Вызов | Мотивационная (Стимулирование интереса к новой теме, побуждение к работе с новой информацией); Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | Приветствие учащихся Колокольчик наш звенит И урок начать велит. Слышишь звонкий голосок? -Нам пора начать урок. - Ребята, повернитесь и поприветствуйте друг друга улыбкой. - А теперь, давайте попробуем отгадать, какая часть речи у нас сегодня в гостях? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол.) Постановка проблемы: Вставить подходящее по смыслу слово. Выделить окончание . Кто . . . мир, пожнёт счастье. Дерево . . . по плодам, а человека – по делам. Мир строит, а война . . . . Слова для справок: цен . т, разруша . т, посе . т С какой проблемой столкнулись? - Почему возникло затруднение? Поставьте ударение. - Какой вывод? ( окончание безударное, гласная в слабой позиции, значит нужно правило) - В какой форме стоит глагол? ( 3 л., ед.число, что делают?) - Как называется изменение глаголов по лицам и числам? ( СПРЯЖЕНИЕ) - Сделайте вывод, что нам необходимо знать, чтобы правильно написать данный глагол? ( СПРЯЖЕНИЕ) - Сформулируйте тему урока. ( СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ) - Оформим тетради. - Давайте поставим цели. Что нам нужно выяснить? ( Как же правильно писать данные глаголы. А значит, как правильно пишутся глаголы с безударными личными окончаниями и как нам в этом поможет спряжение.) - Спланируем достижение нашей цели: - повторим, что такое спряжение; - вспомним два типа спряжения глаголов в русском языке; - Повторим типовые окончания глаголов. - Выведем алгоритм определения правильности написания безударных окончаний глаголов. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку Отвечают на вопрос. Слушают учителя и обдумывают проблемный вопрос. Формулируют собственные мысли, высказывают своё мнение, обнаруживают затруднение из-за недостатка знаний. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками подходят к выводу о необходимости знаний о спряжении глаголов. Формулируют тему урока. Оформляют тетради. Ставят цели в зависимости от проблемного вопроса. Совместно с учителем планируют достижение целей через решение учебных задач. Записывают тему урока в тетрадях Презентация | фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Выполняют учебно- познавательные действия , осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, причинно- следственных связей, устанавливают проблему. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с одноклассниками и учителем или самостоятельно необходимые действия , операции. Осознают недостаточность своих знаний, планируют работу и действуют по плану. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на поставленные учителем вопросы, высказывают свою точку зрения Личностные: Понимают значение знаний для человека, развивают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, вырабатывают настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. | Устные ответы Устные ответы |
Осмысление содержания | Информационно- аналитическая (получение новой информации по теме, анализ результатов ) Систематизационная ( классификация полученной информации) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) | Фронтальный опрос: 1. Что такое спряжение? 2. как изменяются глаголы в прошедшем времени? Работа в группах: 1 гр. : проспрягать глаголы ПЕТЬ, ДОЖИТЬ. 2 гр.: проспрягать глаголы СМЕШИТЬ, УЛЕТЕТЬ 3 гр.: распределить окончания по типам спряжения, сверяясь со схемой. - Выполнить задание и представить результаты на доске. Сделать выводы. Представление выполненных заданий . - Легко ли вам было спрягать данные глаголы? Почему? (Да. Окончания ударные.) Работа класса Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжение и выдели окончания глаголов. Перед дождем Заунывный ветер гон..т Стаю туч на край небес, Ель надломленная стон..т, Глухо шепч..т темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком лет..т листок, И струей сухой и острой Набега..т холодок. Н.А. Некрасов - Как же нам быть, если окончания безударные? Вернёмся к нашим глаголам. - Мы знаем два типа спряжения глаголов. Знаем типовые окончания глаголов. Что надо определить у нашего проблемного глагола? ( СПРЯЖЕНИЕ) Как определить? Мы докопались до корня нашей проблемы. Ваши предположения? (Предположение: по начальной форме- инфинитиву.) Работа с карточками Делаем вывод: поставить глагол в неоп.