СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему: "Синтаксис. Пунктуация".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытоко урока в 8 классе на тему: "Синтаксис. Пунктуация".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: "Синтаксис. Пунктуация".»

Конспект открытого урока. Предмет: русский язык. Класс: 8 «А» Учитель: Кислова О.Ф. Тема: « Синтаксис. Пунктуация». Дата проведения: 23.05.2019 г.


Цели:

1. Дидактическая:

создание условия для систематизации изученного материала; развития организационных , интеллектуальных ,коммуникативных, общеучебных умений и навыков.

2.Образовательная:

обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации;

выявить основные функции знаков препинания;

развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение обосновывать выбор знаков препинания (устно и графически).

3.Обучающая:

систематизация изученного ранее о знаках препинания, тренировка посредством выполнения заданий.

4.Развивающая:

развитие речи;

развивать монологическую речь.

5. Воспитательная:

формировать и развивать коммуникативную и  лингвистическую компетенцию;

воспитание уважительного отношение к учителю и друг другу;

воспитывать интерес к предмету.


Ключевые слова урока:


синтаксис

пунктуация

знаки препинания

функция знаков препинания


Ход урока:


1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.


2.Проверка домашнего задания. ( Упр.436. стр248)


3. Введение в тему урока


Подготовка учащихся к восприятию темы урока.


Слово учителя:


- У вас было еще дополнительное домашнее устное задание. Вы готовили инсценировку отрывка из книги К. Паустовского «Золотая роза». Прошу на сцену!


Когда Паустовский был совсем молодым, он работал в Одессе в газете «Моряк». В этой газете в то же время сотрудничал и писатель А.К. Соболь. Однажды А.К. Соболь принес в редакцию интересный рассказ, безусловно, талантливый, но небрежно оформленный. Корректор Благов взялся поправить текст, не изменяя в нем ни одного слова, и сделал это довольно быстро.

«Я прочел рассказ, – пишет К. Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная, литая  проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
Я посмотрел на Благова.
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».


4. Беседа по тексту


– Догадались, какая тема урока?  Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте.

-- К теме « Пунктуация» хочу попросить вас добавить и тему «Синтаксис».

Как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы найдем с вами в тексте упр.437 на стр.249 учебника.

-- И так, тема нашего урока « Синтаксис. Пунктуация». Запишите в тетради.

– Какова цель, по-вашему, нашего урока?  (Формулирование целей урока)
– Ключевые слова урока?


синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания


5. Повторение


– Что такое СИНТАКСИС?


– Что изучает ПУНКТУАЦИЯ?


– Какие существуют знаки препинания? Современные знаки  препинания: . ! ? …  ; , : – ( )  « »


– Какова роль знаков препинания? В чьих словах во время инсценировки прозвучал ответ на этот вопрос?.Иван, продиктуй нам , пожалуйста, а мы запишем в тетрадь.


«Знаки препинания  существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».


--Проанализируйте роль знаков препинания в этом тексте.

(Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения .)





6. Работа по учебнику: Стр.250 упр.440


– Спишите по одному абзацу. Определите, какие виды знаков препинания использовали?


Составление таблицы. Заполнение таблицы.


Функции знаков препинания:

завершения

разделения

выделения

. ? ! …

, ; – :

, ,  – – «» ( )

Конец предложения

Однородные члены предложения
Части сложного предложения
Прямая речь и слова автора

Причастный оборот
Деепричастный оборот
Обращение
Вводные слова
Прямая речь



7. Физкультминутка.


8. Словарная работа


– Для чего служит письменная речь ? ( Для общения.)

-- Каким словом еще называется общение ? (Коммуникация) Пунктуация– это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми.

Запись нового словарного слова в тетради.

Задание: 

- составьте словосочетание с этим словом

- найдите ассоциации к слову коммуникация


Коммуникативная функция знаков препинания хорошо иллюстрируется следующим примером, приведенным в книге  Г. Граника «Секреты пунктуации».

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: «!»
 Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!

– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.
Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?»  Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому,  что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
– Как, по-вашему, когда появились знаки препинания? Тогда же, когда только появилась письменность?


9. Развитие речи.


В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка– первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки  "пунктум" – принято называть знаками пунктуации.       (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")

.Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие  – только к концу  XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.

- Определите, какие современные нам знаки препинания  назывались: удивный знак, черта, знак пресекательный и отменительный, вместный знак, полуточие, молчанка.


10. Рекламная пауза


– Прочтите выразительно (по ролям). Прорекламируйте знаки препинания.

С.Я. Маршак

Знаки препинания

У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Заявили запятые:
«Мы особы занятые.
Не обходится без нас 
Ни диктовка, ни рассказ».

«Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой;

Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу».

«Нет… – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»

Вопросительный знак
Удивился: «То есть как?»
Восклицательный знак
Возмутился: «То есть как!»

«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас».


11. Решите пунктуационную задачу:


- На месте каких цифр должны стоять запятые?


Бывают,(1) конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или  иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)

Ответ: 1, 2,3, 4



12. Минутка юмора.


 В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях  неправильного поставления запятой». Вот эти истории:

1)  По словам одно немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить  корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиной. Ошибка эта была открыта только через 18 лет. Правительство понесло убытки в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 миллионов рублей.

2) Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл, где нужно, поставить запятые. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»

3) Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую  золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом?

12.  Расставить знаки препинания.


– Объясните причину  недоразумений. Как их можно исправить?


Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.
Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.


13. Выводы по уроку


  1. Пунктуация тесно связана с синтаксисом.

2.Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.Является важным средством оформления письменной речи: знаки препинания указывают на ее смысловое деление.

3.Неправильная расстановка знаков препинания ведет к искажению смысла..

4. Пунктуация- это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка- быть средством коммуникации, общения между людьми.


14. Домашнее задание:


1. Повторить правила пунктуации.

2. Используя составленную таблицу записать свои примеры предложений со знаками препинания различных функций.

3. Придумать ассоциации к словарному слову коммуникация.


15.Итоги урока . Выставление оценок.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!