СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными"»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе.

Тема: Правописание не с именами прилагательными.

Цель:

  1. Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными;

  2. Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами.

Задачи:

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.


Структура урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II. Мотивация.

III. Определение темы и цели урока учащимися (целеполагание).

IV. Актуализация изученного материала (работа в группах).

V. Изучение нового материала (работа с кластером).

VI.Физкультминутка

VII. Закрепление:

1) работа в рабочей тетради на печатной основе (работа в парах);

2) игра «Найди третье лишнее»;

3) словарная диктовка с последующей взаимопроверкой;

4) самостоятельная работа (по карточкам).

VIII. Творческая работа.

IX. Рефлексия.

X. Домашнее задание.





Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

  1. Мотивация.

Вчера мне пришло одно электронное письмо от моего знакомого, который работает в приюте для бездомных животных, он попросил меня отредактировать одно объявление.

- Почему у него возникло затруднение?

- Разве русский язык нужен человеку, работающему с животными?

Добрые люди!

(Не)проходите мимо! Наши питомцы очень ждут вас! Многие из наших милых зверят оказались на улице по (не)лепой случайности. Приносите с собой (не)безвкусные, а ароматные котлетки и пышные булочки. Помните: (не)друг (не)сможет покормить наших постояльцев!

Ваш визит будет ничуть (не)скучный. Ждём всех (не)равнодушных людей!

- Ребята, давайте поможем ему написать этот текст верно.

- Посмотрите внимательно на выделенные слова и объясните правописание слов.

- В написании каких слов вы испытали затруднение?

(В словах (не)лепой, (не)безвкусные, (не)равнодушных, (не)скучный.)

А к какой части речи относятся данные слова?

(К именам прилагательным.)

- А почему вы испытали затруднение в данных словах?

(Эту тему не изучали.)

  1. Целеполагание (определение темы и целей урока).

-Как мы сформулируем тему нашего урока?

(Тема нашего урока “НЕ с прилагательными”.)

Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные слова:

Мы должны

1) повторить… (правописание НЕ с существительными и глаголами»).

2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).

  1. Актуализация изученного материала (фишбоун – рыбий скелет).

- Что называется именем прилагательным? (Самостоятельная часть речи).

- Что обозначает имя прилагательное? (Обозначает признак, свойство и качество предмета).

- На какие вопросы отвечает прилагательное? (Какой? Который? Чей?)

- Синтаксическая роль прилагательного в предложении? (Обычно определением, реже сказуемым или подлежащим).

- Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)

- Какую форму имеет имя прилагательное? (Полную и краткую).

- Назовите разряды прилагательных? (Качественные, относительные, притяжательные).

- Какие степени сравнения имеют прилагательные? (Сравнительную и превосходную).




















  1. Изучение нового материала (работа с кластером).

  1. Двери запирались, и (не)счастную жертву оставляли с косматым пустынником. (А.С. Пушкин «Дубровский»). (Не с прилагательными пишется слитно, если слово не употребляется без не).

  2. Дубровский встал и пошел искать дорогу домой, но еще долго блуждал по (не)знакомому лесу. (Если к слову можно подобрать синоним, то оно пишется слитно).

  3. Авторами этих работ являются совсем (не)известные ученые. (Не с прилагательными пишется слитно, если в качестве пояснительного слова выступает наречие меры и степени: весьма, крайне, очень вполне, отчасти, почти, совсем).

  4. Тянулась осень, уже (не)сырая и дождливая, а сухая и морозная. (Если предложение содержит противопоставление с союзом а, в таком случае слово с не всегда пишется раздельно).

  5. Его рассказ был нисколько (не)интересным. У задачи по математике было отнюдь (не)единственное решение. (Прилагательное с не пишется раздельно, если к нему относятся слова ничуть не, далеко не, нисколько не, отнюдь не, вовсе не и т.д.)

  6. Это не золотые часы. (Не с относительными прилагательными пишется раздельно, так как нельзя с не образовать другие по смыслу слова)

Не с прилагательными



Слитно



Раздельно



Без не не употребляется

Если есть союз а

Неряшливый

ненастный

Не кислый, а сладкий апельсин





Если слово можно заменить синонимом

Если к прил.относятся слова далеко не, вовсе не и т.д

Неширокий – узкий

Невысокий -низкий

Далеко не верное решение



При наличии слов крайне, очень совершенно

Крайне неосторожный, очень нехороший



С относительными прилагательными

Этот портфель не кожаный.



С краткими прилагательными

Не могуч







VI.Физкультминутка

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Работа в тетради (работа в парах).

 “ Собери предложение”.

Человек, а, этот, правдивый, не, лживый.

У, доброе, не, злое, этого, человека, а, сердце, очень.

  1. Игра «Найди третье лишнее».

1)(Не)красивый, (не)умный,(не)уклюжий

2) (Не)долгий, (не)лепый, (не)страшный

3) (Не)брежный, (не)старый, (не)слабый

4) (Не)ряшливый, (не)молодой, (не)известный.

3) Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.

Невежливый, невзрачный, небрежный, ничуть не лёгкая ноша, неразлучные друзья, очень небольшая поляна, неширокая, но красивая речонка, небольшая, а интересная книга; не счастье, а горе, неприступные горы, неглубокая речонка, рыба не крупная, а мелкая, рассказ нисколько не интересный, недруг недоумевал, недостаёт двух рублей, мёд не липовый, краска не синяя, не обязан говорить.

  1. Самостоятельная работа (по карточкам).

Карточка 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. (Не)вежду (н..) какими лекарствами (не) вылеч..ш.. . 2. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не) вежество. 3. (Не) всё (не)настье, придёт и счастье.

Карточка 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. Умный с одного слова поймёт, (не) вежде и тысяча впрок (не)идёт. 2. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство. 3. (Не)велика синичка, да тоже птичка.

Карточка 3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, объясните написание НЕ со словами.

1. К (не)доброму человеку и голубь (не) летит. 2. (Не)верный друг опас..нее врага. 3. Сытый волк см..рнее (не)насытного человека.

VII. Творческая работа.

Составить предложения о животных, используя те слова, которые вы выберете сами:

Медведь: недюжинная сила, неуклюжий, небольшие глаза.

Кот: нетрусливый, независимый, неглупый.

Змея: неядовитая, небезопасная, незаметная в траве.

Крокодил: непредсказуемый, недружелюбный, немалые размеры.



IX. Рефлексия.

Синквейн.

  1. Имя прилагательное.

  2. Значимая, необходимая.

  3. Описывает, помогает представить, почувствовать.

  4. Связано с именем существительным.

  5. Часть речи.

X. Домашнее задание.

1. § 62

2. Упр. 360.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!