СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому зыку «Лексическое значение слова. Фразеологизмы». 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому зыку

«Лексическое значение слова. Фразеологизмы».

4 класс

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому зыку «Лексическое значение слова. Фразеологизмы». 4 класс»

МКОУ «СОШ №17» г. Хасавюрт


Открытый урок по русскому зыку

«Лексическое значение слова. Фразеологизмы».

4 класс


урок разработала

учитель начальных классов

Даниялова А.А.

 Тип: Изучение нового материала.

Цель:

  • развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, наблюдать за значениями фразеологизмов и объяснять их;

  • учить работать с фразеологическим словарём;

  • развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

Основное содержание темы, термины и понятия: фразеологизм (устойчивое сочетание слов), фразеологический словарь, лексическое значение, синоним, антоним.  

 

Планируемые результаты:

Предметные:

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

• работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизме во весь опор»;

• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

• работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;

• составлять текст по рисунку и данному фразеологизму

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• находить информацию в словаре;

• вести диалог в процессе решения поставленных задач;

• оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

• осознавать богатство и образность русского языка;

• осознавать важность различных форм учебного сотрудничества



1.Организационный момент 

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас всех видеть. Улыбнемся друг другу и пожелаем успехов.

2. Актуализация знаний.

Записать слова с выделением непроверяемых орфограмм: праздник, орех, овес, восток, заря, пшеница, альбом, погода, понедельник. Организует взаимопроверку в парах.

Просит ответить на вопросы:

  • Объясните лексическое значение любого из слов.

  • Какие из данных слов однозначные?

К каким словам можно подобрать синонимы, антонимы?

3. Проблемная ситуация.

1. Читает отрывок (учебник, упр. 83).

2. Просит ответить на вопросы:

  • Что в тексте показалось вам забавным?

  • Что означает выражение повесил нос?

  • В прямом или переносном значении оно употреблено?


- Какое сочетание слов в этом стихотворении употреблено в переносном значении? Назовите его.

- Как называются такие сочетания слов?

- Предположите тему нашего урока…

- Верно. Фразеологизмы

- Запишите в ее тетрадь…

- Как вы понимаете значение фразеологизма «куда глаза глядят»?

- Кто сможет привести примеры фразеологизмов?

-Ребята, мы сейчас обсуждали с вами фразеологизмы. Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой, что мы должны получить на уроке?


3. Работа по книге

Просит найти тему урока в учебнике и проверить высказанное предположение, поставить учебную задачу и определить цели урока.

Слушают чтение учителя.

Выделяют выражение «повесил нос», объясняют его значение, уточняют название – фразеологизм.

Находят тему урока в учебнике (с. 49), проверяют высказанное предположение. Читают название темы, ставят учебную задачу: вспомнить, что такое фразеологизмы, определяют цели урока: учиться находить фразеологизмы, объяснять их значение и употреблять в речи.


4. Учебно-познавательная деятельность

1.Организует перечитывание текста упр. 83

2. Просит ответить на вопросы:

  • Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова?

  • В чём же смысл всего выражения?

3. Организует чтение текста в рубрике «Обратите внимание!» (учебник, с. 49) и просит составить вопросы по содержанию для одноклассников.

4. Знакомство сои учебника с.157, выполнение заданий учебника (упр.84 ,с. 49)

5. Предлагает сделать вывод о значении фразеологических оборотов.

6. Делает обобщение «Мы узнали об устойчивых сочетаниях слов, которые называют в русском языке фразеологизмами. Фразеологизмы часто встречаются в разговорной речи, в художественной литературе с целью создания образности, выразительности, шутливости, точности мысли».

7. Предлагает найти и записать смысловую пару к устойчивым выражениям.

взять себя в руки очень рано, до рассвета

... в двух словах очень быстро

... во весь дух овладеть собой, успокоится

... ни свет, ни заря кратко, просто

8. Организует чтение текста в рубрике «Страничка для любознательных» (учебник, с. 51) о фразеологизмах бить баклуши и спустя рукава. Просит ответить на вопросы:

  • Что интересного узнали о фразеологизмах?

