1.1. Выполнение упр. 275.
1.2. Морфемный и морфологический анализ прилагательных.
1.3. Работа с текстом. Отработка орфограммы.
Этапы урока | ИКТ | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
I. «Организация». | | Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку: - Нас две ниточки связали: теплоты и доброты. - Добрый день! – они сказали. - Добрый день! – ответил ты. Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют гости. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок! | Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности |
II. «Вызов». | | Организует работу в тетрадях: - Откройте тетради. Запишите число. - Ребята, перед вами лежат два кружочка: жёлтый и зелёный. Предлагаю вам на зелёном кружке записать свои ожидания от сегодняшнего урока, а на жёлтых – свои опасения. | Открывают тетради, записывают число, записывают на зелёных кружках свои ожидания от урока, а на жёлтых – свои опасения. | Личностные: самооценка |
Актуализация знаний. 1)Теория 2)Работа со словосочетаниями | | Задаёт вопросы по теории: 1.Что такое имя прилагательное? 2.Назовите морфологические признаки имени прилагательного. 3.Назовите разряды прилагательных. 4.Расскажите о качественных прилагательных. 5.Расскажите об относительных прилагательных. 6.Расскажите о притяжательных прилагательных. 7.Назовите степени сравнения прилагательных. 8.Расскажите: - о простой сравнительной степени - о составной сравнительной степени 9. Расскажите: - о простой превосходной степени - о составной превосходной степени Деревянная ложка, овсяная каша, соломенная шляпка, гусиное перо, песчаный берег, осенняя пора. - Определите разряды прилагательных. - Посмотрите внимательно на прилагательные и назовите орфограмму, с которой знакомились в 5 классе. | Отвечают на вопросы. 1.Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? 2.Разряды, степени сравнения, полная и краткая формы, род, число, падеж. 3.Качественные, относительные, притяжательные. Рассказывают о качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Сравнительная и превосходная степени сравнения. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов -е, -ее (-ей), -ше. Составная сравнительная степень образуется при помощи слов более, менее. Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш, -айш. Составная превосходная степень образуется при помощи слов наиболее, наименее, самый, всех. Определяют разряды прилагательных. - н- и –нн- в именах прилагательных | Познавательные: структурирование знаний Коммуникативные: умение давать полный ответ |
Формулирование темы урока | | - Какова тема сегодняшнего урока? - Запишите тему урока в тетрадь. | - Правописание -н- и –нн- в именах прилагательных. | Регулятивные: формулирование темы |
Мотивирование к учебной деятельности | | - Надо ли вам знать данное орфографическое правило? Для чего? | Для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, для орфографической зоркости. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
III. «Осмысление». | | | | |
Постановка учебной задачи. | | - Какую учебную задачу мы можем поставить на урок? | - Вспомнить орфографическое правило, применять его на практике и узнать что-то новое. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: формулирование гипотез |
IV.Открытие. 1.Заполнение схемы 2.Работа с таблицей 3.Работа с учебником стр.220 | | н | нн | 1.ин, ан, ян Кожаный, гусиный, овсяный Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный | 1.онн, енн Авиационный, соломенный Искл.: ветреный (но безветренный) 2.н+н туманный | н | нн | 1.ин, ан, ян Кожаный, гусиный, овсяный Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный 2.юный, зелёный, румяный (н входит в корень, суффикса в слове нет) | 1.онн, енн Авиационный, соломенный Искл.: ветреный (но безветренный) 2.н+н туманный | В кратких прилагательных ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна | - Посмотрите внимательно. Какие новые сведения для себя вы увидели в таблице? - Прочитаем теорию на стр. 220 (II). Формулируем правило! | Заполняют вместе н | нн | 1.ин, ан, ян Кожаный, гусиный, овсяный Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный 2.юный, зелёный, румяный (н входит в корень, суффикса в слове нет) | 1.онн, енн Авиационный, соломенный Искл.: ветреный (но безветренный) 2.н+н туманный | В кратких прилагательных ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна | Называют новое!!!! Читают теорию | Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. |
Физкультминутка | | | | |
V. «Размышление» 1.Применение усвоенных знаний на практике. 1.1. Выполнение упр.275 1.2.Морфемный и морфологический анализ прилагательных 1.3. Работа с текстом. Отработка орфограммы. | | - Прочитайте задание к упр.275 Безжизненный – безжизнен, безжизненна, безжизненно, безжизненны; Мужественный – мужествен, мужественна, мужественно, мужественны; Медленный – медлен, медленна, медленно, медленны; 1 ряд – легкомысленный, многочисленный; 2 ряд – естественный, ответственный; 3 ряд – таинственный, бессмысленный Проверка!!! Безжизненный – морфемный анализ Медленный – морфологический анализ Серебряная сказка. Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами. В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями. Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками... Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы. Определите стиль текста, докажите свое мнение. Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной, эмоциональной? Какова роль прилагательных в тексте? Объясните правописание н и нн в подчёркнутых прилагательных. | Читают задание и выполняют по образцу. учитель ученик у доски выполняют самостоятельно по рядам Безжизненный Медленный – им.прилаг., т.к. обозначает признак предмета 1.(какой?) медленный, н.ф. – медленный; 2.качеств., употреблено в полной форме, м.р., ед.ч., Им.п.; 3.(какой?) медленный - определение Читают сказку выразительно. -Да - Художественный стиль, автор передает свое отношение к окружающему, рисует словами картину, использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворение. - Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Пейзаж. - Наличие большого числа прилагательных. - Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, привлекательной. Объясняют правописание | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция. Регулятивные: контроль, самоконтроль. |
VI. «Рефлексия» 1. Обобщение результатов урока, подведение итогов | | - Подводя итог нашего урока, вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале урока. Определите для себя, оправдались ли они? - А теперь подведём итог: Интерес - Что интересного было на уроке? Труд – В чём заключался ваш труд? Обучение – Чему научились? Главное – Что принёс мне сегодняшний Урок? | Отвечают на вопросы. | Личностные: самоопределение, самооценка |
VII. «Домашнее задание» | | Задание на карточке. Выполнить 2 задания из 3 (по выбору). | | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение |
Рум..ые щеки, воробьи..ое семейство, ко..ый завод, земл..ой вал, песч..ая отмель, дров..ой склад, серебр..ый приз, карма..ые часы, журавл..ая стая, солом..ая крыша, гора величеств..а, даль пусты..а, платье дли..о, сведения це..ы.
Дли..ый, государств..ый, олов..ый, ястреб..ый, торжеств..ый, овс..ное, ветр..ый (юноша), глин..ый, пчел..ый, баш..ый (кран), бараба..ый, стари..ый, подли..ый, экскурси..ый, цели..ый, лебеди..ый.