СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 7 "Б" классе на тему "Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми.

Цели:

  • дать понятие о деепричастном обороте;
  • познакомить с графическим обозначением деепричастного оборота в предложении;
  • формировать практические навыки и умения, устанавливать границы деепричастного оборота;
  • воспитывать детей в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 7 "Б" классе на тему "Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми".»

Открытый урок по русскому языку.

Дата: 03.12.2020

Класс: 7 «Б»

Тема урока:  Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми.

Цели:

  • дать понятие о деепричастном обороте;

  • познакомить с графическим обозначением деепричастного оборота в предложении;

  • формировать практические навыки и умения, устанавливать границы деепричастного оборота;

  • воспитывать детей в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи.

Задачи:

Образовательные:

- выявление условий обособления деепричастного оборота;

-формирование навыков постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах;

- формирование умений различать причастные и деепричастные обороты;

- совершенствование орфографических и пунктуационных умений.

Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

-развитие критического мышления;

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания.

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-развитие коммуникативных УУД;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: компьютер; медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной презентации; колонки; наглядный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я рада видеть вас на моём уроке. Я бы хотела начать наше занятие со стихотворения нашего земляка Рами Гарипова, творчество которого вам уже знакомо (под музыкальное сопровождение рассказывается стихотворение). Слайд 2


«Родной язык»

Родной язык! Других не ниже он,

Я знаю цену всем его словам:

Он и силен, и звучен, и богат,

Его не чтят лишь те, кто низок сам.


Язык народа! Правды он язык,

А без него нет и земли родной:

Бранят язык, отчизну не любя,-

Кто ей чужой, тот нищ и нем душой.


Язык сэсэна-матери язык,-

Нет без него народа моего,

А у кого народа в сердце нет,

Нельзя и человеком звать того!

-Ребята, определите, пожалуйста, основную мысль стихотворения. Почему важно изучать родной язык?

-Верно, ребята, спасибо за ответы.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Для того чтобы повторить ранее изученные темы, мы выполним задание. Выполнять работу будем по рядам. Слайд 3

Задание первому ряду:

-Вам дан текст о причастии, вам необходимо восстановить последовательность текста, вставив слова, подходящие по смыслу. Работаем в паре, на листочках.

Текст:

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. Причастия отвечают на вопросы какой? Какая? Какие? Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Как глаголы имеют вид и время (настоящее и прошедшее). Как прилагательные могут изменяться по числам, падежам и только в единственном числе по родам. Основные суффиксы причастий: ущ(ющ), ащ(ящ), вш, ш, ем, ом, им, нн, енн(ённ), т. В предложении причастие чаще всего является определением, но может выступать и в роли сказуемого. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастный оборот на письме с двух сторон выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

Задание второму ряду:

- Ребята, вам дан текст о деепричастии, вам необходимо восстановить последовательность текста, вставив слова, подходящие по смыслу. Работаем в паре, на листочках.


Текст:

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Деепричастия имеют признаки глаголов и наречий. Они, как и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида. От наречий они взяли неизменяемость, именно поэтому у деепричастий нет окончаний, они оканчиваются суффиксом а (я), в, вши, ши. В предложении являются обстоятельством.

Задание третьему ряду:

-Ребята, а вы работаете с данным вам текстом. Вам нужно расставить знаки препинания.

Текст:

2020 год – особый год для нашей страны. 75 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Событие, являющееся столь памятным для нашей страны, не могло быть не отмечено Указом президента. Об этих днях забывать нельзя. Забывая о них, мы забываем наших предков.

-Ребята, время на выполнение задание- 2 минуты. Время пошло.

-Итак, послушаем выступление первого ряда. Пожалуйста, прочитайте нам о причастии. (После рассказа о причастии на доску вывешивается схема)

-Спасибо, ребята, послушаем рассказ о деепричастии. (После рассказа о деепричастии на доску вывешивается схема)

- А третья группа прочитает текст с расставленными знаками препинания. Слайд 4

- Скажите, ребята, почему вы поставили две запятые в 3 предложении? (Причастный оборот).

- Что называется причастным оборотом? (Причастие + зависимое слово).

- В каких случаях он выделяется на письме запятыми? (Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом).

- Ребята, как вы считаете, в каком предложении нужно расставить запятые? (В 5 предложении тоже нужно поставить запятые.) Но есть ли здесь причастия? (Нет).

- Какая часть речи здесь вам встретилась? (Деепричастие). Есть ли у деепричастия зависимые слова? (Есть, забывая (о чём?) о них)

Давайте сделаем вывод.

