СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку по теме "Спряжение глаголов" в 5 классе (по ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку  по теме "Спряжение глаголов" в 5 классе (по ФГОС)  с применением различных форм работы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме "Спряжение глаголов" в 5 классе (по ФГОС)»

Урок русского языка по теме : «Спряжение глаголов».

Цель деятельности учителя.

Систематизировать ранее изученное о спряжении глагола; признаках безударных личных окончаний глаголов; способах определения спряжения глагола; отработка умения правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии со спряжением глагола.

Тип урока.

Нестандартный урок. Урок по технологии критического мышления. Урок- исследование.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать определение спряжения глагола; личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения.

Проблемный метод, наблюдение над языком, групповая работа, фронтальная, мозговой штурм, поиск ответов на проблемный вопрос, составление таблицы, кластера, алгоритма

Образовательные ресурсы.

Учебник Рыбченковой Л.М., « Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ( в двух частях), изд-во «Просвещение», 2011 г.

Оборудование.

Экран, мультимедийный проектор, цветной мел, карточки для индивидуальной работы.

Наглядно-демонстрационный материал.

Цветной мел, карточки, презентация по теме урока.

Основные понятия.

Инфинитив, спряжение.


Организационная структура урока

Стадии урока

Функции

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы взаимодействия

Формируемые

УУД

Промежуточный контроль

Вызов

Мотивационная (Стимулирование интереса к новой теме, побуждение к работе с новой информацией);

Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Приветствие учащихся

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Слышишь звонкий голосок?

-Нам пора начать урок.

- Ребята, повернитесь и поприветствуйте друг друга улыбкой.

- А теперь, давайте попробуем отгадать, какая часть речи у нас сегодня в гостях?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол.)




Постановка проблемы:


Вставить подходящее по смыслу слово.  Выделить окончание .

Кто  . . .  мир, пожнёт счастье. Дерево  . . .  по плодам, а человека – по делам.

Мир строит, а война  . . .   .

Слова для справок: цен . т,  разруша . т,  посе . т

С какой проблемой столкнулись?


- Почему возникло затруднение?


Поставьте ударение.

- Какой вывод?

( окончание безударное, гласная в слабой позиции, значит нужно правило)


- В какой форме стоит глагол? ( 3 л., ед.число, что делают?)


- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

( СПРЯЖЕНИЕ)

- Сделайте вывод, что нам необходимо знать, чтобы правильно написать данный глагол? ( СПРЯЖЕНИЕ)

- Сформулируйте тему урока. ( СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ)

- Оформим тетради.

- Давайте поставим цели. Что нам нужно выяснить?

( Как же правильно писать данные глаголы. А значит, как правильно пишутся глаголы с безударными личными окончаниями и как нам в этом поможет спряжение.)

- Спланируем достижение нашей цели:

- повторим, что такое спряжение;

- вспомним два типа спряжения глаголов в русском языке;

- Повторим типовые окончания глаголов.

- Выведем алгоритм определения правильности написания безударных окончаний глаголов.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку





Отвечают на вопрос.













Слушают учителя и обдумывают проблемный вопрос. Формулируют собственные мысли, высказывают своё мнение, обнаруживают затруднение из-за недостатка знаний.


В сотрудничестве с учителем и одноклассниками подходят к выводу о необходимости знаний о спряжении глаголов.

Формулируют тему урока.






Оформляют тетради.

Ставят цели в зависимости от проблемного вопроса.

Совместно с учителем планируют достижение целей через решение учебных задач.











Записывают тему урока в тетрадях










Презентация

фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу. Выполняют учебно- познавательные действия , осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, причинно- следственных связей, устанавливают проблему.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с одноклассниками и учителем или самостоятельно необходимые действия , операции.

Осознают недостаточность своих знаний, планируют работу и действуют по плану.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на поставленные учителем вопросы, высказывают свою точку зрения





Личностные:

Понимают значение знаний для человека, развивают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, вырабатывают настойчивость и упорство в достижении поставленных целей.


















Устные ответы






















Устные ответы

















Осмысление содержания

Информационно- аналитическая (получение новой информации по теме, анализ результатов )

Систематизационная

( классификация полученной информации)

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Фронтальный опрос:

1. Что такое спряжение?

2. как изменяются глаголы в прошедшем времени?


Работа в группах:

1 гр. : проспрягать глаголы ПЕТЬ, ДОЖИТЬ.


2 гр.: проспрягать глаголы СМЕШИТЬ, УЛЕТЕТЬ


3 гр.: распределить окончания по типам спряжения, сверяясь со схемой.


- Выполнить задание и представить результаты на доске. Сделать выводы.


Представление выполненных заданий .


- Легко ли вам было спрягать данные глаголы? Почему? (Да. Окончания ударные.)




