СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Вводные слова и конструкции " в 8 классе (по ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку "Вводные слова и конструкции" в 8 классе (по ФГОС) с применением различных форм работы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Вводные слова и конструкции " в 8 классе (по ФГОС)»

Урок по русскому языку в 8-Б классе, учитель Попкова И.В.

Тема урока: Предложения с вводными конструкциями.

Планируемые результаты:

1) предметные: умение выявлять в тексте вводные слова; умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп;

2) ууд:
коммуникативные –
 владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

регулятивные – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами.

личностные: развитие навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.


Цель урока:
Образовательные: Сформировать навыки и умения о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания, формировать умения:
1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных конструкций,
2) различать вводные слова и члены предложения,
3) выделять на письме вводные слова знаками препинания;

Метапредметные:
развитие речи и коммуникативных навыков, умение работать в группе.

Воспитательные: прививать любовь к русскому языку, развивать устную и письменную речь; воспитывать нравственные качества: любовь к книге.

Оборудование: проектор, экран, карточки

Ход урока

  1. Организационный момент. Слово учителя.

Добрый день, ребята, рада вас видеть, у нас сегодня на уроке гости, поэтому давайте улыбнемся друг другу. Хорошо! Садитесь!

Проверьте на столах наличие учебника, тетради, дневника, ручки и карандаша.

Также на ваших партах лежат раздаточные материалы, чистые листы бумаги и маркеры, с которыми вы будете работать в течение урока.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число-классная работа. (2 мин)

Ребята, чтобы понять, о чем сегодня на уроке пойдет речь, какова тема урока, внимательно прочитайте про себя тексты 1 и 2: (1 мин)

Бесспорно, на улице становится все теплее. По словам синоптиков, погода будет нас радовать все больше. И, наверно, каждому из вас не хочется идти в школу. Но все мы, безусловно, понимаем, что без знаний человек не развивается, иначе говоря, деградирует. А по словам М. Горького, доказывать человеку необходимость знания — это все равно, что убеждать его в полезности зрения.(СЛАЙД 1)

Чем различаются эти тексты? (наличием специальных слов и словосочетаний, конструкциями)

Чем выделены эти слова? (знаками препинания)

В каких частях предложения находятся эти слова? (в начале, в середине)

(в первом тексте есть слова и словосочетания, выделенные запятыми, они находятся в разных частях предложения. Они придают разные оттенки речи говорящего)

Что меняют эти слова и конструкции? (отношение говорящего к своим мыслям)
Давайте попробуем сформулировать тему урока.

О чем мы будем говорить на уроке? (о вводных конструкциях в предложениях)

(«Предложения с вводными конструкциями») (СЛАЙД 2)

  1. Целеполагание.

Нам нужно определить, каких целей мы должны достигнуть сегодня на уроке?

Что делают вводные конструкции?

Отличаются ли они как-то в предложении от других членов?

Как их необходимо выделять?

1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных конструкций,
2) различать вводные слова и члены предложения,
3) выделять интонационно и на письме вводные слова знаками препинания; (СЛАЙД 3)


Итак, ребята, исходя из наших наблюдений, давайте попробуем сформулировать, что же такое вводные конструкции?

Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли.

Вводные слова в предложении всегда интонационно выделяются.

На письме вводные слова всегда выделяются запятыми.

(СЛАЙД 4)

  1. Работа в группах ( приложение 1):

Вернемся к нашему тексту.

Скажите, ребята, все ли вводные конструкции выражают одно и тоже отношение к высказываемому? (СЛАЙД 5)

Ответ нет.

Попробуйте определить.

бесспорно, наверное (степень отношения),

по словам синоптиков (источник сообщения)

Вводные конструкции могут выражать разные значения

1.Приемы и способы оформления мыслей

2. Источник сообщения

3. Призыв к собеседнику

4. Чувства говорящего

5. Степень достоверности сообщаемого

6. Связь мыслей, последовательность изложения

Словом, одним словом, иначе говоря, так сказать

По-моему, по моему мнению, на мой взгляд, думаю

Видишь (ли), понимаешь (ли), поймите, представьте, пожалуйста

К счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к сожалению

Конечно, несомненно, разумеется, без сомнения, вероятно, наверное

Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом


(СЛАЙД 6)



  1. Словом, одним словом, иначе говоря, так сказать

  2. По-моему, по моему мнению, на мой взгляд, думаю

  3. Видишь (ли), понимаешь (ли), поймите, представьте, пожалуйста

  4. К счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к сожалению

  5. Конечно, несомненно, разумеется, без сомнения, вероятно, наверное

  6. Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом

Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека.

