Учитель технологии: Калганова С.Г.
Открытый урок по СБО 6 класс. Тема урока: «Семья. Место работы членов семьи».
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с местом работы членов семьи; способствовать обогащению словарного запаса, развитию умений рассказывать о своей семье по заданной схеме.
Тип урока: усвоение новых знаний. Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.
Межпредметные связи: чтение, развитие речи, ручной труд, ИЗО.
Наглядно-демонстрационный материал: рисунок семьи, алгоритм рассказа о семье, педагогический образец «Профессии моей семьи», карточки с названиями членов семьи и определения этих слов. Карточки для коррекционного упражнения.
Изучение нового материала.
Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Садитесь на свои места.
Слайд 1. Ребята, посмотрите на изображение на экран. Скажите: кто изображён на картинке? (ответы детей) почему вы решили, что эти люди – семья? (ответы детей)
Слайд 2. Тема нашего занятия : Семья. Место работы членов семьи. Задачи урока: дать определения понятию «Семья», состав семьи, родственные отношения, называть правильно членов семьи, имя, отчество, фамилию, их место работы. Запишите себе в тетрадь число, тему урока.
Слайд 3.
У каждого из нас есть своя семья. Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка т. д, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание. И все они вам являются родственниками.
Семья -это люди (родственники), живущие вместе и ведущее совместное хозяйство. Все члены семьи связаны родственными отношениями, то есть являются родственниками.
Слайд 4. И называются они «близкие родственники», к ним относятся мама, папа, братья, сестры, бабушки и дедушки. Есть еще понятие «дальние родственники».Кто же относится к «дальним родственникам»? (дяди, тёти, двоюродные братья, сестры, прабабушки, прадедушки)
Давайте мы с вами запишем определение слова «семья», и запишем кто относится к «близким родственникам» и «дальним родственникам».
А сейчас игра, которая называется«Кто это?» (дидактическая игра). Вам необходимо соотнести карточки со словами, обозначающими родственников. Выходите к доске и подбираете определение к слову. Например: Ребёнок – мальчик это сын. (работа детей)
Оля, ты кто для мамы? ( Дочь)
Алёша, кто называет тебя сыном? (мама)
Маша, ты кто для бабушки? (внучка)
Максим, у тебя есть Никита. Кто он тебе?
Эдик, у мамы есть сестра. Кто она тебе?
Денис, у маминой сестры есть дети: два сына и дочь.
Кирилл, у мамы есть дочка, кто она тебе?
Ваня, у мамы есть сын, кто он тебе?
Кто они тебе?
Слайд 5. Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас я вам предлагаю рассказать о своей семье. Рассказывать вы будете по плану. Прочитайте про себя план…, а теперь прочитаем его вслух. Итак, вы готовы? Кто первым желает рассказать о своей семье? (дети по очереди рассказывают)
II. Практическая деятельность. Чтобы в семье был достаток, красивая одежда, вкусная еда, а в доме тепло и уютно, необходимы деньги. Откуда появляются деньгив вашей семье? (ответы детей). Самый главный источник дохода -заработная плата, её получают родители или другие члены семьи за свой труд. Вы уже говорили, кем работают ваши родители. А знаете ли вы чем они занимаются на рабочем месте?
Бывали ли вы там, где они работают? Молодцы, ребята! Вас ждёт упражнение «Составь слово» (коррекционное упражнение) Задание такое: составьте слова, обозначающие профессии, из трех или четырёх частей. Как только вы составили слово, поднимаете руку, и рассказываете о той профессии, которая у вас получилась. (Детям раздаются конверты) Например:
Животновод – тот, кто занимается разведением животных (коров, свиней, баранов).
Доярка - тот, кто получает молоко от коров.
Продавец – это человек, который продает товар.
Повар – тот, кто готовит блюда в столовых.
Шофёр – тот, кто выполняет работу на машине.
Парикмахер – тот, кто выполняет стрижки и красит волосы.
Швея- тот, кто шьёт изделия швейные.
С 2008 года учреждён новый праздник «День семьи, любви и верности». Его отмечают 8 июля. Праздник имеет глубокие духовные корни и покровителей. Символом этого праздника является ромашка.
Ребята, вам задание такое: соберите ромашку из лепестков. Каждый лепесток подпишите – мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат и я.
Дети работают, играет музыка про семью.
Стоило нам только соединить лепестки в цветок, как он заиграл всеми красами радуги, у него появилось настроение. Так и в настоящей семье: вся семья вместе так и радость на месте.
Ребята, посмотрите на экран и выберите пословицу, которая отражает суть вашей творческой работы.
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ – ЛУЧШЕЕ БОГАТСТВО.
СЕМЬЯ В КУЧЕ – НЕ СТРАШНА И ТУЧА.
В СЕМЬЕ ЛЮБОВЬ И СОВЕТ, ТАК И НУЖДЫ НЕТ.В СЕМЬЕ ВСЁ СОГЛАСНО, ЗНАЧИТ СЕМЬЯ ПРЕКРАСНА.
(пока дети работают звучат песенки о семье) Проверка выполненной работы.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека в жизни, жить без семьи очень трудно и одиноко. Все члены семьи должны любить друг друга, уважать и заботиться друг о друге. И не ждите, когда вас попросят о чем-либо, старайтесь приносить своим близким только радость, любите их, помогайте им.
Семья это важно! Семья это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!
III. Итог урока. Рефлексия. А теперь давайте вспомним, что такое семья? Какие родственники бывают? Что вам понравилось на уроке?
Вы должны оценить свою работу на уроке, я предлагаю выставить вам взаимооценки.