СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными частями ."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными частями ."

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными частями ."»

7 кл.Обобщающий урок по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».

Цель урока: обобщение знаний об имени существительном: имена собственные, ь на конце существительных после шипящих, род, падеж, склонение, число имён существительных; развитие и коррекция речи, памяти, внимания, орфографической зоркости, способствовать видению чудесного в обыкновенном; воспитывать интерес к слову, любовь к русскому языку, к русской природе.

Оборудование: сигнальные карточки, таблица «Порядок разбора имени существительного», карточки для индивидуального опроса.

Эпиграф (запись на доске): Способность видеть чудесное в обыкновенном – несомненный признак мудрости. (Р. У. Эмерсон)

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Поэтическая минутка:

Вот уж осень улетела,

И примчалась к нам зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

- Ребята, отгадайте загадку:

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (Зима)

- Правильно. Именно так, «Зима», называется стихотворение талантливейшего поэта – лирика

С. А. Есенина, отрывок из которого вы сейчас услышали. И хоть мы и ждали в этом году приход снежной зимы, но она пришла неожиданно, сразу засыпав село снегом, завалив сугробами, и хозяйничает по-царски, вхмахивая белоснежным рукавом и кружа в вальсе подружек – снежинок. Зима с её суровым характером волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром, как, например, у А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина, вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки. Вспомним некоторые из них. Я начну, а вы хором продолжайте:

Чародейкою Зимою …. (Ф.И.Тютчев)

Под голубыми небесами …. (А.С.Пушкин)

Белый снег пушистый …. (И.Суриков)

Белая берёза … (С.А.Есенин)

(Обращение к эпиграфу): Вы видите, ребята, что в самых обычных явлениях художники слова – поэты – видят чудесное. А (слова эпиграфа) – так сказал американский поэт и философ, один из виднейших писателей США Ральф Уолдо Эмерсон, с которым трудно не согласиться. Так давайте и мы с вами постараемся видеть, замечать чудесное в русском слове, языке, природе.

  1. Сообщение темы и цели урока

- Скажите, ребята, какой частью речи является слово «зима»?

- А какой раздел мы изучаем? (Имя существительное)

- Так вот, сегодняшний наш урок русского языка по-настоящему зимний, с изобилием зимних слов, а называется он «Обобщение по теме «Имя существительное».

Мы повторим имена собственные, род, склонение, падеж, число имён существительных, правописание ь после шипящих на конце существительных, тем самым подготовимся к диктанту по данной теме. Ваша задача – быть предельно внимательными, орфографически зоркими, активными. Удачи вам! Запишите число в тетрадях.

  1. Устный опрос.

- Чтобы вы сосредоточились, сейчас – разминка для мозга. Найдите в предложении среди выделенных слов имя существительное: Кто без кисти и белил крыши города белил? Для этого поставим вопрос.

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Сколько склонений в русском языке?

- Какие существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му? К 3-му склонению?

5. Упражнения на повторение изученного материала

1) Выборочно-распределительный диктант. Отгадайте загадки и распределите отгадки в 3 столбика по трём склонениям, определите их род.

Сердитый дворник у ворот метлою белою метёт.

Всю ночь работал до утра, а снегу больше, чем вчера. (Метель, 3 скл., ж.р.)

Чудо – дворник перед нами загребущими руками

за одну минуту сгрёб преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель, 2 скл., м.р.)

Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней (тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности), 2 скл., м.р.)

В новой стене в круглом окне днём стекло разбито, ночью вставлено. (Прорубь, 3 скл., ср.р.)

Нет колёс у меня – я крылата и легка.

Громче всех постовых я свищу из свистка.

На лету, на лету всю Москву замету. (Вьюга, 1 скл., ж.р.)

- Как пишется слово Москва? Почему?

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка, 1 скл., ж.р.)

Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.

И нельзя тебя догнать, и нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа, будто я шагаю лёжа. (Тень, 3 скл., ж.р.)

Проста загадка и легка: пишусь всегда через две буквы «к»;

И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я … (хоккей, 2 скл., м.р.)

Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь, 3 скл., ж.р.)

- Какую ошибку можно допустить при написании слова «ночь»?

Просит знаний настоящих ь после шипящих.

Чтобы знать, как писать, надо ЧТО определять? (Род)

Если женский род – то надо ь употреблять,

и тогда мы пишем рожь, мышь, печь, сушь, молодёжь – КАК? (с Ь )

Если род мужской у слова – нету знака никакого

и тогда пиши калач, врач, малыш, гараж, грач – КАК? (без Ь).

- Итак, у существительных какого рода на конце после шипящих пишется Ь ?

2) Выборочный диктант. Выписать из предложений слова с шипящ. на конце.

1.Возле речки – занесённый снегом шалаш. 2.Глубокая тишь в зимней реке. 3. Широкий плоский лещ лежит на дне. 4.Спит под снегом весь мир растений, спит и камыш. 5. Зелёное царство заслужило этот отдых, так как оно работало на нивах и дало нам рожь и пшеницу. 6. Пробравшись в лесную глушь, видишь, как кусты и деревья погрузились в долгий зимний сон.

6. Физпауза – физминутка. Зимние месяцы будем хором называть и все дружно приседать.

7. Упражнения на повторение изученного

3) Устная работа

– Как изменяются имена существительные? (По падежам)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в разных падежах?

Следующее задание называется так: «Меня нет. Кто я?» Догадайтесь, какой падеж отсутствует.

ЗИМНЯЯ БАХРОМА

На сосне и на берёзе бахрома.

Белой пряжей их закутала зима

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

- Прочитайте стихотворение.

- Определите падеж существительных.

- Подумайте, слова какого склонения использовал автор для создания зимнего пейзажа?

- Какой падеж отсутствует? (Р.п.)

- Итак, сколько падежей в русском языке?

4) «Поработай корректором!» - так называется следующее задание. Вы должны будете проявить максимальную орфографическую зоркость, чтобы не пропустить ни одной ошибки.

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Махнатыеснижинкизокружилисьввоздухи. В один миг ступеньки лиснойстарошкизделались белыми. Снек к полуноче перестал. По трапинки к лесу шёл ваня и аглядывался по старанам.

(Объяснение слов, записанных с ошибками)

- Итак, как пишутся имена собственные?

- Морфологический разбор существительного «лесу».

8 Домашнее задание.

Упр.130. Списать и подчеркнуть все орфограммы в каждом предложении, как делали в классе. Одно существительное (на выбор) разобрать как часть речи..

9 Упражнения на закрепление

5) – Вы знаете, что имена существительные имеют 2 числа: ед. и мн. Есть ещё и такие, которые имеют только форму ед. ч., например: дружба, молодёжь, Урал; а есть и такие, которые имеют форму только мн. ч., например: каникулы, сани, Альпы, Карпаты, но о таких существительных мы будем говорить позже.

А сейчас – творческая словарная работа: я называю существительные во мн. ч. в И.п., а вы хором называете эти же существительные, только в Р.п.. Итак

И. п. Р. п.

Носки носков

килограммы килограммов

календари календарей

туфли туфель

места мест

дела дел

ботинки ботинок

чулки чулок

валенки валенок

яблоки яблок.

- Это упражнение позволяет определить, насколько вы владеете словом, языком, а русский язык – это прямой путь ко всем наукам.

10 Итог урока

И хочется, чтобы вы гордились своими знаниями, гордились русским языком и помнили такие поэтические строки:

Я ко всем наукам путь имею,

Я со всей Вселенною знаком,

Это потому что я владею

Русским величавым языком!

Рефлексия. Комментирование оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!