СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема: «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого презентации
«Русский язык, 3 класс»

Порядок на столе-  Порядок в голове.  Начать урок готовы?
  • Порядок на столе- Порядок в голове. Начать урок готовы?
О какой части речи говориться в стихотворении? Я - часть речи интересная. Широко в миру известная. Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна И точна, и удивительна, Чтоб красиво говорить Мною нужно дорожить!

О какой части речи говориться в стихотворении?

Я - часть речи интересная.

Широко в миру известная.

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна

И точна, и удивительна,

Чтоб красиво говорить

Мною нужно дорожить!

ЯЯ АЯ ИЙ ЫЙ ЕЕ ОЕ ИЕ ЫЕ -ЯЯ -АЯ

ЯЯ АЯ ИЙ ЫЙ ЕЕ ОЕ ИЕ ЫЕ

-ЯЯ -АЯ

Придумайте вопрос по теме… Имя прилагательное – … часть речи. Имена прилагательные обозначают … и отвечают на вопросы … Они связаны с … Изменяются по …

Придумайте вопрос по теме…

Имя прилагательное – … часть речи.

Имена прилагательные обозначают … и отвечают на вопросы …

Они связаны с …

Изменяются по …

Запомни правило! Имя прилагательное – самостоятельная часть речи. Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Они связаны с именами существительными . Изменяются по родам и числам . Лес ( как ой ?) юн ый ; погода (как ая ?) тёпл ая ; сердце (как ое ?) добр ое ; лица (как ие ?) родн ые .

Запомни правило!

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи. Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Они связаны с именами существительными . Изменяются по родам и числам .

Лес ( как ой ?) юн ый ;

погода (как ая ?) тёпл ая ;

сердце (как ое ?) добр ое ;

лица (как ие ?) родн ые .

Ключевые слова темы:   Имя прилагательное окончание гласные безударные ударные

Ключевые слова темы:

Имя прилагательное

окончание

гласные

безударные

ударные

Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы вместо о–е, ы–и, у–ю ,  это надо запомнить.

Надо помнить:

в окончаниях прилагательных

после мягких согласных пишутся другие буквы

вместо о–е, ы–и, у–ю ,

это надо запомнить.

Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? Предположите, какой будет тема урока.

Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах?

Предположите, какой будет тема урока.

Тема урока: «  Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами ».

Тема урока:

« Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

Знакомство с антонимами ».

Формулирование проблемы     Прочитайте стихотворение  в упр. 328. Найдите и выпишите из этого текста прилагательные. Сколько прилагательных вы выписали?

Формулирование проблемы  

Прочитайте стихотворение

в упр. 328.

Найдите и выпишите из этого текста прилагательные.

Сколько прилагательных вы выписали?

Хор о ш ая , плох а я , посл у шн ая. Во всех ли выписанных словах есть орфограмма в окончании? Почему? Подумайте, можно ли как-то объединить эти слова?

Хор о ш ая , плох а я , посл у шн ая.

Во всех ли выписанных словах есть орфограмма в окончании? Почему?

Подумайте, можно ли

как-то объединить эти слова?

Почему слова хорошая и послушная  синонимы?   Они называют поведение, положительные качества девочки, но по-разному.

Почему слова хорошая и послушная синонимы?

Они называют поведение, положительные качества девочки, но по-разному.

А можно ли соединить слова хорошая и плохая ?

А можно ли соединить слова хорошая и плохая ?

  • Объясните.
  • Сегодня на уроке мы узнаем, что это за слова в языке, в чём их особенность.
  • Давайте составим план сегодняшнего урока.
Открытие нового знания Упражнение 329

Открытие нового знания

Упражнение 329

  • Прочитайте стихотворение. Кто его автор?
  • Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червяку – сладким?
  • Почему выделены прилагательные: сладкий – кислый ?
  • Как называются такие слова? Прочитайте определение (с. 90).
Запомни правило! Слова с противоположенным значением называются антонимами . Среди имён прилагательных много антонимов:  хорошая –плохая ,  высокий –низкий , кислое – сладкое .  Антонимы, как и синонимы, – это слова одной и той же части речи. Писатели часто используют антонимы в своих произведениях.

Запомни правило!

Слова с противоположенным значением называются антонимами .

Среди имён прилагательных много антонимов:

хорошая –плохая ,

высокий –низкий , кислое – сладкое .

Антонимы, как и синонимы, – это слова одной и той же части речи.

Писатели часто используют антонимы в своих произведениях.

Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении (упр. 328)?
  • Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении (упр. 328)?