У каждой группы на столе лежат карточки с вводными конструкциями.

Ваша задача распределить эти вводные конструкции по значению, которое они выражают. Скотчем вы можете крепить карточки под названием каждой группы.

Для работы у вас несколько минут. (засечь время)

Давайте проверим, справились ли вы с заданием. (Каждая группа читает слова, которые относятся к своей группе)

Теперь, возьмите, пожалуйста, бумагу и маркеры на столах и пусть каждая группа составит по 2 предложения с вводными конструкциями (назначить каждой группе название вводных слов по значению)

Пожалуйста, прочитайте свои предложения, выделяя вводные конструкции интонацией и знаками препинания.

Что ж, вы отлично поработали, а теперь давайте сделаем небольшое упражнения для глаз и шеи. (глаза вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения глазами, слега наклоните голову вправо-влево, вперед-назад)

Идем дальше

  1. Запишем предложения в тетради и на доске. Сравним их. Определим члены предложения. По желанию к доске. (СЛАЙД 7)

Все люди стремятся к счастью. (дополнение)

К счастью, мы быстро решили трудную задачу. (вводное слово)

В чем разница? (в первом предложении к счастью-член предл, во втором – нет).

Интонация, знаки препинания, можно ли опустить вводное словосочетание? Попробуйте. Прочитайте, что получилось. (Смысл не изменился)

  1. Поработаем по вариантам. Сравнительный анализ предложений:

Откройте, пожалуйста, учебник, упражнение 297.

1 вариант.

1, 2 предложение.


2 вариант.

8,9 предложение.


Задание: вводными словами или членами предложения являются выделенные слова.


ВЫВОД: Вводные слова не являются членами предложения, их можно «опустить» и смысл предложения не изменится (СЛАЙД 8)

  1. Что ж, подведем итог.

  1. Вводные слова выражают разные значения.

  2. Вводные слова не являются членами предложения

  3. В предложении вводные слова могут занимать разное положение.

4. В предложении вводные слова выделяются запятыми.

(СЛАЙД 9)



  1. А теперь взаимопроверка. Работает вы в парах. У вас на столе карточки с текстом.
    Расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова буквой В. (3-4 минуты)

Критерии оценивания:

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Более 5 ошибок – следует доработать

Проверьте друг друга! (вывести текст на слайд)


Друзья мои, читайте книги! Книги — наши учителя, помощники и советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило и достигло в далеком прошлом. Во-вторых, объясняют настоящее и увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. (СЛАЙД 10)

К какому стилю относится данный текст? (публицистический) Почему? Служит для воздействия на людей

Какой тип речи используется в данном тексте ? (рассуждение)

  1. Давайте запишем домашнее задание: параграф 42, упражнение 298 или выписать из стихотворений любых поэтов 10 предложений с вводными словами, подписать вводные слова по значению.(СЛАЙД 11)



  1. А теперь самостоятельная работа (СЛАЙД 12)

Возьмите карточки с заданием, расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова.

+1. К счастью, небо стало проясняться.
+2. Он, говорят, большой оригинал.
3. Ваше утверждение бесспорно.
4. Из-за тумана ничего не было видно.
5. Сначала новое дело кажется трудным.
+6. Ваши возражения, бесспорно, убедительны.
+7. По-твоему, я ошибаюсь?
+8. Кажется, мы мало–помалу приближаемся к развязке.




9) Рефлексия: 
- Давайте вспомним цели урока и проанализируем, достигли мы их или нет? (СЛАЙД 13)

1.Какие слова называются вводными?

2. Какие значения выражают вводные слова и словосочетания?

3. Как вводные слова выделяются в устной и письменной речи?

4. Как отличить вводные слова от членов предложения?

5. Для чего нужны вводные слова?

6. А зачем мы все это изучаем?


Для вас осталось что-то непонятным?

10) Пожалуйста, возьмите листы оценивания и отметьте те виды работы, в которой вы принимали активное участие. Пожалуйста, озвучьте, что у вас получилось


Активность на уроке (ответы на вопросы учителя)

Индивидуальная работа

Работа в парах

Работа с текстом

Итог

Моя оценка:








11) ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД 14)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!