СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Синтаксический разбор словосочетания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Синтаксический разбор словосочетания"»

План-конспект урока по предмету «Русский язык» в 8 классе

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема: Синтаксический разбор словосочетания

Цель: предполагается, что в конце урока учащиеся будут знать понятие «синтаксический разбор словосочетания», различать виды подчинительной связи в словосочетании, уметь делать синтаксический разбор словосочетания; уметь применять полученные знания при решении учебных задач.

Задачи личностного развития: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, структурировать информацию, делать выводы; содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия; создавать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности, проявления нравственных качеств.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Карточки с заданиями.

3. Раздаточный материал.

4. Листы контроля.

Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Ориентировочно-мотивационный

Здравствуйте, мы рады приветствовать вас! (Звучит спокойная мелодия)

Талант и знания — яркий свет!

Рудаки

-Согласны вы с этим утверждением? Почему? (Действительно, талант и знания освещают наш путь, открывают дорогу в будущее.) Сегодня мы продолжаем путешествие по стране «Синтаксис» на нашем эксрессе знаний и завершаем свое пребывание в городе «Словосочетание». Но для того чтобы наше путешествие прошло успешно, нам необходимо отыскать ключ, открывающий дорогу к знаниям.

Условно мы поделимся на три команды «Согласование», «Управление» и «Примыкание». В каждой команде мы выберем проводников-экспертов и наградим их специальными значками. Проводники-эксперты будут моими помощниками.

А теперь, дорогие команды, попробуем определить задачи нашего урока. (Прием «Продолжи фразу»)

  1. Сегодня мы повторим…

  2. Мы узнаем…

  3. Мы научимся…

Молодцы! Возвращаемся к эпиграфу. Поднимите руки все участники команды с одноименным названием вида связи в словосочетании из данного предложения. (Яркий свет-согласование). А какое сочетание слов не является словосочетанием? (талант и знания, т.к. это однородные члены предложения).

3. Проверка домашнего задания

Презентация эйдос-конспекта.

Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающее толкование своего видения темы.

(Выступают учащиеся-эксперты от каждой группы).


4.Актуализация субъективного опыта учащихся

Задание «Древо знаний» (учащиеся дополняют опорную схему)

Сейчас еще раз вспомним, что же такое словосочетание.

5. Освоение новых знаний и способов деятельности

Ознакомление учащихся с особенностями синтаксического разбора словосочетания.

6.Первичная проверка понимания изученного

  • Работа с текстом

Чтение притчи (под музыкальное сопровождение)

Притча о цветке

Расцвел удивительной красоты цветок. Люди видевш..е его восхищ..лисьнеобыкнове(н,нн)ой кр..сотой это..о чудного творения. (1) Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему. Однажды цветок заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться. Вы не признали силу воды, которая напитала меня энергией. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой, только она достойна восхищения.»

-Чему нас может научить притча?

Закрепление изученного

  1. Групповая работа (учащиеся выписывают по 2 словосочетания, делают синтаксический разбор по образцу). (Самопроверка, помощь экспертов).

Индивидуальная работа (1 учащийся за доской записывает предложение, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания, 2 учащийся составляет схему и отмечает СС с согласованием).

Физкультминутка (проводят учащиеся)

Мы всегда готовы встать рядом или впереди,

Протянуть руку помощи,

Обернуться и посмотреть назад,

Дотянуться до мечты,

Расправить плечи после неудачи,

Пронести через всю жизнь дружбу и любовь!


2. Подготовка к ОГЭ.
Знакомство с примером задания.
ОГЭ – 2019. Задание7
Словосочетание
Пример задания 7. Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 
Ответ: озиралась с грациозностью 
Советы для правильного выполнения задания
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения.
3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлениисуществительным
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, озиралась ГРАЦИОЗНО – озиралась

С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ чертой – чертой БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ чертой), а при управлении - ПОСЛЕ главного (чертой БАБУШКИ).