Когда так говорят?

5. Первичное закрепление

Задание 1: Определите, в каком столбике свободные словосочетания, а в каком фразеологизмы. Сравните их. Объясните значения фразеологизмов. СЛАЙД №6


Повесить нос

Повесить сумку

Взять себя в руки

Взять котенка на руки

Сесть в калошу

Сесть на стул

Вешать лапшу на уши

Вешать пальто в шкаф

Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение - это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.


Задание 2: Составьте словосочетания с данными в скобках словами и выясните, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. Объясните значения фразеологизмов. СЛАЙД №7

(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.

Вывод: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (означают много, мало, опытный человек, которого трудно обмануть) - это фразеологизмы. Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы употребляются в речи в неизменном виде.


Задание 3: Подберите к предложенным фразеологизмам из слов для справок фразеологизмы с противоположным значением. Объясните их значение. СЛАЙД №8

Лясы точить -

Держать ухо в остро- …

Сидеть, сложа руки - …

Кричать на всю Ивановскую- …

На чужой шее сидеть-…

От рук отбиться-…

Вывод. Фразеологизмы имеют антонимы.

- Проверим задания.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. Возвращаемся на свои места.

- А сейчас мы будем работать в тетрадях и у доски. Один ученик идет к доске. Кто желает?

Мы исследуем синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении, попробуем выяснить, какими членами предложения они являются.


Задание 4: Записать предложение, разобрать по членам, найти фразеологизм, выяснить, каким членом предложения он является, объяснить его значение. СЛАЙД №9

- Коля сломя голову бежал по коридору.

- Я подумал и взял себя в руки.

Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения.


6. Итог урока

Тест по теме «Фразеологизмы»

  1. Какой из фразеологизмов имеет значение «Изнеженный, не приспособленный к жизни человек»?

  1. Кисейная барышня

  2. Белая ворона

  3. Звёзд с неба не хватает

  4. Тёртый калач


2. Какой из фразеологизмов является лишним по значению?

1. Хоть шаром покати

2. Через пень колоду

3. Ни кола ни двора

4.Ни былинки ни травинки


3. «Какой из фразеологизмов не имеет значения «очень хочется есть; живётся впроголодь»?

  1. Живот подвело

  2. Зуб на зуб не попадает

  3. Кишка кишке кукиш кажет

  4. Кишка кишке весть подаёт


4.Какой фразеологический оборот употреблён с ошибкой?

  1. Семи пядей во лбу

  2. Не чист на руку

  3. Стреляный воробей

  4. Утереть глаз


5.Какой из фразеологизмов не является исконно русским по происхождению?

  1. Как рыба в воде

  2. Тришкин кафтан

  3. Попасть в цейтнот

  4. Топорная работа


6.В состав каких фразеологизмов не входит слово «вода»?

1. Как в ….канул

2.Выносить … из избы

3.Седьмая ….на киселе

4.Как две капли….


7. Какой из фразеологизмов является лишним по значению?

1. След простыл

2.Поминай как звали

3.Глядеть в оба

4. Ищи-свищи


8. Каким по стилистической окраске является фразеологизм «Чесать языком»?

  1. Книжный

  2. Просторечный

  3. Нейтральный

  4. Разговорный

- Поднимите руки, кто готов. А теперь посмотрите на экран и проверьте тест.

- Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок.

- Молодцы, ребята, все справились с заданием.



7. Итог урока

-что мы узнали о фразеологизмах? (Фразеологизмы имеют антонимы, могут быть разными членами предложениями, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения, имеют синонимы).

- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?



- Правильно ребята, русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.


8. Домашнее задание – по выбору:

а) выписать из словаря Ожегова фразеологизмы со словом глаза, не звучавшие на уроке или

б) выписать из словаря фразеологизмов учебника (с.157) пять понравившихся устойчивых сочетаний с толкованием их значений.



