Урок русского языка в 7-А классе
Тема «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
Цель и задачи: Дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение причастного оборота, синтаксическую роль причастного оборота (в предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением), место причастного оборота по отношению к определяемому слову, условия выделения причастного оборота на письме; уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры
Тип урока: комбинированный
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; проблемный метод, индивидуальная, групповая, фронтальная форма.
Технология: элементы исследовательской деятельности, проблемное обучение
Оборудование: учебник, раздаточный дидактический материал, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Осень … Это не просто три месяца в году, которые сменяют лето. Золотая осень – это целая философия. Медленно бредешь по лесу, шуршишь опавшей листвой. Осенью всегда немного грустно. Но только совсем немного. Да и грусть какая-то хрустальная, хрупкая, легкая. Она одаривает тебя вдохновением. Не упусти этот момент. Запечатлей его.
- Вот и мы сегодня совершим это путешествие в осень. Гуляя по лесу, мы встретим и своих старых знакомых: глагол, прилагательное и, конечно, причастие. Надо быть готовым к любым неожиданностям, быть внимательным.
- Почему известный нам языковед В.И. Даль утверждал, что причастие - это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проблемная беседа
- Что такое причастие?
- Что вам уже известно о причастии?
- Как их находить в предложении?
- Каково грамматическое значение причастия?
- Назовите морфологические признаки причастия?
- Расскажите о синтаксической роли причастий.
2. Проверка домашнего задания.
3. Выборочная работа.
- Из каждой пары словосочетаний выпишите словосочетание существительного с причастием. Вставьте пропущенные буквы. Какой приём вы использовали, чтобы отличить причастие от прилагательного?
Пушистый бельч..нок – прыгающий бельч..нок, лающая собач..нка – злая собач..нка, неуклюжий медвеж..нок – убегающий медвеж..нок, маленький клоч..к – оторванный клоч..к, весёлая девч..нка – смеющаяся девч..нка.
- Назовите орфограмму в словах.
III. Самоопределение к деятельности. Совместное определение цели и задач урока. Мотивация.
Конструирование словосочетаний. Работа в парах.
Из данных пар слов составьте словосочетания. Укажите главное, определяемое слово (х). К причастию подберите зависимые слова.
Плывущий, облака; зеленеющий, растения; трепещущий, осина; восходящий, солнце; летящий, снежинка; в, сверкающий, инее.
- Как называются причастия с зависимыми словами?
На экране тема урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
- На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы?
- Над чем мы будем сегодня работать? Какие проблемы будем решать?
Цифровой диктант. (самостоятельная работа)Взаимопроверка
1вариант – выписать номера словосочетаний, где причастие является зависимым словом. 2вариант – выписать номера словосочетаний, где причастия являются главным словом
1. Засеянное поле,
2. засеянное пшеницей,
3. потемневший от дождя,
4.усыпанный листьями,
5 светящиеся окна,
6.плывущие по небу,
7.осыпающая листва,
8.сорванный с ветки,
9.расстилавшаяся равнина,
10.чернеющий лес
- обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.
КАРТОЧКА для проведения исследовательской работы
- У каждого из вас карточка-задание для проведения исследования. По ходу урока напротив каждого задания поставьте плюс, если вы достигли этой задачи
Узнать, что такое причастный оборот.
Научится отличать причастный оборот от одиночного причастия.
Знать, каким членом предложения является причастный оборот.
Узнать, к какому слову в предложении относится причастный оборот.
Как выделяется на письме причастный оборот?
IV. Изучение нового материала. Создание условий для осознанного восприятия нового материала.
- Продолжаем наше путешествие в осень.
А.С.Пушкин утверждал, что «причастия обыкновенно избегаются в разговоре», а пользуемся мы так называемыми вялыми формами.
1.Исследовательская работа
Осень – причудливая волшебница. Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает листья, которые раскрасила. Лес завораживает, околдовывает. Деревья объяты пламенем. Любуюсь осинкой, которая загорела ярко-красными огоньками. Стволы деревьев, которые потемнели от дождя, устали и хотят спать. Я иду по дорожке, которую засыпали листья.
Создание проблемной ситуации
- Какое слово часто повторяется?
- Что нужно сделать, чтобы «не обидеть» осень, добавить ей красоты.
- Что такое причастный оборот? Если кто забыл, может обратиться к другу-учебнику.
- Как можно схематично изобразить причастный оборот?
V. Закрепление новых знаний и их обобщение.
2. Задание – ловушка (на новую тему): предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены).
– Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
– Расчищенная дорожка вела к морю.
– Ветер гнал по дорожкам листья сорванные с дерева.
– На пожелтевшей траве лежали опавшие листья
- Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях? Почему это у вас не получилось? В чём заключается сложность?
- Если в предложении есть такое сочетание «причастие + зависимое слово» - это…(причастный оборот)
- Если в предложении есть такое сочетание «главное слово (определяемое) + причастие» - это ….(одиночное причастие)
- Определите синтаксическую роль причастного оборота. (Определение)
3. Работа по учебнику «Знаки препинания при причастном обороте».
- Сравните два предложения и скажите, когда причастный оборот выделяется запятыми? Изобразите схематично причастный оборот. Подчеркните причастный оборот как член предложения.
Листья, опавшие с дерева, шуршат под ногами.
Опавшие с дерева листья шуршат под ногами.
(Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова – это обособленное определение)
4. Физкультминутка.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
1. Тест. Выберите правильный вариант ответа постановки запятой при причастном обороте.(самостоятельная работа)
Я вышел в уже темнеющий сад(1) пошёл по дорожке (2) густо усыпанной шуршащими листьями (3) потом остановился перед орешником (4) застывшим в холодной неподвижности сумерек… (По Ю.Бондареву)
Ответы:
1).1,2,4
2).2,3,4
3).1,2,3
2. Работа с текстом. (Индивидуальная дифференцированная работа) Упражнение .
Работаем самостоятельно! ( 5 минут)
Задание, которое каждый выберет по своему уровню.
« 3»-озаглавить текст, выписать все причастия
«4» - озаглавить тест, определить основную мысль, выписать причастные обороты
«5»-определить основную мысль, тип речи, стиль речи. Списать одно предложение с обособленным определением и одно предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой.
- Самооценивание
Рефлексивный итог урока.
-Какие знания помогали на уроке?
-Что вам мешало в работе на уроке?
-Что нового узнали на уроке?
-Что хотелось бы повторить на следующих уроках?
- Проверьте карточку для проведения исследования – все ли задачи выполнены?
- С какими задачами было сложно справиться?
-Как оцениваете свою работу на уроке?
- Прошу настроение урока передать осенними листьями.
(У всех на парте трех цветов :яркие, бледные и темные).
Домашнее задание и инструктаж о его выполнении.
Написать эссе «Моё любимое время года», используя причастные обороты.
Упражнение по учебнику