СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Устное сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку "Устное сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему" в 9 класссе (согласно ФГОС).

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Устное сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему"»

Конспект по русскому языку Попковой И.В.

Дата: 02.03.2021. Класс: 9 Урок № 96

Тема: Р. Р. №30. Устное сочинение на морально-нравственную тему.


Цели урока:

  1. Закрепить у обучающихся навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3).

  2. Усвоение обучающимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

6) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

8) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

9) формирование целостного мировоззрения;

10) развитие эстетического сознания.

Предметные результаты:

• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;

• понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

• усвоение основных единиц языка, их признаков;

• освоение базовых понятий лингвистики: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения; признаки текста, способы и средства связи предложений и смысловых частей текста; признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

• овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), изученными в 5—9 классах; нормами речевого этикета.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные:

1) испытывать чувство гордости за русский язык;

2) определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;

3) осознавать эстетическую ценность русского языка;

4) уметь реализовывать теоретические познания на практике;

5) признавать право каждого на собственное мнение;

6) уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;

7) иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

8) уметь слушать и слышать другое мнение.

Регулятивные:

1) организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

2) действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

3) ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;

4) принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

5) осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные:

1) осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

2) наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде схемы, таблицы;

3) сопоставлять информацию из разных источников;

4) давать определение лингвистическим понятиям;

5) определять основную и второстепенную информацию;

6) осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции;

7) объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;

8) анализировать, интерпретировать текст, используя теоретико-литературные понятия;

9) сравнивать способы образования слов, лексические, морфологические, синтаксические и другие языковые явления;

10) определять тип, стиль текста;

11) владеть основными понятиями курса русский язык 8 класс.

Коммуникативные:

1) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

2) осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

3) проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

4) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

5) строить монологическую речь, вести диалог;

6) учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.


Тип урока: комбинированный, урок развития речи

Оборудование: ИКТ, материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме, словари, тетради, презентация.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку. Тетради, дневники. У вас на столе лежат приложения, с которыми вы будете работать в течение урока. Заполните сразу лист самооценки, проставьте свои фамилию и имя. (1 мин)


II. Актуализация знаний. Целеполагание.

Прежде, чем мы обозначим тему и цели нашего урока, давайте вспомним, что нам предстоит в конце 9 класса (ОГЭ по русскому языку)

Вспомним структур экзамена (написание изложение, выполнение тестовой части, написание сочинения-рассуждения)

Нам также понадобится сегодня структура сочинения - рассуждения.

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения (композиция)?

-Тезис

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. (1-2 мин)


А теперь посмотрите ролик. (2 минуты)


Вопросы по теме урока.

  1. Назовите главных героев этого ролика? (продавец, покупатели, пожилой мужчина)

  2. Что делает продавец? (продает пожилому мужчине фрукты за символическую цену) Почему? (потому что у мужчины погибли сын и его жена, осталась внучка)

  3. Что проявляет продавец по отношению к пожилому мужчине? (доброту) Как ведут себя покупатели? (проявляют понимание и доброту к продавцу)

  4. Назовите главную тему этого ролика? (проявление доброты)

  5. К каким ценностям относится доброта? (к нравственным, моральным ценностям)

  6. Для какого вида сочинения-рассуждения нам необходимо дать определение? (для сочинения-рассуждения 9.3.)

  7. Что это за сочинение? (написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту)


Итак, как связаны тема этого ролика и сочинение-рассуждение 9.3.?

Тема: Мы будем работать над сочинением-рассуждением на морально-нравственную тему. (слайд 1)


Давайте сформулируем цели урока (слайд 2):

  1. Закрепить навыки написания сочинения - рассуждения на морально-нравственную тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

  2. Усвоить один из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди.


Вы посмотрели ролик, сформулировали цели, я предлагаю вам эпиграф к уроку. Отображает ли он основную мысль нашего урока? (слайд 3)

«Старайся всякому делать добро, а не себе одному».

(Григорий Богослов)

Запишем в тетрадь число, тему и эпиграф к уроку. (3-4 мин)

Всего на этап 9-10 минут


III. Актуализация знаний.

Работа над построением сочинения - рассуждения.

Давайте вспомним, как звучит задание 9.3. (слайд 4)

  1. Чтение задания к сочинению.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Беседа с классом с классом:

Вопрос к классу: Итак, над каким понятием мы сегодня будем работать? (доброта)

Вспомним структуру сочинения-рассуждения 9.3.

Ответы класса: рассуждение, как тип текста, всегда строится по строгим правилам.

  • тезис. В качестве тезиса в данном виде сочинения-рассуждения выступает сформулированное определение понятия. Следующий шаг - прокомментировать данное определение (1-2 предложения). Комментарий должен быть связан с последующими аргументами, в качестве «связки» выступают речевые клише;

  • первый аргумент (по тексту);

  • второй аргумент (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

  • вывод. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением.

(слайд 5)

Сколько абзацев в сочинении? (4)

2- 3 минуты


  1. Первичное усвоение знаний. Работа в группах над определением.

Как можно дать определение понятию?

    1. По словарю (первая группа)

    2. Подбором синонимов (вторая группа)

    3. Подбором антонимов (третья группа)

    4. Дополнительные источники информации (интернет)


Сейчас вы будете работать в группах.


Как вы понимаете значение слова. Дайте определение. (1 мин)


1 группа.

ДОБРОТА́ -ы; ж. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. (словарь Ожегова) (слайд 6)


2 группа.

добросердечие, душевность; человечность, человеколюбие, участливость, добросердечность, добродушие, отзывчивость, гуманность, ласка, мягкость.