Директор МКОУ «СОШ№17» Вандаев В.В.


Заместитель директора по УВР Юзаширова З. Д



МКОУ «СОШ №17» г.Хасавюрт

Отзыв коллег

об уроке русского языка в 4б классе

по теме «Лексическое значение слова. Фразеологизмы».

учителя начальных классов

Данияловой Айшат Алавудиновны

Данный урок в разделе «лексика» по теме «Устойчивые выражения» является первым из 3-х, отведённых по программе. Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший.

На уроке были выбраны опережающие задания и нестандартная форма занятия, что позволило оживить процесс обучения, заинтересовать учащихся конечным результатом и реализовать поставленные цели. Опережающее задание использовалось для углубления, повторения и систематизации материала по теме, который фиксировали учащиеся в тетрадях.

Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Это помогло ребятам лучше запомнить материал. Учитель помог сформировать идею проекта, контролировал, консультировал, направлял творческую деятельность учащихся в нужное русло. За счѐт постоянной смены видов деятельности (опережающее задание, составление проекта, игра-соревнование, сочинение, рефлексия) дети не устали, хотя плотность урока была высокой. Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились

небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным.

Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Они были активны в течение всего урока и показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания.

Задания разнообразны по форме и содержанию: определить слово по его лексическому значению, заменить иноязычное слово русским синонимом, подобрать к заданному слову другие, чтобы получился фразеологизм, выяснить значение предложенного фразеологизма, по рисунку узнать фразеологизм, назвать фразеологизмы, в состав которых входят названия животных и т. д. Проводится работа с толковым словарем. Используется большое количество наглядных пособий: плакаты, жетоны, кроссворд, карточки с фразеологическими оборотами, изображения животных, картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты, дипломы, грамоты. Детям на уроке не было скучно, они были активны. Учителю легко проследить деятельность детей на уроке по количеству набранных жетончиков. На различных этапах урока стиль отношений с учащимися остается гуманистическим и деловым.

Выбранные методы служат активизации познавательной деятельности учащихся,

способствуют решению дидактических задач урока. Игровая технология используется как инструмент, способствующий достижению целей урока, повышает эффективность учебной деятельности учащихся, даёт возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Психологический климат на уроке позитивный.


Директор МКОУ «СОШ№17» Вандаев В.В.


Заместитель директора по УВР Юзаширова З. Д.


МКОУ «СОШ №17» г.Хасавюрт

Отзыв родителей

об уроке русского языка в 4б классе

по теме «Лексическое значение слова. Фразеологизмы».

учителя начальных классов

Данияловой Айшат Алавудиновны


Учитель в начале урока проводит упражнения по психологическому настрою учащихся, мягкому вхождению их в урок. На урок работает доска, учебник, проектор. Урок построен логически правильно: от простого к сложному. Начинается с повторения теоретического материала по лексикологии: диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова, устаревшие слова, учитель напоминает учащимся, что существуют синонимия иноязычных и русских слов, говорит об их происхождении и стилистической окраске. Задания разнообразны по форме и содержанию: определить слово по его лексическому значению, заменить иноязычное слово русским синонимом, подобрать к заданному слову другие, чтобы получился фразеологизм, выяснить значение предложенного фразеологизма, по рисунку узнать фразеологизм, назвать фразеологизмы, в состав которых входят названия животных и т. д. Учащиеся активно формулируют тему, цели урока, формулируют выводы. Фйшат Алавудиновна организует различные формы работы с детьми: фронтальная, например, при работе над произношением слов; коллективная – при закреплении нового материала, в ходе работы по упражнениям учебника, так как некоторые примеры требуют комментирования. Индивидуальная форма работы наблюдается, например, при составлении предложений по данной тематике с использованием причастий. Динамическая пауза проходит в виде гимнастики для глаз. Класс охвачен деятельностью на 80 %. Задания, подготовленные учителем, дифференцированы по уровню развития учащихся.




Родители 4б класса


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!