети получают карточки)

- А какие правила поведения в лесу вы знаете?

В л..су т..шина там ж..вут разные ж..вотные лес – это дом для всего ж..вого друж.. с лесом!

-Сколько предложений в тексте?

-Спишите текст, разделив его на предложения.

- Проверьте свою работу.

- Подчеркните сочетание жи – ши.

- Проверим.

7. Все, справились со злым Карабасом. Можно Буратино возвращаться домой к папе Карло и своим друзьям. Но кто это … Лиса Алиса и кот Базилио. Ни за что не отпустят они Буратино, пока он не выполнит их задание.

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.

Веры, у, новые, лыжи.

Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Саша, лыжи, катается, на.

Ужи, под, спрятались, камень, большой.

Зоопарке, в, жираф, живет.


Составление предложений на доске.

Итог урока

- Написание каких орфограмм повторяли?

(Стихи читают подготовленные дети)

Жи да ши, жи да ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.

Ча и ща, ча и ща,

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой а и ча, и ща.

Сочетания чу и щу

Пишем только с буквой у.

Чудо, щука, ухвачу

И кричу, лечу, хочу.



8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Как вы считаете, Буратино у нас понравилось?

-Какой урок он для себя вынес? (ЖИ-ШИ пиши с буквой И)

- Для чего необходимо знание этой орфограммы? ( Чтобы грамотно писать.)

9. А домашнее задание вам приготовила мудрая черепаха Тортилла. Ведь она знает, что если дома ничего не делать, то знания улетучиваются.

Домашнее задание : упр.104 с.73














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!