Хорошая – плохая

Давайте поиграем… Назовите антонимы среди прилагательных, которые называют качества человека

Давайте поиграем…

Назовите антонимы среди прилагательных, которые называют качества человека

Выполните упр. 329 по заданию до конца. Назовите орфограмму-букву безударного гласного в окончании прилагательного. Кисл ое , сладк ий . Как ее можно проверить?

Выполните упр. 329 по заданию до конца.

Назовите орфограмму-букву безударного гласного в окончании прилагательного.

Кисл ое , сладк ий .

Как ее можно проверить?

Развитие умений Есть ли антонимы среди слов других частей речи? Упражнение 330 Как вы думаете, какое умение мы будем отрабатывать выполняя это задание? Мы будем находить антонимы в тексте.

Развитие умений

Есть ли антонимы

среди слов других частей речи?

Упражнение 330

Как вы думаете, какое умение мы будем отрабатывать выполняя это задание?

Мы будем находить антонимы в тексте.

Развитие умений Вдол ь – п о п е рё к (наречия) Подберите антоним к слову сухим .  Сух и м- м о кр ы м .

Развитие умений

  • Вдол ь – п о п е рё к (наречия)
  • Подберите антоним к слову сухим .

Сух и м- м о кр ы м .

  • Какая это часть речи?
Развитие умений Отгадайте загадку. Запишите антонимы и укажите часть речи. Я антоним к слову « зной », Я антоним к слову « лето », Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета, И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня – Потому что я …  прохлада , зима .

Развитие умений

Отгадайте загадку.

Запишите антонимы и укажите часть речи.

Я антоним к слову « зной »,

Я антоним к слову « лето »,

Я в реке, в тени густой

В шубу снежную одета,

И в бутылке лимонада,

Хоть люблю мороз сама,

А зовут меня –

Потому что я …

прохлада

,

зима

.

Сделайте вывод : среди каких частей речи встречаются антонимы?   Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных

Сделайте вывод : среди каких частей речи встречаются антонимы?

Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных

Сном волшебным засыпаем, Дышится легко…ровно… глубоко… Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают… засыпают (2 раза) Шея не напряжена,  И расслаблена, … . Губы чуть приоткрываются,  Все чудесно расслабляется (2 раза)

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко…ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают… засыпают (2 раза)

Шея не напряжена,

И расслаблена,

… . Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза)

Развитие умений Упражнение 331  Отрабатываем умение подбирать антонимы к прилагательным, писать орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных.

Развитие умений

Упражнение 331

Отрабатываем умение подбирать антонимы к прилагательным, писать орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных.

Проверим по эталону Петь сильн__голосом - ………….голосом Петь с и льн ым  голосом - сл а б ым голосом  т и х им голосом С нов__ другом – со ….. другом С н о в ым другом – со ст а р ым другом

Проверим по эталону

Петь сильн__голосом - ………….голосом

Петь с и льн ым голосом - сл а б ым голосом

т и х им голосом

С нов__ другом – со ….. другом

С н о в ым другом – со ст а р ым другом

Сделайте вывод :   как можно проверить написание безударных окончаний имён прилагательных?

Сделайте вывод :

как можно проверить написание безударных окончаний имён прилагательных?

Проверим по эталону За больш__ деревьями – за ... деревьями За больш ими деревьями – за маленьк ими деревьями На высок__ заборе – на … заборе На высок ом заборе – на низк ом заборе

Проверим по эталону

За больш__ деревьями – за ... деревьями

За больш ими деревьями – за маленьк ими деревьями

На высок__ заборе – на … заборе

На высок ом заборе – на низк ом заборе

Проверим по эталону Свеж__ огурец - … огурец Свеж ий огурец - гнил ой огурец Свеж__ хлеб - … хлеб Свеж ий хлеб - сух ой хлеб  чёрств ый хлеб

Проверим по эталону

Свеж__ огурец - … огурец

Свеж ий огурец - гнил ой огурец

Свеж__ хлеб - … хлеб

Свеж ий хлеб - сух ой хлеб

чёрств ый хлеб

Проверим по эталону Из-за мелк__ дождика - из-за … дождика Из -за мелк ого дождика - из-за крупн ого дождика Через мелк__ ручей - через … ручей Через мелк ий ручей - через глубок ий ручей Сделайте вывод

Проверим по эталону

Из-за мелк__ дождика - из-за … дождика

Из -за мелк ого дождика - из-за крупн ого дождика

Через мелк__ ручей - через … ручей

Через мелк ий ручей - через глубок ий ручей

Сделайте вывод

Проверить правописание букв гласных в безударных окончаниях имён прилагательных можно с помощью вопросов, так как у слов-вопросов всегда ударные окончания. В доме (как ом ?) нов ом , красив ом .

