Конспект урока
по русскому языку
в 8 классе
Тема «Повторение и обобщение изученного в 8 классе. Односоставные
предложения».
Подготовил и провел учитель
русского языка и литературы
Озёрского филиала МКОУ
«Пригородненская средняя
общеобразовательная школа»
Щигровского района Курской области
Сергеева Г. А.
2019г.
Цели урока:
Обобщить и углубить знания об односоставных предложениях, закрепить умения различать виды односоставных предложений, совершенствовать умения видеть их в контексте и выделять пунктуационно, использовать в связной речи.
Развивать познавательные, творческие, исследовательские способности, внимание, речь, логическое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы, строить рассуждение на лингвистическую тему.
Воспитывать речевую культуру через обращение к поэтическим текстам художников слова, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы.
Тип урока: урок повторения и обобщения материала.
Форма урока: интегрированный (русский язык и литература).
Оборудование: сигнальные карточки «да» и «нет», лабораторные листы,
индивидуальные карточки, текст для анализа, итоговая
карта, компьютерная презентация.
План урока.
Организационный момент. Создание психологического настроя на работу.
Постановка проблемы.
Лингвистическая разминка.
Повторение теоретического материала.
Обобщение и систематизация изученного. Закрепление практических
навыков обучающихся.
Тестирование.
Индивидуальная работа по карточкам.
Роль односоставных предложений в речи (рассуждение обучающихся на лингвистическую тему).
Творческое задание. Составление синквейна.
Работа с текстом. Готовимся к ЕГЭ.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой на работу.
Постановка проблемы.
Сегодня у нас необычный урок. Вам самим предстоит узнать тему урока, а для этого нужно быть внимательными и активными. Настройтесь, пожалуйста, на эффективную работу. Не волнуйтесь, у вас все получится.
Лингвистическая разминка
В качестве разминки вам следует разгадать кроссворд. Примеры для анализа я взяла из произведений русского поэта, гордости нашей литературы. Его имя необходимо узнать – это будет сделать нетрудно. Если кроссворд заполните правильно, то в выделенных клеточках вы сможете прочитать название вида предложения по наличию главных членов. Это и будет темой нашего урока.
Работа с предложением Мороз и солнце; день чудесный!
- Знакомо ли это предложение? Откуда оно? Кто автор стихотворения?
- Назовите вид этого предложения по интонации. Выразительно прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
- Прослушайте выразительное чтение этого стихотворения в исполнении Д. Журавлева. (слайд №1)
- Лексическая «минутка»:
Нега – блаженство, приятное состояние.
Северная Аврора – богиня утренней зари у древних римлян.
(слайд №2)
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
- Подчеркните как члены предложения слова меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.
(слайд №3)
- Определите вид предложения по наличию второстепенных членов предложения Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. Запишите вид предложения в кроссворд под №3.
- Какие виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете? Устно приведите примеры. (слайд №4)
4. Работа с предложением Зимы ждала, ждала природа.
- В клеточки кроссворда под №4 запишите термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения. (слайд №5)
5. - Определите, к какой части речи относится слово бег в предложении
Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу
нетерпеливого коня. Запишите название этой части речи в клеточки
под №5. (слайд №6)
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
Поясните графически постановку знаков препинания.
Запишите под №7 название части речи, перед которой поставили
запятую. (слайд №7)
- Определите на слух вид предложения по цели высказывания, запишите под №8: Караул, лови, лови, да дави его, дави!
- Какие еще виды предложений по цели высказывания вы знаете?
(слайд №8)
Удивился старик, испугался.
- Название подчеркнутой группы членов предложения запишите в клеточки под №11.
- Можно ли считать однородными определения голубыми и великолепными в предложении Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит? Почему? (слайд №9)
9. - Запишите под диктовку предложение Пора, красавица, проснись!
Определите синтаксическую роль существительного красавица и
запишите в клеточки под №9.
- Почему в этом предложении две запятые? (слайд №10)
10. - Запишите предложение Герой, я не люблю тебя! Произведите его
орфографический и пунктуационный разбор устно.
- Определите вид предложения по наличию основ, запишите в
кроссворд под №12. (слайд №11)
11. Сегодня мы вспоминали любимые произведения стихи сказки поэмы
Пушкина.
- Расставьте знаки препинания, вспомните, как называется
выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и
запишите под №13. (слайд №12)
- Кроссворд разгадан, читаем, что получилось в выделенных клетках.
(слайд №13)
- Итак, тема нашего урока «Односоставные предложения». (слайд №14)
- Самостоятельно сформулируйте цель нашего урока, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (слайд №15)
- Эпиграфом к нашему уроку послужат слова В. Г. Белинского: «Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснется к нему». (слайд №16)
IV. Повторение теоретического материала.
Работа с опорной схемой. (слайд №17)
Работа с сигнальными карточками «да», «нет». «Тонкие вопросы». (слайд №18)
- Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)
- О.-л. предложения – это односоставные предложения с одним главным
членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)
- Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить
подлежащее? (ДА)
- Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)
- Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
- Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)
- Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
- Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный
член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)
- Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)
- Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)
3. Вопросы «на засыпку». (слайд №19)
- О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов.
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?
Например: Люблю тебя, Петра творенье!
- О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?
«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»
Например: Ведут ко мне коня.
- Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал:
«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».
Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет?
V. Обобщение и систематизация изученного. Закрепление практических навыков обучающихся.
1. Выпишите номера односоставных предложений, укажите их вид. (слайд №20)
- День ясен.
- Люблю грозу в начале мая.
- Вот парадный подъезд.
- Что бы это значило?
- В доме шумят.
- Цыплят по осени считают.
- Ночь темна.
- Мне нездоровится.
2. Индивидуальная работа по карточкам. Указать вид односоставных предложений.
- Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А. А. Фет) (слайд №21)
- В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем? (М. Ю. Лермонтов) (слайд №22)
- Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я ее донести?
Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси. (С. А. Есенин) (слайд №23)
- Какова роль односоставных предложений в речи?
3. Творческое задание: составьте синквейн. (слайд №24)
4. Работа с текстом. Готовимся к ЕГЭ. (слайд №25)
(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".(По Е.Г.Киселевой)
1. В каком предложении содержится тема текста?
1) 3
2) 4
3) 8
4) 11
2. Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль, описание
2) публицистический стиль, рассуждение
3) художественный стиль, повествование
4) научный стиль, рассуждение
3. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
1) 3
2) 4
3) 8
4) 9
4. Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.
5. Среди предложений 1 - 5 укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.
6. Какие из типов односоставных предложений встретились среди предложений 5 – 10?
1) назывное
2) определенно-личное
3) обобщенно-личное
4) неопределенно-личное
5) безличное
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна», использовав односоставные предложения.
VII. Рефлексия.
Заполнение итоговой карты.
Выставление и комментирование отметок.