7. Самостоятельная работа (взаимопроверка)
6. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 
Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.(И.Соколов-Микитов)_____________________________________________
7. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Внизу широко раскинулась долина, за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор. (В.Быков)________________________________________________________
8. Словосочетание В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Я показал друзьям книги, которые взял в детской библиотеке. (Е.Коковин)_________________________
9. Словосочетание НЕ ПОСКУПИЛАСЬ НАГРАДИТЬ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Природа не поскупилась наградить этого зверя строгими внешними формами, приятно ласкающими глаз. (Г.Федосеев)____________________________________________________________
10. Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и в очках. (Е.Коковин)
_________________________________________________________________________
Самопроверка

парили без шума
горные хребты
библиотека для детей
не поскупилась на награды
шляпа из соломы


Прием «Третий лишний» (взаимопроверка по ключу)

  1. Очень надежный, третий взвод, наша п..беда;

  2. Подняв брови, готов помоч (?), слишком громкий;

  3. Бить баклуши, поднятый кверху, покрытый водор..слями;

  4. Кофе (по)турецки, дверь настеж(?), второй этаж.

  • Запасной выход

  • С данными глаголами составьте подчинительные словосочетания. Запишите их, обозначив главное слово и ставя вопрос к зависимому. Укажите способ и средства подчинительной связи.

Образец. Думать о полёте (управление)

Сост..влять, пр..глашать, рас(?)казывать, осв..тить (что?), посв..тить (чему?), вос(?)тановить, пр..под..вать.

  • Оценочно-рефлексивный этап

Поздравляю Вас, мы отыскали ключ к знаниям и можем двигаться дальше по стране «Синтаксис». Как вы думаете, какая наша следующая станция? (Предложение).

-Все ли нам удалось на уроке?

  • Домашнее задание. Параграф 9- 10, написать мини-сочинение «Ученье-свет», употребив фразеологизмы.

Рефлексия. Поставьте себе отметку за урок, которую вы считаете справедливой, и «внесите» в наш журнал знаний. Эксперты сдают листы оценивания.

Спасибо за урок!



6. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 
Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.(И.Соколов-Микитов)_____________________________________________
7. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Внизу широко раскинулась долина, за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор. (В.Быков)________________________________________________________
8. Словосочетание В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Я показал друзьям книги, которые взял в детской библиотеке. (Е.Коковин)_________________________
9. Словосочетание НЕ ПОСКУПИЛАСЬ НАГРАДИТЬ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Природа не поскупилась наградить этого зверя строгими внешними формами, приятно ласкающими глаз. (Г.Федосеев)____________________________________________________________
10. Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и в очках. (Е.Коковин)
_________________________________________________________________________
6. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 
Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.(И.Соколов-Микитов)_____________________________________________
7. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Внизу широко раскинулась долина, за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор. (В.Быков)________________________________________________________
8. Словосочетание В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Я показал друзьям книги, которые взял в детской библиотеке. (Е.Коковин)_________________________
9. Словосочетание НЕ ПОСКУПИЛАСЬ НАГРАДИТЬ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Природа не поскупилась наградить этого зверя строгими внешними формами, приятно ласкающими глаз. (Г.Федосеев)____________________________________________________________
10. Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и в очках. (Е.Коковин)
_________________________________________________________________________
6. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 
Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.(И.Соколов-Микитов)_____________________________________________
7. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Внизу широко раскинулась долина, за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор. (В.Быков)________________________________________________________
8. Словосочетание В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Я показал друзьям книги, которые взял в детской библиотеке. (Е.Коковин)_________________________
9. Словосочетание НЕ ПОСКУПИЛАСЬ НАГРАДИТЬ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Природа не поскупилась наградить этого зверя строгими внешними формами, приятно ласкающими глаз. (Г.Федосеев)____________________________________________________________
10. Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и в очках. (Е.Коковин)
_________________________________________________________________________







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя