СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 1 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для 1 класса.Слова сочетаниями ча-ща,чу-щу.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 1 классе»

Открытый урок по русскому языку в 1 классе

 

Урок   русского языка в  1 классе

      Тема урока: Слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

Цели : Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой ачу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;

  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

  • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

  • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

  • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение). Таблица словарных слов. Презентация.



                               Ход урока.

1.Организационный момент.

  Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

 Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей. Повернитесь и подарите свою улыбку. Подарите улыбку друг другу. И улыбнитесь мне.

 

        2.Чистописание.

– Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

  -Назовите буквы Ж, Ш, Ц.

Что можно сказать о буквах?

(Они обозначают всегда только твёрдые звуки. У них нет мягкой пары.)

 -Поэтому мы  помним запоминалочку.

               Под ударением ЖИ и ШИ

              Пишем только с буквы И!                                                                          

Вот и сегодня на минутке чистописания повторим как пишется строчная буква И. Из скольки элементов состоит буква И?

— Посмотрите, как поэлементно пишется строчная буква И.

О.В. на второй элемент –поворот на месте по крючковой до серединки.

Запишите в тетради три раза строчную букву И.

 -А если мы к букве И добавим ещё 1 такой же элемент, из которых состоит буква И, то какая буква может получится? (Буква Ш- правильно.)

  -Запишите в тетрадях два раза букву Ш.

  -Ребята, какой элемент нужно добавить, чтобы получилась буква Щ? (петельку.)   — Запишите 2 раза букву Щ. О. В.

 2. Самоопределение к деятельности.

Картинный диктант.

На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: ШИШКА, СНЕЖИНКА, МАШИНА, жираф.

         — Скажите, на какую орфограмму написаны слова?

         -Давайте прочитаем эти слова с ударением.

         — Куда падает ударение? (ударение падает на букву И значит под ударением    пишется буква И.

          — Попытайтесь записать без ошибок .

          -Как пишем первое слово? (Первое слово пишем с красной строки и с                    большой буквы, а далее через запятую с маленькой.)

             -Сколько слов вы запомнили и написали?

-А сейчас мы проведём взаимопроверку. (Поменяйтесь тетрадочками с

соседом. Проверьте, правильно ли записали слова.)

3.Сообщение темы урока, постановка цели.

На карточках написала слова, чтобы их прочитать, мы должны    разделиться на 2 группы.

-Первая группа читает слова с буквой Ч.    [ раздаю карточки.]                                              -Вторая группа читает слова на букву Щ.

 — Прочитай те слова.

 — Все ли слова вам понятны?  

 Группы готовы.

 -Лидер группы читает слово, а первый звук каждого слова     произносим вместе.

                                  -1 группа

         Часто                                          

         Чуткий                Какой звук вы произносите на месте буквы Ч:

          Честно                      Мягкий или твёрды?

          Чисто

-Какой можно сделать вывод:

(Во всех словах мы слышим [Ч’]   -мягкий согласный).

— А сейчас обратим внимание на гласные после буквы Ч.

— Какие мы видим буквы А,У,Е,И.

 -А какие  буквы служат для мягкости согласного звука? 

            е, ё, ю, я, и.  

  -Буквы А, У входят в их число? (нет)

 — Буквы А, У могут показать, что перед ними мягкие согласные звуки?

  — Необычно, что после мягких согласных стоят буквы А, У?

  — Сейчас проанализируем   2 группу.

  — Лидер группы  читает слова, а первый звук произносим все вместе

       Щука

       Щит              Какой звук произносим на месте буквы Щ:

       Щупать           Мягкий или твёрдый?

       Щепка

  — Какой можно сделать вывод:( Во всех словах мы слышим мягкий

      звук  [Щ’] )

— А сейчас обратим внимание на гласные после буквы Ща

 -Какие мы видим буквы У, И, Е.

 — А какие буквы служат для мягкости согласного звука?

 -Буква У входит в их число?  (нет)

— Буква У может показывать, что перед ней мягкий согласный звук?    (нет.)

— Значит, необычно, что после мягких согласных стоит буква У?

— Ребята,  может быть, кто-то из вас сделает вывод:  звуки которые

Молодцы!

                                                                                                                                                            -Потрудились мы не плохо, а сейчас немного отдохнем.

4.Физкультминутка

Жи – жи – жи – летают (стрижи).

 Ши – ши – ши – маршируют (малыши).

Ча – ча – ча – прискакала (саранча).

Чу – чу – чу – молоточком я (стучу).

Ща – ща – ща – я в реке поймал (леща).

Щу – щу – щу – в небо птицу (отпущу).

5.Работа по теме урока.



Упр. 1 с. 115.

Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

– Прочитайте.

– Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

– Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

– Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

– Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

– Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

Физминутка для глаз.

Вы метёлочки метите
Мои глазки остудите.
Дети моргают ресничками.
Надо глазочки сомкнуть
И немного отдохнуть.
Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
Глазки, глазки просыпайтесь
За работу принимайтесь.
Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

Упр. 2 с. 116.

– Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

– Выполните задание самостоятельно.

– Прочитайте сведения о языке.

– Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

– Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

– Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

6. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 4 (с.117).

– Прочитайте.

– Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

– Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

– Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

– Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

2. Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

– Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

Савелий: «Машина – это автомобиль»

– Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

– Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

– Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

7. Рефлексия.

Игра «Фотограф».

На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: часы, снежинка, шина, чучело, щупальце, чашка, щавель, чаща, площадь. После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

– Подчеркните изученные орфограммы.

– Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

– Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

– А кому нужно ещё потренироваться?

– Оцените свою работу в тетради на полях.

8. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

В сочетаниях жи – ши,
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у!

– Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Молодцы! Обязательно расскажите дома, чему вы сегодня научились.

— А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

— Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!



Урок подготовила и провела  учитель начальных классов Лахиялова Р.М.

 

Дата размещения: 1.07.2019










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!