Проверить правописание букв гласных

в безударных окончаниях имён прилагательных можно с помощью вопросов, так как у слов-вопросов всегда ударные окончания.

В доме (как ом ?) нов ом , красив ом .

Сделайте вывод   Если прилагательное имеет несколько значений, какие у него будут антонимы, как у слов свежий, мелкий ? К каждому значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.

Сделайте вывод

  • Если прилагательное имеет несколько значений, какие у него будут антонимы, как у слов свежий, мелкий ?

К каждому значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.

Формирование алгоритма самооценки:

Формирование алгоритма самооценки:

  • Что тебе нужно было сделать?
  • Удалось тебе выполнить задание?
  • Ты сделал всё правильно или были недочёты?
  • Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
  • Какой был уровень задания?
  • Какие умения формировались при выполнении этого задания?
  • Какую отметку ты бы себе поставил?
  • Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Над какой темой работали? «  Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами ».

Над какой темой работали?

« Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

Знакомство с антонимами ».

Итог урока

Итог урока

  • С какой орфограммой ознакомились?
  • Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях прилагательных?
  • Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким?
Итог урока

Итог урока

  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • В чём испытали затруднения?
  • Кто сегодня получил отметку в дневник?
  • За что?
Рефлексивно - оценочный этап.   Тест 1.Укажи имя прилагательное. А) двигать; Б) красивый; В) быстро.    2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Домашн.. работа А) - ие; Б) – яя; В) -ее.

Рефлексивно - оценочный этап.

Тест

1.Укажи имя прилагательное.

А) двигать;

Б) красивый;

В) быстро.

 

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:

Домашн.. работа

А) - ие;

Б) – яя;

В) -ее.

Рефлексивно - оценочный этап  Тест    3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Сметана густая, а молоко… А) белое; Б) вкусное; В) жидкое.   4. Род и число имени прилагательного зависит от: А) глагола; Б) местоимения; В) имени существительного.  

Рефлексивно - оценочный этап Тест

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:

Сметана густая, а молоко…

А) белое;

Б) вкусное;

В) жидкое.

 

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) глагола;

Б) местоимения;

В) имени существительного.

 

Рефлексивно - оценочный этап  Тест    5. Выберите верное утверждение:   А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;   Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым ;   В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.

Рефлексивно - оценочный этап Тест

5. Выберите верное утверждение:

 

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;

 

Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым ;

 

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.

Эталон для самопроверки   1.Укажи имя прилагательное.  Б) красивый; 2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:  Б) Домашн.. работа  Работа (как ая ?) домашн яя  Домашн яя работа

Эталон для самопроверки

1.Укажи имя прилагательное.

Б) красивый;

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:

Б) Домашн.. работа

Работа (как ая ?) домашн яя

Домашн яя работа

Эталон для самопроверки   3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Сметана густая, а молоко…  В) жидкое   4. Род и число имени прилагательного зависит от:  В) имени существительного  

Эталон для самопроверки

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:

Сметана густая, а молоко…

В) жидкое

 

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

В) имени существительного

 

Эталон для самопроверки   5. Выберите верное утверждение:    В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.

Эталон для самопроверки

5. Выберите верное утверждение:

  В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.

Эталон для самопроверки   Меньше 3-х правильных ответов.  Никуда не годится. (Неудовлетворительно)

Эталон для самопроверки

  • Меньше 3-х правильных ответов.

Никуда не годится. (Неудовлетворительно)

  • Три правильных ответа. Удовлетворительно.
  • Четыре правильных ответа. Хорошо.
  • Пять правильных ответов. Отлично.
Каждый ученик задумывается о том,  что у него:

Каждый ученик задумывается о том, что у него:

  • хорошо получается; что не получается; над чем надо поработать.
  • хорошо получается; что не получается; над чем надо поработать.
  • хорошо получается; что не получается; над чем надо поработать.
  • хорошо получается; что не получается; над чем надо поработать.
  • хорошо получается; что не получается; над чем надо поработать.
  • хорошо получается;
  • что не получается;
  • над чем надо поработать.
Домашнее задание 1. Упр. 332, с. 91. 2. Выучить правило на с. 90.

Домашнее задание

1. Упр. 332, с. 91.

2. Выучить правило на с. 90.

Мы закончили урок,   Подвести пора итог!

Мы закончили урок, Подвести пора итог!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!