Работа класса

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжение и выдели окончания глаголов.

Перед дождем

Заунывный ветер гон..т

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стон..т,

Глухо шепч..т темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком лет..т листок,

И струей сухой и острой

Набега..т холодок.

Н.А. Некрасов


- Как же нам быть, если окончания безударные? Вернёмся к нашим глаголам.

- Мы знаем два типа спряжения глаголов. Знаем типовые окончания глаголов. Что надо определить у нашего проблемного глагола? ( СПРЯЖЕНИЕ) Как определить? Мы докопались до корня нашей проблемы. Ваши предположения?

(Предположение: по начальной форме- инфинитиву.)

Работа с карточками

Делаем вывод: поставить глагол в неоп.ф. -инфинитив. Определить спряжение по ИНФИНИТИВУ.


- Вспомним, как определить спряжение по инфинитиву. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?


- Так кто же прав? Как правильно нужно написать было глаголы? Докажите. Обсудите в группах( Ставим в н.ф. Определяем тип спряжения – 1 спр. Определяем форму глагола по окончанию).


- Разрешили мы нашу проблему? - - Что нам помогло ? Какие знания нам потребовались?

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Это легкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.(Ходьба на месте)


Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая уже полученные знания .

Распределяются по группам. Назначают командира. Принимают и выполняют задание для своей группы. Организуют работу в группе, сотрудничают, анализируют и обобщают материал, придумывают форму представления материала, готовятся к презентации своего задания и выводов.

Представляют своё задание другим одноклассникам по очереди . Остальные группы слушают , анализируют и усваивают данный материал, обсуждают ответы товарищей.

Отвечают на вопросы учителя фронтально.


В сотрудничестве с учителем обнаруживают ключ к решению проблемного вопроса.







Самостоятельно находят правильный вариант ответа на проблемный вопрос и доказывают , используя полученные знания о спряжении глаголов.



Обобщают знания, отвечая на вопросы учителя.





Выполняют упражнения, отдыхают.








Групповая










фронтальная






Групповая






















индивидуальная

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из учебника, систематизируют собственные знания, делают обобщения и выводы, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Выдвигают предположения, гипотезы.

Регулятивные:

Осознают свои трудности, ищут их причины и пути преодоления, контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

Осуществляют совместную деятельность в группах, применяют правила сотрудничества. Формируют собственные мысли, высказывают своё мнение доказательно и аргументировано.

Личностные:

Участвуют в исследовательском процессе, творчески представляя результаты.

Осознают свои возможности в учении, причины своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями , старательностью, трудолюбием

Устные ответы







Творческая работа в группах, письменная работа на доске.




Устные ответы





Устные ответы




















Рефлексия

Коммуникационная ( обмен мнениями по новой информации)

Информационная ( приобретение нового знания)

Мотивационная ( побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Составление алгоритма.

Алгоритм определения спряжения:

окончание ударное?

* да ( определяем по нему)

* нет ,. глагол оканчивается на –ить?

* да ( 1 спр. Кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

* нет , глагол- исключение?

* да ( 2 спр.)

* нет ( 1 спр.)



Возьмите опросные листы, проверьте друг друга.

Итоги обсуждаемой темы:

- Задайте друг другу вопросы по теме спряжение, этим мы подведём итог урока.





Самооценка:

- Командиры групп оцените работу каждого в группе.

- Оцените насколько вы разобрались в сегодняшней теме урока. Оцените себя.




Рефлексия.

Ребята, понравился вам урок?

А что было самым интересным? Что наиболее сложным? А простым?







Домашнее задание:

- Сделать алгоритм на карточке. Упражнение из учебника.


Обдумывают составление алгоритма, высказывают свои мысли, находят очерёдность этапов алгоритма в диалоге с учителем и одноклассниками.

Записывают алгоритм в тетрадях.




Выполняют упражнение, пользуясь алгоритмом. Проверяют совместно с учителем, комментируют, объясняют, доказывают.


Задают друг другу по очереди вопросы по опросному листу, выслушивают , оценивают правильность ответов.

Командиры оценивают работу каждого одноклассника в группе, объясняют и анализируют .

Проводят самооценку, используя жетоны.


Класс рассказывает о своих впечатлениях



Записывают домашнее задание в дневники.

Фронтальная








Групповая





























Групповая





индивидуальная

Познавательные:

Систематизируют полученные знания и приобретают умения составлять алгоритмы по учебным вопросам.

Приобретают умения использовать полученные знания на практике.

Коммуникативные:

Отвечают на вопросы, составляют и задают вопросы по теме для одноклассников.





Регулятивные:

Оценивают свою работу, работу одноклассников, исправляют ошибки.



Личностные:

Понимают , в чём значение знаний для человека.

Письменная работа






Письменная работа на листочках.




















Устные ответы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!