7 кл.Обобщающий урок по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».
Цель урока: обобщение знаний об имени существительном: имена собственные, ь на конце существительных после шипящих, род, падеж, склонение, число имён существительных; развитие и коррекция речи, памяти, внимания, орфографической зоркости, способствовать видению чудесного в обыкновенном; воспитывать интерес к слову, любовь к русскому языку, к русской природе.
Оборудование: сигнальные карточки, таблица «Порядок разбора имени существительного», карточки для индивидуального опроса.
Эпиграф (запись на доске): Способность видеть чудесное в обыкновенном – несомненный признак мудрости. (Р. У. Эмерсон)
Ход урока
Орг. момент.
Поэтическая минутка:
Вот уж осень улетела,
И примчалась к нам зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
- Ребята, отгадайте загадку:
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
- Правильно. Именно так, «Зима», называется стихотворение талантливейшего поэта – лирика
С. А. Есенина, отрывок из которого вы сейчас услышали. И хоть мы и ждали в этом году приход снежной зимы, но она пришла неожиданно, сразу засыпав село снегом, завалив сугробами, и хозяйничает по-царски, вхмахивая белоснежным рукавом и кружа в вальсе подружек – снежинок. Зима с её суровым характером волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром, как, например, у А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина, вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки. Вспомним некоторые из них. Я начну, а вы хором продолжайте:
Чародейкою Зимою …. (Ф.И.Тютчев)
Под голубыми небесами …. (А.С.Пушкин)
Белый снег пушистый …. (И.Суриков)
Белая берёза … (С.А.Есенин)
(Обращение к эпиграфу): Вы видите, ребята, что в самых обычных явлениях художники слова – поэты – видят чудесное. А (слова эпиграфа) – так сказал американский поэт и философ, один из виднейших писателей США Ральф Уолдо Эмерсон, с которым трудно не согласиться. Так давайте и мы с вами постараемся видеть, замечать чудесное в русском слове, языке, природе.
Сообщение темы и цели урока
- Скажите, ребята, какой частью речи является слово «зима»?
- А какой раздел мы изучаем? (Имя существительное)
- Так вот, сегодняшний наш урок русского языка по-настоящему зимний, с изобилием зимних слов, а называется он «Обобщение по теме «Имя существительное».
Мы повторим имена собственные, род, склонение, падеж, число имён существительных, правописание ь после шипящих на конце существительных, тем самым подготовимся к диктанту по данной теме. Ваша задача – быть предельно внимательными, орфографически зоркими, активными. Удачи вам! Запишите число в тетрадях.
Устный опрос.
- Чтобы вы сосредоточились, сейчас – разминка для мозга. Найдите в предложении среди выделенных слов имя существительное: Кто без кисти и белил крыши города белил? Для этого поставим вопрос.
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Сколько склонений в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му? К 3-му склонению?
5. Упражнения на повторение изученного материала
1) Выборочно-распределительный диктант. Отгадайте загадки и распределите отгадки в 3 столбика по трём склонениям, определите их род.
Сердитый дворник у ворот метлою белою метёт.
Всю ночь работал до утра, а снегу больше, чем вчера. (Метель, 3 скл., ж.р.)
Чудо – дворник перед нами загребущими руками
за одну минуту сгрёб преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель, 2 скл., м.р.)
Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней (тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности), 2 скл., м.р.)
В новой стене в круглом окне днём стекло разбито, ночью вставлено. (Прорубь, 3 скл., ср.р.)
Нет колёс у меня – я крылата и легка.
Громче всех постовых я свищу из свистка.
На лету, на лету всю Москву замету. (Вьюга, 1 скл., ж.р.)
- Как пишется слово Москва? Почему?
Что за стол среди берёз под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка, 1 скл., ж.р.)
Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.
И нельзя тебя догнать, и нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа, будто я шагаю лёжа. (Тень, 3 скл., ж.р.)
Проста загадка и легка: пишусь всегда через две буквы «к»;
И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я … (хоккей, 2 скл., м.р.)
Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь, 3 скл., ж.р.)
- Какую ошибку можно допустить при написании слова «ночь»?
Просит знаний настоящих ь после шипящих.
Чтобы знать, как писать, надо ЧТО определять? (Род)
Если женский род – то надо ь употреблять,
и тогда мы пишем рожь, мышь, печь, сушь, молодёжь – КАК? (с Ь )
Если род мужской у слова – нету знака никакого
и тогда пиши калач, врач, малыш, гараж, грач – КАК? (без Ь).
- Итак, у существительных какого рода на конце после шипящих пишется Ь ?
2) Выборочный диктант. Выписать из предложений слова с шипящ. на конце.
1.Возле речки – занесённый снегом шалаш. 2.Глубокая тишь в зимней реке. 3. Широкий плоский лещ лежит на дне. 4.Спит под снегом весь мир растений, спит и камыш. 5. Зелёное царство заслужило этот отдых, так как оно работало на нивах и дало нам рожь и пшеницу. 6. Пробравшись в лесную глушь, видишь, как кусты и деревья погрузились в долгий зимний сон.
6. Физпауза – физминутка. Зимние месяцы будем хором называть и все дружно приседать.
7. Упражнения на повторение изученного
3) Устная работа
– Как изменяются имена существительные? (По падежам)
- На какие вопросы отвечают имена существительные в разных падежах?
Следующее задание называется так: «Меня нет. Кто я?» Догадайтесь, какой падеж отсутствует.
ЗИМНЯЯ БАХРОМА
На сосне и на берёзе бахрома.
Белой пряжей их закутала зима
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.
- Прочитайте стихотворение.
- Определите падеж существительных.
- Подумайте, слова какого склонения использовал автор для создания зимнего пейзажа?
- Какой падеж отсутствует? (Р.п.)
- Итак, сколько падежей в русском языке?
4) «Поработай корректором!» - так называется следующее задание. Вы должны будете проявить максимальную орфографическую зоркость, чтобы не пропустить ни одной ошибки.
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Махнатыеснижинкизокружилисьввоздухи. В один миг ступеньки лиснойстарошкизделались белыми. Снек к полуноче перестал. По трапинки к лесу шёл ваня и аглядывался по старанам.
(Объяснение слов, записанных с ошибками)
- Итак, как пишутся имена собственные?
- Морфологический разбор существительного «лесу».
8 Домашнее задание.
Упр.130. Списать и подчеркнуть все орфограммы в каждом предложении, как делали в классе. Одно существительное (на выбор) разобрать как часть речи..
9 Упражнения на закрепление
5) – Вы знаете, что имена существительные имеют 2 числа: ед. и мн. Есть ещё и такие, которые имеют только форму ед. ч., например: дружба, молодёжь, Урал; а есть и такие, которые имеют форму только мн. ч., например: каникулы, сани, Альпы, Карпаты, но о таких существительных мы будем говорить позже.
А сейчас – творческая словарная работа: я называю существительные во мн. ч. в И.п., а вы хором называете эти же существительные, только в Р.п.. Итак
И. п. Р. п.
Носки носков
килограммы килограммов
календари календарей
туфли туфель
места мест
дела дел
ботинки ботинок
чулки чулок
валенки валенок
яблоки яблок.
- Это упражнение позволяет определить, насколько вы владеете словом, языком, а русский язык – это прямой путь ко всем наукам.
10 Итог урока
И хочется, чтобы вы гордились своими знаниями, гордились русским языком и помнили такие поэтические строки:
Я ко всем наукам путь имею,
Я со всей Вселенною знаком,
Это потому что я владею
Русским величавым языком!
Рефлексия. Комментирование оценок.