ф. -инфинитив. Определить спряжение по ИНФИНИТИВУ. - Вспомним, как определить спряжение по инфинитиву. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? - Так кто же прав? Как правильно нужно написать было глаголы? Докажите. Обсудите в группах( Ставим в н.ф. Определяем тип спряжения – 1 спр. Определяем форму глагола по окончанию). - Разрешили мы нашу проблему? - - Что нам помогло ? Какие знания нам потребовались? ФИЗКУЛЬМИНУТКА Это легкая забава – Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно – Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно.(Ходьба на месте) | Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая уже полученные знания . Распределяются по группам. Назначают командира. Принимают и выполняют задание для своей группы. Организуют работу в группе, сотрудничают, анализируют и обобщают материал, придумывают форму представления материала, готовятся к презентации своего задания и выводов. Представляют своё задание другим одноклассникам по очереди . Остальные группы слушают , анализируют и усваивают данный материал, обсуждают ответы товарищей. Отвечают на вопросы учителя фронтально. В сотрудничестве с учителем обнаруживают ключ к решению проблемного вопроса. Самостоятельно находят правильный вариант ответа на проблемный вопрос и доказывают , используя полученные знания о спряжении глаголов. Обобщают знания, отвечая на вопросы учителя. Выполняют упражнения, отдыхают. | Групповая фронтальная Групповая индивидуальная | Познавательные: Извлекают необходимую информацию из учебника, систематизируют собственные знания, делают обобщения и выводы, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Выдвигают предположения, гипотезы. Регулятивные: Осознают свои трудности, ищут их причины и пути преодоления, контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в группах, применяют правила сотрудничества. Формируют собственные мысли, высказывают своё мнение доказательно и аргументировано. Личностные: Участвуют в исследовательском процессе, творчески представляя результаты. Осознают свои возможности в учении, причины своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями , старательностью, трудолюбием | Устные ответы Творческая работа в группах, письменная работа на доске. Устные ответы Устные ответы |
Рефлексия | Коммуникационная ( обмен мнениями по новой информации) Информационная ( приобретение нового знания) Мотивационная ( побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) | Составление алгоритма. Алгоритм определения спряжения: окончание ударное? * да ( определяем по нему) * нет ,. глагол оканчивается на –ить? * да ( 1 спр. Кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) * нет , глагол- исключение? * да ( 2 спр.) * нет ( 1 спр.) Возьмите опросные листы, проверьте друг друга. Итоги обсуждаемой темы: - Задайте друг другу вопросы по теме спряжение, этим мы подведём итог урока. Самооценка: - Командиры групп оцените работу каждого в группе. - Оцените насколько вы разобрались в сегодняшней теме урока. Оцените себя. Рефлексия. Ребята, понравился вам урок? А что было самым интересным? Что наиболее сложным? А простым? Домашнее задание: - Сделать алгоритм на карточке. Упражнение из учебника. | Обдумывают составление алгоритма, высказывают свои мысли, находят очерёдность этапов алгоритма в диалоге с учителем и одноклассниками. Записывают алгоритм в тетрадях. Выполняют упражнение, пользуясь алгоритмом. Проверяют совместно с учителем, комментируют, объясняют, доказывают. Задают друг другу по очереди вопросы по опросному листу, выслушивают , оценивают правильность ответов. Командиры оценивают работу каждого одноклассника в группе, объясняют и анализируют . Проводят самооценку, используя жетоны. Класс рассказывает о своих впечатлениях Записывают домашнее задание в дневники. | Фронтальная Групповая Групповая индивидуальная | Познавательные: Систематизируют полученные знания и приобретают умения составлять алгоритмы по учебным вопросам. Приобретают умения использовать полученные знания на практике. Коммуникативные: Отвечают на вопросы, составляют и задают вопросы по теме для одноклассников. Регулятивные: Оценивают свою работу, работу одноклассников, исправляют ошибки. Личностные: Понимают , в чём значение знаний для человека. | Письменная работа Письменная работа на листочках. Устные ответы |