СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему: "Причастный оборот и знаки препинания при нем"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7-А классе

Тема «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

Цель и задачи: Дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: "Причастный оборот и знаки препинания при нем"»

Урок русского языка в 7-А классе

Тема «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

Цель и задачи: Дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение причастного оборота, синтаксическую роль причастного оборота (в предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением), место причастного оборота по отношению к определяемому слову, условия выделения причастного оборота на письме; уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; проблемный метод, индивидуальная, групповая, фронтальная форма.

Технология: элементы исследовательской деятельности, проблемное обучение

Оборудование: учебник, раздаточный дидактический материал, презентация.


Ход урока

I.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Осень … Это не просто три месяца в году, которые сменяют лето. Золотая осень – это целая философия. Медленно бредешь по лесу, шуршишь опавшей листвой. Осенью всегда немного грустно. Но только совсем немного. Да и грусть какая-то хрустальная, хрупкая, легкая. Она одаривает тебя вдохновением. Не упусти этот момент. Запечатлей его.

- Вот и мы сегодня совершим это путешествие в осень. Гуляя по лесу, мы встретим и своих старых знакомых: глагол, прилагательное и, конечно, причастие. Надо быть готовым к любым неожиданностям, быть внимательным.

- Почему известный нам языковед В.И. Даль утверждал, что причастие - это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проблемная беседа

- Что такое причастие?

- Что вам уже известно о причастии?

- Как их находить в предложении?

- Каково грамматическое значение причастия?

- Назовите морфологические признаки причастия?

- Расскажите о синтаксической роли причастий.


2. Проверка домашнего задания.

3. Выборочная работа.

- Из каждой пары словосочетаний выпишите словосочетание существительного с причастием. Вставьте пропущенные буквы. Какой приём вы использовали, чтобы отличить причастие от прилагательного?

Пушистый бельч..нок – прыгающий бельч..нок, лающая собач..нка – злая собач..нка, неуклюжий медвеж..нок – убегающий медвеж..нок, маленький клоч..к – оторванный клоч..к, весёлая девч..нка – смеющаяся девч..нка.

- Назовите орфограмму в словах.


III. Самоопределение к деятельности. Совместное определение цели и задач урока. Мотивация.

  1. Конструирование словосочетаний. Работа в парах.

Из данных пар слов составьте словосочетания. Укажите главное, определяемое слово (х). К причастию подберите зависимые слова.

Плывущий, облака; зеленеющий, растения; трепещущий, осина; восходящий, солнце; летящий, снежинка; в, сверкающий, инее.

- Как называются причастия с зависимыми словами?


На экране тема урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

- На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы?

- Над чем мы будем сегодня работать? Какие проблемы будем решать?

  1. Цифровой диктант. (самостоятельная работа)Взаимопроверка

1вариант – выписать номера словосочетаний, где причастие является зависимым словом. 2вариант – выписать номера словосочетаний, где причастия являются главным словом

1. Засеянное поле,

2. засеянное пшеницей,

3. потемневший от дождя,

4.усыпанный листьями,

5 светящиеся окна,

6.плывущие по небу,

7.осыпающая листва,

8.сорванный с ветки,

9.расстилавшаяся равнина,

10.чернеющий лес

- обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.


КАРТОЧКА для проведения исследовательской работы

У каждого из вас карточка-задание для проведения исследования. По ходу урока напротив каждого задания поставьте плюс, если вы достигли этой задачи

  • Узнать, что такое причастный оборот.

  • Научится отличать причастный оборот от одиночного причастия.

  • Знать, каким членом предложения является причастный оборот.

  • Узнать, к какому слову в предложении относится причастный оборот.

  • Как выделяется на письме причастный оборот?


IV. Изучение нового материала. Создание условий для осознанного восприятия нового материала.


- Продолжаем наше путешествие в осень.

А.С.Пушкин утверждал, что «причастия обыкновенно избегаются в разговоре», а пользуемся мы так называемыми вялыми формами.

1.Исследовательская работа

Осень – причудливая волшебница. Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает листья, которые раскрасила. Лес завораживает, околдовывает. Деревья объяты пламенем. Любуюсь осинкой, которая загорела ярко-красными огоньками. Стволы деревьев, которые потемнели от дождя, устали и хотят спать. Я иду по дорожке, которую засыпали листья.

Создание проблемной ситуации

- Какое слово часто повторяется?

- Что нужно сделать, чтобы «не обидеть» осень, добавить ей красоты.

- Что такое причастный оборот? Если кто забыл, может обратиться к другу-учебнику.

- Как можно схематично изобразить причастный оборот?

V. Закрепление новых знаний и их обобщение.

2. Задание – ловушка (на новую тему): предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены).

– Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.

– Расчищенная дорожка вела к морю.

– Ветер гнал по дорожкам листья сорванные с дерева.

– На пожелтевшей траве лежали опавшие листья

- Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях? Почему это у вас не получилось? В чём заключается сложность?

- Если в предложении есть такое сочетание «причастие + зависимое слово» - это…(причастный оборот)

- Если в предложении есть такое сочетание «главное слово (определяемое) + причастие» - это ….(одиночное причастие)

- Определите синтаксическую роль причастного оборота. (Определение)

3. Работа по учебнику «Знаки препинания при причастном обороте».

- Сравните два предложения и скажите, когда причастный оборот выделяется запятыми? Изобразите схематично причастный оборот. Подчеркните причастный оборот как член предложения.

Листья, опавшие с дерева, шуршат под ногами.

Опавшие с дерева листья шуршат под ногами.

(Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова – это обособленное определение)

4. Физкультминутка.


VI. Включение в систему знаний и повторение.


1. Тест. Выберите правильный вариант ответа постановки запятой при причастном обороте.(самостоятельная работа)

Я вышел в уже темнеющий сад(1) пошёл по дорожке (2) густо усыпанной шуршащими листьями (3) потом остановился перед орешником (4) застывшим в холодной неподвижности сумерек… (По Ю.Бондареву)

Ответы:

1).1,2,4

2).2,3,4

3).1,2,3

2. Работа с текстом. (Индивидуальная дифференцированная работа) Упражнение .

Работаем самостоятельно! ( 5 минут)

Задание, которое каждый выберет по своему уровню.

« 3»-озаглавить текст, выписать все причастия

«4» - озаглавить тест, определить основную мысль, выписать причастные обороты

«5»-определить основную мысль, тип речи, стиль речи. Списать одно предложение с обособленным определением и одно предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой.

- Самооценивание


Рефлексивный итог урока.

-Какие знания помогали на уроке?

-Что вам мешало в работе на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Что хотелось бы повторить на следующих уроках?

- Проверьте карточку для проведения исследования – все ли задачи выполнены?

- С какими задачами было сложно справиться?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

- Прошу настроение урока передать осенними листьями.

(У всех на парте трех цветов :яркие, бледные и темные).


Домашнее задание и инструктаж о его выполнении.

  1. Написать эссе «Моё любимое время года», используя причастные обороты.

  2. Упражнение по учебнику





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!