Открытый урок по технологии в 9 классе по теме: « Технология обработки древесины. Изготовление и декоративная отделка разделочной доски».
Тема урока: Технология обработки древесины. Изготовление и декоративная отделка разделочной доски.
Цели урока:
Закрепление знаний по технологии обработки древесины.
Ознакомление с видами художественного оформления и декоративной отделки.
Создание условий для развития и формирования творческого потенциала личности в процессе обучения. Воспитание уважения к труду.
Изготовление и декоративная отделка разделочной доски.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
1. словесный;
2. демонстративный;
Задачи урока:
обучения – научить обучающихся выполнять отделку изделий из древесины и древесных материалов, выполнять отделку изделий с соблюдением правил техники безопасности, определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, находить способы их устранения, познакомить с рабочей профессией – лакировщик..
развития – способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, конкретизировать), развитию качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты), коммуникативных навыков, навыков самооценки, навыков изготовления предметов своими руками.
воспитания – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), воспитывать аккуратное и бережное отношение к используемым материалам, любовь к природе.
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные - сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные - освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные – сформированность представлений об отделке изделий из древесины.
Основные термины, понятия: отделка, тонирование, морилка, лакирование, лак, лакировщик.
Оборудование: столярная мастерская, доска, верстак, заготовки, инструменты для работы по дереву (электровыжигатели, стамески для резьбы, морилка, тампоны, кисти, лак), компьютер, презентация, технологическая карта, карточки, инструктажи по тех безопасности)
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.
1.1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости
1.2. Словарная работа: Дежурный звук : Р – Рь Прочитайте: 1. Один ученик. 2. Все вместе Краска, лакировщик, разделочная доска, сверление, разметка, тонирование морилкой
-Повтори на слух
-Тонирование морилкой
- Какое изделие мы изготавливали на предыдущем уроке?
- На предыдущем уроке мы занимались изготовлением разделочной доски.
2. Мотивация.
Учитель
- Кто скажет, какие технологические операции вы проводили при изготовлении разделочной доски ? Слайды 2-6
Ученики–
Разметка заготовки.
Выпиливание.
Сверление.
Зачистка.
Шлифование.
3.Постановка учебной проблемы.
Учитель – Какой этап следующий?
Ученик - Отделка изделия
III. Объяснение нового материала.
1. Учитель – Правильно. Сегодня у нас вторая часть нашего практического урока «Изготовление и декоративная отделка разделочной доски»
- Давайте вспомним, что называется отделкой и какие виды отделки древесины бывают. Итак, под отделкой изделий из древесины понимают все способы обработки поверхности древесины, направленные на улучшение ее внешнего вида и защиты от внешней среды Слайд 7
Виды отделки Слайд 8
2.Чтобы закрепить наши знания. выполним тест.
Тест по теме «Отделка изделия» Слайд 9
1
Для чего применяется отделка изделий из древесины? 3 мин
А. для улучшения физических свойств древесины;
Б. для повышения огнестойкости древесины;
В для защиты от воздействия внешней среды и придания лучшего внешнего вида изделию;
Г. для изменения формы изделия.
2 В какой последовательности выполняют отделку древесины морилкой?
А. покрыть морилкой;
Б выполнить лакирование кистью;
В. выполнить зачистку изделия
3
Как называется один из этапов подготовки поверхности древесины к росписи, который выполняется, если поверхность древесины имеет дефекты (механические сколы, трещины, выпавшие сучки)?
А. шлифование;
Б. шпатлевание;
В. грунтование;
Г. лакирование.
4
Что необходимо делать при лакировании?
А. проветривать помещение
Б. выключать освещение
5
Нанесение специальной основы на поверхность древесины для обеспечения лучшей сцепляемости краски с поверхностью называется ……
А. шлифование;
Б. шпатлевание;
В. грунтование;
Г. лакирование.
6.
Как называют рабочего, который покрывает изделие лаком?
А.монтировщик
Б. лакировщик
3. Итоги тестов. Взаимомпроверка
- Проверьте работы друг друга. Один правильный ответ – Один балл Слайд 8
4. Практическая работа.
Цель работы:
Для учащихся: научиться творчески подходить к декоративному оформлению изделия.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
1. Слово учителя: Для разделки, шинковки, измельчения продуктов в домашних усовиях требуются разделочные доски. Это всегда нужная и полезная вещь для любой хозяйки на кухне.
Точная дата возникновения разделочной доски не известна , но известно то, что еще в Древнем Египте хозяйки стелили на стол специальные приспособления, чтобы при приготовлении пищи, чтобы не запачкать стол. Современный облик разделочная доска приняла примерно в 18 веке.
Уже давно разделочная доска на кухне любой хозяйки стала не только изделием для разделки продуктов, но и предметом, дополняющим и украшающим интерьер.
На экране демонстрируются виды оформлений разделочных досок красками. Слайд 11
Учитель- Вопрос для учеников. Что у них общего и чем они отличаются?
Ученик - Разделочные доски отличаются формой и отделкой
Учитель - Мы сегодня постараемся показать несколько видов декоративной отделки древесины: роспись, геометрическая резьба по дереву, выжигание и декупаж Перед вами технологическая карта изготовления ( на доске). На рабочих местах у вас карточки с инструктаж по технике безопасности
При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
1) включать электровыжигатель только с разрешения учителя;
2) периодически при выжигании проветривать помещение;
3) не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;
4) оберегать руки и одежду от прикосновения пера;
5) во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.
При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
1) проветривать помещение;
2) не лакировать вблизи нагревательных приборов;
3) не нюхать лак во избежание отравления;
4) избегать попадания лака на открытые участки тела;
5) после работы тщательно вымыть руки с мылом;
6) держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.
2. Выполнение практической работы по декоративной отделке разделочной доски по технологической карте.
- Часть работы работы вами уже выполнена, мы должны успеть показать все виды операции
1.Резьба по дереву – 1уч индив работа
2.Выжигание – 2 уч индив раб
3. Декупаж – 2 уч групповая
4.Роспись – 1 индив
5.Морение – 1 индив
3. Учитель делает целевые обходы.
Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.
4. Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
VI. Итог урока.
1. Теперь подведем итоги урока (беседа):
Учитель - Какие навыки были закреплены на уроке? Ученики - выжигание, резьба по дереву, роспись, работа с клеем, лакирование, тонирование морилкой
- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке? - по физике, математике, рисованию
2. Посмотрите на эти смайлики и выберите свое настроение
-Понравилось вам то, что вы сегодня сделали
2. Уборка рабочих мест.