СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 8 лассе "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 8 лассе "Односоставные предложения"»

Конспект урока

по русскому языку

в 8 классе











Тема «Повторение и обобщение изученного в 8 классе. Односоставные

предложения».









Подготовил и провел учитель

русского языка и литературы

Озёрского филиала МКОУ

«Пригородненская средняя

общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области

Сергеева Г. А.





2019г.

Цели урока:

  1. Обобщить и углубить знания об односоставных предложениях, закрепить умения различать виды односоставных предложений, совершенствовать умения видеть их в контексте и выделять пунктуационно, использовать в связной речи.

  2. Развивать познавательные, творческие, исследовательские способности, внимание, речь, логическое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы, строить рассуждение на лингвистическую тему.

  3. Воспитывать речевую культуру через обращение к поэтическим текстам художников слова, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

Форма урока: интегрированный (русский язык и литература).

Оборудование: сигнальные карточки «да» и «нет», лабораторные листы,

индивидуальные карточки, текст для анализа, итоговая

карта, компьютерная презентация.

План урока.

  1. Организационный момент. Создание психологического настроя на работу.

  2. Постановка проблемы.

  3. Лингвистическая разминка.

  4. Повторение теоретического материала.

  5. Обобщение и систематизация изученного. Закрепление практических

навыков обучающихся.

  1. Тестирование.

  2. Индивидуальная работа по карточкам.

  3. Роль односоставных предложений в речи (рассуждение обучающихся на лингвистическую тему).

  4. Творческое задание. Составление синквейна.

  5. Работа с текстом. Готовимся к ЕГЭ.

  1. Домашнее задание.

  2. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на работу.

  2. Постановка проблемы.

Сегодня у нас необычный урок. Вам самим предстоит узнать тему урока, а для этого нужно быть внимательными и активными. Настройтесь, пожалуйста, на эффективную работу. Не волнуйтесь, у вас все получится.

  1. Лингвистическая разминка

В качестве разминки вам следует разгадать кроссворд. Примеры для анализа я взяла из произведений русского поэта, гордости нашей литературы. Его имя необходимо узнать – это будет сделать нетрудно. Если кроссворд заполните правильно, то в выделенных клеточках вы сможете прочитать название вида предложения по наличию главных членов. Это и будет темой нашего урока.

  1. Работа с предложением Мороз и солнце; день чудесный!

- Знакомо ли это предложение? Откуда оно? Кто автор стихотворения?

- Назовите вид этого предложения по интонации. Выразительно прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

- Прослушайте выразительное чтение этого стихотворения в исполнении Д. Журавлева. (слайд №1)

- Лексическая «минутка»:

Нега – блаженство, приятное состояние.

Северная Аврора – богиня утренней зари у древних римлян.

(слайд №2)



  1. Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.

- Подчеркните как члены предложения слова меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.

(слайд №3)

  1. - Определите вид предложения по наличию второстепенных членов предложения Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. Запишите вид предложения в кроссворд под №3.

- Какие виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете? Устно приведите примеры. (слайд №4)

4. Работа с предложением Зимы ждала, ждала природа.

- В клеточки кроссворда под №4 запишите термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения. (слайд №5)

5. - Определите, к какой части речи относится слово бег в предложении

Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу

нетерпеливого коня. Запишите название этой части речи в клеточки

под №5. (слайд №6)

  1. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

Поясните графически постановку знаков препинания.

Запишите под №7 название части речи, перед которой поставили

запятую. (слайд №7)

  1. - Определите на слух вид предложения по цели высказывания, запишите под №8: Караул, лови, лови, да дави его, дави!

- Какие еще виды предложений по цели высказывания вы знаете?

(слайд №8)

  1. Удивился старик, испугался.

- Название подчеркнутой группы членов предложения запишите в клеточки под №11.

- Можно ли считать однородными определения голубыми и великолепными в предложении Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит? Почему? (слайд №9)

9. - Запишите под диктовку предложение Пора, красавица, проснись!

Определите синтаксическую роль существительного красавица и

запишите в клеточки под №9.

- Почему в этом предложении две запятые? (слайд №10)

10. - Запишите предложение Герой, я не люблю тебя! Произведите его

орфографический и пунктуационный разбор устно.

- Определите вид предложения по наличию основ, запишите в

кроссворд под №12. (слайд №11)

11. Сегодня мы вспоминали любимые произведения стихи сказки поэмы

Пушкина.

- Расставьте знаки препинания, вспомните, как называется

выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и

запишите под №13. (слайд №12)

- Кроссворд разгадан, читаем, что получилось в выделенных клетках.

(слайд №13)

- Итак, тема нашего урока «Односоставные предложения». (слайд №14)

- Самостоятельно сформулируйте цель нашего урока, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (слайд №15)

- Эпиграфом к нашему уроку послужат слова В. Г. Белинского: «Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснется к нему». (слайд №16)

IV. Повторение теоретического материала.

  1. Работа с опорной схемой. (слайд №17)

  2. Работа с сигнальными карточками «да», «нет». «Тонкие вопросы». (слайд №18)

- Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)

- О.-л. предложения – это односоставные предложения с одним главным

членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)

- Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить

подлежащее? (ДА)

- Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)

- Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

- Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)

- Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

- Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный

член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)

- Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)

- Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)

3. Вопросы «на засыпку». (слайд №19)

- О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов.

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?

Например: Люблю тебя, Петра творенье!

- О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»

Например: Ведут ко мне коня.

- Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал:

«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».

Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет?

V. Обобщение и систематизация изученного. Закрепление практических навыков обучающихся.

1. Выпишите номера односоставных предложений, укажите их вид. (слайд №20)

- День ясен.

- Люблю грозу в начале мая.

- Вот парадный подъезд.

- Что бы это значило?

- В доме шумят.

- Цыплят по осени считают.

- Ночь темна.

- Мне нездоровится.

2. Индивидуальная работа по карточкам. Указать вид односоставных предложений.

- Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А. А. Фет) (слайд №21)


- В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем? (М. Ю. Лермонтов) (слайд №22)


- Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С. А. Есенин) (слайд №23)


- Какова роль односоставных предложений в речи?


3. Творческое задание: составьте синквейн. (слайд №24)

4. Работа с текстом. Готовимся к ЕГЭ. (слайд №25)

(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".(По Е.Г.Киселевой)


1. В каком предложении содержится тема текста?

1) 3

2) 4

3) 8

4) 11

2. Определите стиль и тип речи.

1) научный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение

3) художественный стиль, повествование

4) научный стиль, рассуждение

3. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1) 3

2) 4

3) 8

4) 9

4. Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.

5. Среди предложений 1 - 5 укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.

6. Какие из типов односоставных предложений встретились среди предложений 5 – 10?

1) назывное

2) определенно-личное

3) обобщенно-личное

4) неопределенно-личное

5) безличное


VI. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна», использовав односоставные предложения.

VII. Рефлексия.

Заполнение итоговой карты.

Выставление и комментирование отметок.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!