СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Наблюдение над словами –признаками. Упражнение в подборе слов-признаков".

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по русскому языку "Наблюдение над словами-признаками. Упражнение в подборе слов-признаков", 2класс. Программа "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Наблюдение над словами –признаками. Упражнение в подборе слов-признаков".»

Урок русского языка во 2 классе.


Тема: Наблюдение над словами –признаками. Упражнение в подборе слов-признаков.


Цели:

- продолжить наблюдение над словами – признаками;

- упражняться в подборе слов- признаков;

- развивать умение ставить вопросы к словам – признакам;

- устанавливать связь между словами – предметами и словами – признаками;

- развивать речь учащихся.


Оборудование:

- проектор, карточки для составления пар слов (6 вариантов), рабочая тетрадь.


Ход урока.


I.Орг. момент.

Слайд 1

Илья Левенец.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!


Слайд 2

Запись числа, классной работы.


II. Минутка чистописания.

У. Послушайте загадку, а отгадку запишите аккуратно и красиво в тетрадь.

Прошла по лугам, по полям и лесам,

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима!»

Д. Осень.

Слайд 3



У. Запишите с красной строки, большой буквы слово осень.

- Образуйте от слова- предмета «осень» слово –признак.


Д. Осенний.

У. Поставьте запятую после слова осень и запишите слово – признак осенний. Выделите корень.

Дети выполняют задание.

В тетрадях.

Осень, осенний.


У. Какие это слова?

Д. Однокоренные.

Работа у доски.

У. Давайте сделаем звукобуквенный разбор слова осень. Ева у доски, а все остальные в тетрадях.


(Осень – [ос э н] 2 слога, 5 букв, 4 звука. )

- Почему в слове осень 5 букв, но 4 звука?





III. Работа над предложением.


У. Составьте с одним из этих слов предложение.

Дети составляют и читают предложения.


- А это предложение мы запишем.

Слайд 4

Дети записывают предложение:

Наступила золотая осень.


У. Назовите словосочетание слова- предмета и слова – признака.

(Что?) осень (какая?) золотая.

- Как вы понимаете «золотая осень» - это словосочетание употребляется в прямом или переносном значении?

- Что значит в данном случае «золотая»?

- Как вы понимаете словосочетание:

- золотые руки;

- золотой браслет;

- золотое сердце;

- золотой человек.


У. Вы называли слова – признаки, описывающие осень.

- На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Какой? какая? Какое? какие?)

- Для чего нам в речи нужны слова – признаки?

Д. Украшают речь, определяют признак предмета.

У. А как в русском языке называют слова – признаки?

Д. Имена прилагательные.


У. Сейчас Лева прочитает нам стихотворение об имени прилагательном.

Очень занимательное-

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ны-е.

Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

У. Мы будем продолжать наблюдение над словами – признаками, упражняться в подборе слов – признаков.


IV. Объяснение нового материала.

  1. Словарная работа.


Отгадайте словарное слово по ребусу.

Слайд 5 (лимон)


У. Самый кислый он, друзья,

Утверждаю это я.

Нужно сахара вагон,

Чтоб с улыбкой съесть … (лимон)


У. С новой, «красной» строки запишите слово лимон, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.


- Что же такое лимон?

- Артем. Лимон - цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод с твердой ароматной кожурой. Для профилактики простудных заболеваний полезно есть лимоны, они содержат витамин С. Также данный витамин находится в зеленом укропе, болгарском перце, шиповнике, черной смородине. Очень полезно есть мед, чай с лимоном или малиновым вареньем.


У.Подберите однокоренные слова к слову «лимон».

Слайд 6

Лимон, лимончик, лимонный, лимонад, лимонка, лимонник.

- Выделите корень данных словах.

Физминутка. Слайд 7

А теперь все дружно встали в проход, кто около окна задвиньте стульчики и встаньте на место стула.


Сжали пальцы в кулаки, а теперь разжали

Хлопнули в ладошки, топнули ножкой,

Дернули за ушко, погладили макушку,

Почесали глазик, повторили все еще ровно один разик.

Сжали пальцы в кулаки, а теперь разжали

Хлопнули в ладошки, топнули ножкой,

Дернули за ушко, погладили макушку,

Глазик почесали и работать стали.


  1. Подбор слов – признаков. Слайд 8

У. Назовите как можно больше слов – признаков к слову «лимон».

Слайд с опорой: цвет, форма, размер, вкус.


  1. Фронтальная работа.

У. А можно, услышав одно слово – признак, например, «желтый», сказать о чем идет речь?

Д. Нет. Слово-признак «прилагается» к слову- предмету.


Игра «Угадай предмет по признакам». Слайд 9.

- осторожная, хитрая, хищная, длиннохвостая, рыжая …(лиса)

- Один учащийся отворачивается у доски. ( учитель показывает слайд 10 с изображением яблока.)

-Подберите слова – признаки к данному предмету, а Алексей угадает, о каком предмете идет речь.

2. Сейчас я загадают загадки. Составьте словосочетания- отгадка + слово – признак. Запишите словосочетания. Работа у доски.

Слайд 11

Окраской сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? (Ворона)


Слайд – изображение вороны

- Какой вопрос зададим к слову ворона? (Кто?)

- Записываем с новой, «красной» строки (Кто?) ворона (какая?) вороватая.

В одежде богатой

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (крот).


Слайд – изображение крота.

- Какой вопрос зададим к слову крот? (Кто?)

- Записываем с новой, «красной» строки (Кто?) крот (какой?) слеповатый.


Надели коняшки

Морские тельняшки. (зебры)

Слайд – изображение зебр.

- Какой вопрос зададим к слову зебры? (Кто?)

- Записываем с новой, «красной» строки (Кто?) зебры (какие?) полосатые

- У. Оказывается не бывает двух одинаковых зебр. Это на первый взгляд все зебры кажутся близнецами. Полосатая окраска зебр отвлекает хищников, утомляет их зрение.



3. Индивидуальная работа.


- Перед вами карточки с двумя столбиками слов (6 вариантов).

1 в.)поздняя листья 2 в.)тёмные солнышко

холодный осень свежий погода

ароматное дождь плохая тучи

разноцветные яблоко неяркое ветер




3 в.)капустный настроение 4 в.)пасмурный птицы

отличное белка перелётные гнездо

сочные пирог птичья день

шустрая груши воронье стайка


5 в.) спелые дерево 6 в.) полезный лиса

красивое овощи рыжая осень

богатый ягода осенние чеснок

сладкая урожай золотая краски

У. Образуйте пары слов – словосочетания, соединив стрелками.

Напишите словосочетания с вопросом, которые у вас получились.

Проверка.


V. Итог урока.

- Хотелось бы отметить работу учащихся … Они получают … (отметки),так как

- Итог нашему уроку подведет Даша, она прочитает стихотворение Е.Руженцевой «Сказка про краски»:

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зелёной спать перине

Под зелёным одеялом?

И зелёною водою

На рассвете умываться,

И зелёным – презелёным

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелёными домами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным!


- Дорогие ребята и уважаемые гости, я желаю вам: «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным!». И вокруг вас, и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова – признаки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!