СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по технологии «МАСЛЕНИЦА. ПЕЧЁМ БЛИНЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по технологии «МАСЛЕНИЦА. ПЕЧЁМ БЛИНЫ»»

Открытый урок по технологии


Тема урока: «МАСЛЕНИЦА. ПЕЧЁМ БЛИНЫ»

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с народным праздником – Масленица, с укладом жизни русского народа и историей происхождения народных бытовых обрядов.

  2. Научить печь блины (бездрожжевое тесто), готовить горячий напиток, сервировать стол к приему гостей;

  3. Воспитывать аккуратность при работе, бережное отношение к продуктам, умение работать в коллективе, чувство ответственности.

Оборудование: миксер; блинница, презентация «МАСЛЕНИЦА. ПЕЧЁМ БЛИНЫ»

Кухонный инвентарь: инструменты, посуда, приспособления.

Продукты: молоко, яйца, мука, сахар, соль, масло, мед.


Ход урок

Структура урока

Действия учителя

Предполагаемые действия ученика

1. Самоопределение к деятельности.

Эмоциональный настрой урока.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Улыбнитесь, если вы со мной согласны.

Дети улыбками показывают своё настроение.

2. Актуализация знаний.

Учитель читает стихи к уроку «Масленица».

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины.


- Что же такое Масленица?

Дети, отвечают как они понимают этот праздник, что такое Масленица.

Ма́сленица — славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом, сохранивший в обрядности ряд языческих элементов. Праздник маркирует в народном календаре границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста

3.Открытие нового знания.

Учитель рассказывает о Масленицы.

Масленица- это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились стали печь блины похожие на солнце. Так как считалось что съев блин в масленицу похожего на солнце ,они съедают частичку его тепла и могущества.

2 .Каждый день Масленицы, а она длиться целую неделю ,имеет своё название и требует определённых ритуалов.





С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!

Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!

С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!









Дети рассказывают о каждом дне недели.

Понедельник- день встречи . Начинали печь блины . Первый блин отдавали нищим – в знак памяти по усопшим.

Вторник- заигрыши. Молодые приглашали друг друга в гости .

Среда – лакомки. В этот день зять приходил тёщи на блины.

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к теще на блины!


Четверг – широкий разгул .Масленица разворачивалась во всю ширь. Начинались потехи , катание лошадях, кулачные бои.

Пятница – тёщины вечёрки. Зятья приглашали тёщ в гости на блины.

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра!


Суббота – заловкины посиделки. Молодые невестки приглашали, родных мужа и дарила подарки.

День субботний величаво

Посиделками зовут.

Хороводы с песней водят,

В гости без конца идут.


Воскресенье –день прощения. В этот день все просили прощение, освобождаясь от грехов . Сжигали соломенное чучело.

4.Включение в систему знаний.

Учитель.

Масленица самый любимый праздник на Руси . Своё отношение к Масленице народ выразил в пословицах и поговорках.

1.Давайте вспомним , может кто то из вас знает пословицы и поговорки.

- Какие вы знаете?


- Что же является главным угощением на Масленицу? (блины)

Блины на Масленицу пекут каждый день:

1день – блинища, 2 день – блины, 3 день – блинцы, 4 день – блинчики, 5 день – блинки, 6 день – блиночки, 7 день – царские блины.

Как вы думаете, из какого вида теста можно приготовить блин?

(Дрожжевое, без дрожжевое, приготовленное опарным способом, приготовленное безопарным способом, сдобное, не сдобное, пресное, заварное, бисквитное, слоеное, песочное.

Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы горячий воздух при выпечке проникал в изделие.

Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Что для дрожжевого теста является разрыхлителем? – дрожжи.

Что для без дрожжевого теста? – питьевая сода, гашеная уксусом.

Сегодня мы будем печь блинчики из без дрожжевого теста

Инструктаж по технике безопасности при работе на кухне (прихватки, подставки при работе с горячими поверхностями, осторожность при работе с нагретым маслом и т.д.).

Дети отвечают.

- На горах кататься, в блинах поваляться.

- Масленица объедуха, деньгам приберуха.

- На Масленой повеселись да блиночком угостись.

«Без блина не Маслена, без пирога не именинник».

 «На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Не житье, а масленица»,

«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,

«Масленица объедуха, деньги приберуха»

.









Ответ: дрожжевое и бездрожжевое






Девочки поочереди пекут блины, накрывают на стол



5. Рефлексия.

Дегустация блинов, угощение жюри.

- И так , что вы узнали нового на уроке?

- Сегодняшний урок помог вам получить новые знания?

  • Какие блины можно приготовить на Масленицу?

  • Что можно подавать к блинам?


Давайте сделаем вывод: ответим на вопросы теста « Как я поработал на уроке».

Ответы детей.



Заполнения листа самооценки.

Выставление себе оценки за урок.

6. Итог урока.

Выставление оценок.



7. Уборка кабинета.

Домашнее задание.

Приготовить дома понравившиеся блюда и принести письменный отзыв родителей.

Учитель:

- Сегодня мы с вами, ребята, вспомнили частичку наших русских традиций. И если мы не будем знать свою историю, если не будем беречь наши национальные традиции, то в своем развитии мы не будем идти вперед, нам нечего будет передать новым поколениям.

 Я надеюсь, что урок всем  понравился. Всем СПАСИБО!

- Урок окончен.


Дети убирают свои рабочие места.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!