Самоанализ открытого урока, проведенного в 7а классе по теме:
«Давление в жидкости и газах.»
Характеристика класса.
Общее число учащихся 26
Присутствовало на уроке
Успевают по физике на 5 3
Успевают по физике на 4 14
Успевают по физике на 3 9
Основной причиной слабой успеваемости некоторых учеников являются их частые пропуски занятий по болезни, низкая мотивация, не желание подготавливаться к уроку: запоминать обозначение физических величин, единицы измерения, формулы, готовить теоретический материал (читать параграф и дополнительную литературу).
По цифрам, приведенным выше, складывается впечатление, что это достаточно успешный класс, но качество и степень обученности упали во второй четверти (на 20%, 3,76 %) и продолжают падать. Такая тенденция наблюдается не только по физике, но и по остальным дисциплинам.
Первая четверть: качество 88 %, степень обученности 66,40%, средний балл 4,04.
Вторая четверть: качество 68%, степень обученности 62,64%, средний балл 3,88.
В чём причина? Первая четверть была насыщена теорией, а ближе ко второй, во второй и сейчас - упор идёт на решение задач, а учащиеся этого класса обладают слабым математическим аппаратом, учебным интересом, дисциплиной.
При планировании уроков основной целью является ознакомление учеников с законами и физическими явлениями на базовом уровне, обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания материала и способов действия. Для реализации индивидуальных возможностей учащихся предусмотрено самостоятельное выполнение заданий по анализу и осмыслению материала урока.
Преподавание физики в этом классе ведется по общеобразовательной программе с использованием учебника А.В.Перышкина «Физика 7».
Тема открытого урока является центральной и позволяет раскрыть сущность изучаемых явлений с привлечением лабораторного оборудования. Благодаря этому учащиеся лучше понимают материал прошлых уроков и, благодаря повторению, создается определенный задел знаний для изучения последующих тем.
Проведенный открытый урок относятся к традиционному типу комбинированного урока, т.к. при его проведении изучался новый материал и осуществлялась актуализация и закрепление знаний, полученных ранее.
К задачам, решаемым на уроке, можно отнести следующие:
-образовательная (показать от чего зависит давление жидкости и газа, научить решать задачи по данной теме );
-воспитательная (формирование способностей учащихся следовать нормам поведения при проведении эксперимента и демонстрации физического явления, формирование культуры поведения на уроке и культуре устной речи.);
-развивающая (формирование навыков самоконтроля и целостной системы ведущих знаний по теме «Давление», развитие речи учащихся, развитие способности выделять существенные признаки объектов.).
Поставленные задачи решались в комплексе. В ходе фронтального опроса учащиеся сформулировали цель урока и были ознакомлены с темой урока. Такая актуализация полученных знаний подготовила к основному этапу урока, учащиеся были мотивированы к активной учебно-познавательной деятельности. При изложении материала максимально использовалась самостоятельность учащихся в добывании знаний и овладении способов действий.
Цели были достигнуты путем использования различных форм урока, проявлением интереса учащихся к уроку, подготовленности класса к уроку, а также большую роль сыграло то, что использовался компьютер на уроке, интерактивная доска детей это очень мотивирует на учебу.
Учащиеся работали на уроке в трех формах: это групповая, парная и индивидуальная, поэтому были учтены в основном индивидуальные особенности учащихся: это умение работать самостоятельно, объективно оценивать себя.
Давая оценку этапам уроков, можно отметить, что организация начала урока прошла успешно, несколько затянулась проверка домашнего, что связано с самостоятельной деятельностью учащихся; этап усвоения нового материала можно отнести к наиболее сильным моментам уроков, учащиеся были поглощены работой, открыты в осмыслении своих действий и действий учителя, что в целом привело к реализации необходимых и достаточных условий для успешного освоения нового материала.
Эта тема самая обширная и большая в физике 7 класса. Именно в ней изучается два базовых закона гидростатики – закон Паскаля и закон Архимеда. Умение учащихся применять в жизни именно эти два закона, умение пользоваться формулами для расчета атмосферное давление, с помощью условий плавания тел объяснить принципы плавания человека и животного.
Оценивая конечный результат уроков, можно сказать, что основная цель достигнута: до сведения учащихся доведен изучаемый закон, прорешаны задачи по данному матеиралу и продемонстрированы физические явления, описываемые этим законом.
Считаю, что урок прошел на хорошем учебно-познавательном уровне, подтвердил способность учащихся к осмыслению излагаемого материала и доказал возможности многих учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности.