Конспект открытого урока. Предмет: русский язык. Класс: 8 «А» Учитель: Кислова О.Ф. Тема: « Синтаксис. Пунктуация». Дата проведения: 23.05.2019 г.
Цели:
1. Дидактическая:
создание условия для систематизации изученного материала; развития организационных , интеллектуальных ,коммуникативных, общеучебных умений и навыков.
2.Образовательная:
обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации;
выявить основные функции знаков препинания;
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение обосновывать выбор знаков препинания (устно и графически).
3.Обучающая:
систематизация изученного ранее о знаках препинания, тренировка посредством выполнения заданий.
4.Развивающая:
развитие речи;
развивать монологическую речь.
5. Воспитательная:
формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
воспитание уважительного отношение к учителю и друг другу;
воспитывать интерес к предмету.
Ключевые слова урока:
синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка домашнего задания. ( Упр.436. стр248)
3. Введение в тему урока
Подготовка учащихся к восприятию темы урока.
Слово учителя:
- У вас было еще дополнительное домашнее устное задание. Вы готовили инсценировку отрывка из книги К. Паустовского «Золотая роза». Прошу на сцену!
Когда Паустовский был совсем молодым, он работал в Одессе в газете «Моряк». В этой газете в то же время сотрудничал и писатель А.К. Соболь. Однажды А.К. Соболь принес в редакцию интересный рассказ, безусловно, талантливый, но небрежно оформленный. Корректор Благов взялся поправить текст, не изменяя в нем ни одного слова, и сделал это довольно быстро.
«Я прочел рассказ, – пишет К. Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
Я посмотрел на Благова.
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
4. Беседа по тексту
– Догадались, какая тема урока? Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте.
-- К теме « Пунктуация» хочу попросить вас добавить и тему «Синтаксис».
Как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы найдем с вами в тексте упр.437 на стр.249 учебника.
-- И так, тема нашего урока « Синтаксис. Пунктуация». Запишите в тетради.
– Какова цель, по-вашему, нашего урока? (Формулирование целей урока)
– Ключевые слова урока?
синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания
5. Повторение
– Что такое СИНТАКСИС?
– Что изучает ПУНКТУАЦИЯ?
– Какие существуют знаки препинания? Современные знаки препинания: . ! ? … ; , : – ( ) « »
– Какова роль знаков препинания? В чьих словах во время инсценировки прозвучал ответ на этот вопрос?.Иван, продиктуй нам , пожалуйста, а мы запишем в тетрадь.
«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
--Проанализируйте роль знаков препинания в этом тексте.
(Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения .)
6. Работа по учебнику: Стр.250 упр.440
– Спишите по одному абзацу. Определите, какие виды знаков препинания использовали?
Составление таблицы. Заполнение таблицы.
Функции знаков препинания: |
завершения | разделения | выделения |
. ? ! … | , ; – : | , , – – «» ( ) |
Конец предложения | Однородные члены предложения Части сложного предложения Прямая речь и слова автора | Причастный оборот Деепричастный оборот Обращение Вводные слова Прямая речь |
7. Физкультминутка.
8. Словарная работа
– Для чего служит письменная речь ? ( Для общения.)
-- Каким словом еще называется общение ? (Коммуникация) Пунктуация– это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми.
Запись нового словарного слова в тетради.
Задание:
- составьте словосочетание с этим словом
- найдите ассоциации к слову коммуникация
Коммуникативная функция знаков препинания хорошо иллюстрируется следующим примером, приведенным в книге Г. Граника «Секреты пунктуации».
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!
– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.
Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?» Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
– Как, по-вашему, когда появились знаки препинания? Тогда же, когда только появилась письменность?
9. Развитие речи.
В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка– первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")
.Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.
- Определите, какие современные нам знаки препинания назывались: удивный знак, черта, знак пресекательный и отменительный, вместный знак, полуточие, молчанка.
10. Рекламная пауза
– Прочтите выразительно (по ролям). Прорекламируйте знаки препинания.
С.Я. Маршак
Знаки препинания
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Заявили запятые:
«Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».
«Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой;
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу».
«Нет… – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»
Вопросительный знак
Удивился: «То есть как?»
Восклицательный знак
Возмутился: «То есть как!»
«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас».
11. Решите пунктуационную задачу:
- На месте каких цифр должны стоять запятые?
Бывают,(1) конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)
Ответ: 1, 2,3, 4
12. Минутка юмора.
В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильного поставления запятой». Вот эти истории:
1) По словам одно немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиной. Ошибка эта была открыта только через 18 лет. Правительство понесло убытки в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 миллионов рублей.
2) Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл, где нужно, поставить запятые. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»
3) Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом?
12. Расставить знаки препинания.
– Объясните причину недоразумений. Как их можно исправить?
Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.
Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.
13. Выводы по уроку
Пунктуация тесно связана с синтаксисом.
2.Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.Является важным средством оформления письменной речи: знаки препинания указывают на ее смысловое деление.
3.Неправильная расстановка знаков препинания ведет к искажению смысла..
4. Пунктуация- это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка- быть средством коммуникации, общения между людьми.
14. Домашнее задание:
1. Повторить правила пунктуации.
2. Используя составленную таблицу записать свои примеры предложений со знаками препинания различных функций.
3. Придумать ассоциации к словарному слову коммуникация.
15.Итоги урока . Выставление оценок.