Все это – искренние, добрые чувства по отношению к кому или чему-либо. (слайд 7)


3 группа.

После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности.

Итог: такого быть не должно!

Оставим это для вывода. (слайд 8)


4 группа.

Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе. (liveinternet.ru) (слайд 9)


4-5 минут


    1. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Работа в парах. У вас на столе лежит приложение 1 и 2. Это памятка для написания сочинения-рассуждения и фразы-клише. Воспользуйтесь ими для работы.


После собеседования учащиеся приходят к выводу, что

1 абзац.

Тезис. Что же такое доброта? Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Комментарий Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям. (слайд 10 )

2 мин


Чтение и Анализ текста. (раздать каждому!!!)


 (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

 (По Н. Гарину-Михайловскому)* Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (18521906) – русский писатель. Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё литературное творчество. (2 минуты)


    1. Физминутка (1 мин)


Как связать вступление и основную часть?

Фраза-клише.

Попробуем разобраться в смысле этого понятия на примере из текста (Ф.И. авторам текста) Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. (слайд 11)


Работа в парах. Поиск А1, А2, 2-3 абзацы. Аргументы - примеры. Кураторы помогают.

1-й аргумент - из прочитанного текста

Так герой произведения Тема, превозмогая страх и усталость, спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят» - думает Тема (предложение 29).(слайд 12)


2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).


Слово учителя: подберем примеры из литературы

В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения Л., М.Шолохова «Судьба человека», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского» (а также приводят примеры из жизни)

Благотворительная акция «Белый цветок» – это призыв к добру и милосердию. Событие, которое призвано объединить людей с добрым сердцем для общей цели, эта цель - помочь детям. Главная задача акции – привлечь общественное внимание к проблемам больных детей.

Варианты 2 аргумента: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта, мне хотелось бы привести пример из жизни. Так в рассказе В.Распутина молодая учительница, узнав о бедственном положении своего ученика пытается ему помочь. Это ли не пример проявления доброты?

В нашей школе проходила благотворительная акция «Белый цветок», все средства, собранные на ней были направлены в фонд, который помогает детям. (слайд 13)


Работа в парах. Остался вывод. 4 абзац. Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше. В настоящее время люди часто бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности, но такого быть не должно! (слайд 14)


10 минут


    1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Работа по критериям оценивания сочинения. (3 мин)

Пожалуйста, возьмите критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3. и проанализируйте свою работу согласно этим критериям.


8.Итак, давайте вспомним о целях нашего урока. Удалось ли нам их достигнуть? (слайд 14) (1 мин)


9.Рефлексия. Самооценка (листы самооценки) (2 мин)

Дополните высказывание:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

10.Домашнее задание (слайд 15)

  1. Написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 9.3) по предложенному тексту.

  2. Выполнить задания 2-5 ОГЭ 2021 ( вариант на выбор)

  3. Задание на опережение. Дать определение понятиям сострадание, милосердие. Подобрать аргументы из жизни.

(1 мин)


Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. 9.3

  1. Что такое доброта? Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

  2. Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста Николая Георгиевича  Гарина-Михайловского. Герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят», - думает Тема (предложение 29)

  3. В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта, мне хотелось бы привести пример из жизни. Так в рассказе В.Распутина молодая учительница, узнав о бедственном положении своего ученика, пытается ему помочь. Это ли не пример проявления доброты?

В нашей школе проходила благотворительная акция «Белый цветок», все средства, собранные на ней были направлены в фонд, который помогает детям.

  1. Таким образом, я пришел к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше. В настоящее время люди часто бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности, но такого быть не должно!

Приложение 1

Речевые клише

  • Что же такое…?

  • в жизни я постоянно сталкиваюсь с ….

  • в жизни я всегда ощущаю…

  • в жизни мне приходилось….

  • текст …. позволяет мне сказать…., утверждать…

  • затронутая автором проблема имеет многовековую историю…


  • передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

  • в заключение хотелось бы отметить...

  • прочитав данный отрывок, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. .

  • можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

  • чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ……

  • подтверждение этому находим в …предложении

  • из … предложения следует…

  • с примерами проявления… нам приходится сталкиваться…

  • проявление… в жизни можно увидеть....

  • делая выводы из вышеизложенного…

  • подводя итог…таким образом …

  • обобщая сказанное…



Приложение 2

Как писать сочинение-рассуждение

1). Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, но и объяснять, убеждать.

2). Не забывайте, что существует несколько способов аргументации. Среди них цитирование и указание на номер предложения.

3). С помощью языковых средств выражайте логическое отношение между частями.




Приложение 3

Лист самооценки 

ФИ ученика_________________

 

1. На уроке я работал

 

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким 

длинным

4. за урок я 

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен полезен интересен

не понятен

бесполезен скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным



























Оценивание сочинения 9.3.

 Критерии

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2)

Баллы

С 3 К 1

Толкование значения слова.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,

но

не прокомментировал его

1

 

Экзаменуемый дал неверное определение,

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3, К2

Наличие примеров-аргументов.

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

или

экзаменуемый  привёл  два  примера-аргумента  из прочитанного текста

3

 

Экзаменуемый  привёл  один  пример-аргумент  из прочитанного текста

2

 

Экзаменуемый  привёл  пример(-ы)-аргумент(-ы)  из жизненного опыта

1

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 

0

С3  К3

Смысловая  цельность,  речевая  связность  и

последовательность сочинения.

Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

 

Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой цельностью,  связностью  и  последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С 3 К 4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

 

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении

текста

0

С 3 К1-К4

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

9


 (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

 (По Н. Гарину-Михайловскому)*

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (18521906) – русский писатель. Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё литературное творчество. (2 минуты)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!