- Если деепричастие при себе имеет зависимые слова, то это называется деепричастным оборотом. Слайд 5

- Что помешало нам правильно расставить знаки препинания?

- Ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми)

- Исходя из темы, назовите цели урока. Открываем тетради, делаем запись числа, классной работы, темы. Слайд 6

3. Изучение нового материала.

Работа с теоретическим материалом (по учебнику).

-Ребята, откроем учебники на странице 100 и прочитаем правила.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается таким же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ? или ЧТО СДЕЛАВ? Относится к глаголу-сказуемому. Стоит и выделяется в любом месте предложения. В предложении является одним членом – обстоятельством.

Деепричастные обороты являются в основном принадлежностью книжной речи. Им присуща большая выразительность, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы.

-Ребята, давайте мы составим наш «НЕНАУЧНЫЙ» алгоритм. Как вы думаете, с чего мы начнём в первую очередь?

Как найти деепричастный оборот Слайд 7

1 шаг

Нахожу деепричастие.

2 шаг

Нахожу глагол-сказуемое.

3 шаг

Задаю вопрос от глагола к деепричастию (каким образом? что делая? что сделав?).

4 шаг

Задаю вопрос(-ы) от деепричастия к другому (-им) слову (-ам) в предложении:

нет зависимых слов – одиночное деепричастие (обособляю);

есть зависимые слова – деепричастный оборот (обособляю).

Можно проверить правильность границ деепричастного оборота: (чаще всего) деепричастный оборот можно удалить без изменения смысла предложения.

4.Первичное закрепление материала.

Игра «Волшебная коробочка». Слайд 8

-Ребята, суть игры заключается в следующем. Нужно вытянуть из коробочки словосочетание деепричастие+существительное.

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом

Физкультминутка. Слайд 9

Предлагаю вам поиграть, нужно хлопать в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Весёлые крики, сделав уроки, играя мячом, выученное правило, записав задание, поработать с пользой, составив схему, определяя орфограмму.

- Чем объединены эти словосочетания? (Тема – школа).

-Хорошо, молодцы! Теперь мы с вами поработаем письменно. Слайд 10

Спишите текст, найдите деепричастные обороты, выделите их графически.

Снежинки, кружась в вальсе, падают и падают с неба. К утру вся земля, покрывшись глубоким белым ковром, стала похожа на невесту. Деревья и кусты, одевшись в ослепительно белый свадебный наряд, были великолепны. Подойдя к окну, я увидел первый чисто-белый снег и, любуясь заснеженной природой, подумал: «Какой чистый белый!»

-Ребята, строить предложения с деепричастными оборотами нелегко. Представьте ситуацию: Однажды учитель, анализируя сочинения учащихся, прочитала такое предложение:

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. Слайд 11

- Дети засмеялись. Почему?

(Глагол и деепричастие обозначают действие и добавочное действие разных действующих лиц.)

-Исправьте предложение.

Когда я сидел у окна, в комнату влетел воробей.

- Помня о том, что глагол-сказуемое и деепричастие связаны с одним действующим лицом или предметом, укажите грамматически правильное продолжение предложений. Запишите предложение. Слайд 12

а) Уезжая на дачу,

-уже было поздно

-машина долго не заводилась

-я не взял с собою коньки.

б) Опаздывая в театр,

-я очень волнуюсь.

- мне неудобно перед подругой.

- необходимо не волноваться.

в) Играя в шахматы,

-развиваются мыслительные способности.

-мне не было равных.

-вы учитесь логическому мышлению.

5.Закрепление нового материала. Слайд 13.

- Ребята, у каждого на парте лежит текст. Вам необходимо найти деепричастный оборот и выделить его запятыми, т.е. расставить знаки препинания. Графически выделить ДО. Списывать ничего не нужно, делаем прямо на листке. Не забудьте написать фамилию. Время – 1,5 минуты.

Мальчик проиграв две партии в шахматы очень огорчился. Молодой художник нарисовав картину показал ее профессору. Мальчик увлекшись чтением не заметил, как наступил вечер. Ребята искупавшись в реке загорали на солнце.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

- Я предлагаю составить схему по методу «Фишбоун». Слайд 14

Перед нами скелет рыбы. Голова – это тема урока (деепричастный оборот), верхние кости – это разбираемые понятия (деепричастный оборот и одиночное деепричастие), нижние кости – действия, которые нам нужно выполнить при расставлении знаков препинания (см. алгоритм). Хвост – это итог нашей проверки (выделяем с двух сторон запятыми).

Выставление оценок активным учащимся.

7.Домашнее задание. Слайд 15

-Ребята, вам необходимо выписать из произведения «Тарас Бульба» 5 предложений с деепричастными оборотами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!