III. Изучение нового материала Учимся применять правило. Ознакомление уч-ся с теоретическими сведениями из учебника. Упражнение 363. Прочитайте по ролям отрывок из 1-й части рассказа «Корзина с еловыми шишками». Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. – Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ. – Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка. – Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. – У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. – Ой, как долго! – Понимаешь, мне нужно её ещё сделать. – Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? – Ты еще маленькая и многого не понимаешь. А теперь давай корзину. Я провожу тебя. Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал: – Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца? – Хагеруп, – ответила Дагни и спросила: – Разве вы не зайдёте к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять её в руки. – Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни! «Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет». Работа в группах. Деление на группы. По жребию (В корзинке лежат еловые и сосновые шишки) Задания для первой группы: Подготовить ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы 2. Упр. 364. Прочитайте предложения. Какой информации в них не хватает? Какая часть речи пропущена? Спишите, вставляя пропущенные слова. 1) Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с … косичками. 2) Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через … . 3) Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего … или … игрушек? 4) На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится … лет». Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Если нужно сообщить о времени, мы употребляем числительные: Эдвард Григ родился в тысяча восемьсот сорок третьем году. Мне десять лет. Сейчас одиннадцать часов пятнадцать минут. Один, пять, двенадцать, миллион – эти слова, обозначающие числа, – имена числительные. Упр.365. Ответьте на вопросы и запишите ответы. Какие числительные вы использовали? 1) Сколько тебе лет? 2) В каком году ты родился (родилась)? 3) Когда у тебя день рождения? 4) Какой сейчас идет год? А век? 5) В каком классе ты учишься? 1)Мне одиннадцать лет. 2)Я родился в дветысячи шестом / седьмом году 3)У меня день рождение семнадцатое июля, двадцатое августа, четырнадцатое ноября, пятнадцатое апреля. 4)Сейчас дветысячи восемнадцатый год. 5)Я учусь в пятом классе. IV. Освоение изученного материала. Физкультурная минутка Загадка Я – цифра меньше 10, Меня легко тебе найти, Но если букве «Я» прикажешь Рядом встать, – Я – всё! Отец и дедушка, и ты, и мать. (Семья) IV. Закрепление изученного материала. (И)Упр. 366. Прочитайте. Запишите цифры словами. Докажите, что в предложениях использованы количественные числительные. Александр Сергеевич Пушкин сочинил «Сказку о мертвой царевне и 7 богатырях». Сказку «12 месяцев» написал Самуил Яковлевич Маршак. Петр Ильич Чайковский создал 10 опер, 3 балета, 6 симфоний и 104 романса. (Г) Работа в группах Составление синквейна к существительному композитор. |