СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: "Давление в жидкости и газе"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полноценная разработка урока, готовилась для открытого урока. Так же есть самоанализ.  Все карточки для работы в группах и в парах. В группах выполняют эксперименты и делают вывод. В парах работают с текстом, отвечают на поставленный вопрос. Модель-анимация с сайта "Классная физика". За урок можно решить от 1 до 3 задач.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ открытого урока»

Самоанализ открытого урока, проведенного в 7а классе по теме:

«Давление в жидкости и газах.»

Характеристика класса.

Общее число учащихся 26

Присутствовало на уроке

Успевают по физике на 5 3

Успевают по физике на 4 14

Успевают по физике на 3 9

Основной причиной слабой успеваемости некоторых учеников являются их частые пропуски занятий по болезни, низкая мотивация, не желание подготавливаться к уроку: запоминать обозначение физических величин, единицы измерения, формулы, готовить теоретический материал (читать параграф и дополнительную литературу).

По цифрам, приведенным выше, складывается впечатление, что это достаточно успешный класс, но качество и степень обученности упали во второй четверти (на 20%, 3,76 %) и продолжают падать. Такая тенденция наблюдается не только по физике, но и по остальным дисциплинам.

Первая четверть: качество 88 %, степень обученности 66,40%, средний балл 4,04.

Вторая четверть: качество 68%, степень обученности 62,64%, средний балл 3,88.

В чём причина? Первая четверть была насыщена теорией, а ближе ко второй, во второй и сейчас - упор идёт на решение задач, а учащиеся этого класса обладают слабым математическим аппаратом, учебным интересом, дисциплиной.

При планировании уроков основной целью является ознакомление учеников с законами и физическими явлениями на базовом уровне, обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания материала и способов действия. Для реализации индивидуальных возможностей учащихся предусмотрено самостоятельное выполнение заданий по анализу и осмыслению материала урока.

Преподавание физики в этом классе ведется по общеобразовательной программе с использованием учебника А.В.Перышкина «Физика 7».

Тема открытого урока является центральной и позволяет раскрыть сущность изучаемых явлений с привлечением лабораторного оборудования. Благодаря этому учащиеся лучше понимают материал прошлых уроков и, благодаря повторению, создается определенный задел знаний для изучения последующих тем.

Проведенный открытый урок относятся к традиционному типу комбинированного урока, т.к. при его проведении изучался новый материал и осуществлялась актуализация и закрепление знаний, полученных ранее.

К задачам, решаемым на уроке, можно отнести следующие:

-образовательная (показать от чего зависит давление жидкости и газа, научить решать задачи по данной теме );

-воспитательная (формирование способностей учащихся следовать нормам поведения при проведении эксперимента и демонстрации физического явления, формирование культуры поведения на уроке и культуре устной речи.);

-развивающая (формирование навыков самоконтроля и целостной системы ведущих знаний по теме «Давление», развитие речи учащихся, развитие способности выделять существенные признаки объектов.).

Поставленные задачи решались в комплексе. В ходе фронтального опроса учащиеся сформулировали цель урока и были ознакомлены с темой урока. Такая актуализация полученных знаний подготовила к основному этапу урока, учащиеся были мотивированы к активной учебно-познавательной деятельности. При изложении материала максимально использовалась самостоятельность учащихся в добывании знаний и овладении способов действий.

Цели были достигнуты путем использования различных форм урока, проявлением интереса учащихся к уроку, подготовленности класса к уроку, а также большую роль сыграло то, что использовался компьютер на уроке, интерактивная доска детей это очень мотивирует на учебу.

Учащиеся работали на уроке в трех формах: это групповая, парная и индивидуальная, поэтому были учтены в основном индивидуальные особенности учащихся: это умение работать самостоятельно, объективно оценивать себя. 

Давая оценку этапам уроков, можно отметить, что организация начала урока прошла успешно, несколько затянулась проверка домашнего, что связано с самостоятельной деятельностью учащихся; этап усвоения нового материала можно отнести к наиболее сильным моментам уроков, учащиеся были поглощены работой, открыты в осмыслении своих действий и действий учителя, что в целом привело к реализации необходимых и достаточных условий для успешного освоения нового материала.

Эта тема самая обширная и большая в физике 7 класса. Именно в ней изучается два базовых закона гидростатики – закон Паскаля и закон Архимеда. Умение учащихся применять в жизни именно эти два закона, умение пользоваться формулами для расчета атмосферное давление, с помощью условий плавания тел объяснить принципы плавания человека и животного.

Оценивая конечный результат уроков, можно сказать, что основная цель достигнута: до сведения учащихся доведен изучаемый закон, прорешаны задачи по данному матеиралу и продемонстрированы физические явления, описываемые этим законом.

Считаю, что урок прошел на хорошем учебно-познавательном уровне, подтвердил способность учащихся к осмыслению излагаемого материала и доказал возможности многих учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности.



Просмотр содержимого документа
«??????????????? ?????»



Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания


п Предмет

Физика

Класс

7

Тема урока

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформировать представление о давлении в жидкости и в газе; выяснить, как рассчитать давление на дно и стенки сосуда и научиться решать задачи по данной теме.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание в нужной форме;

Регулятивные: оценить правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные: анализировать результаты, полученные при решении заданий.

Проявление ответственного отношения к учению, настойчивости в достижении поставленной цели; демонстрация позитивной самооценки.

Формирование навыков сама контроля. Развитие речи учащихся развитие способности выделять существенные признаки объектов.

Условие реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Сайт: «Классная физика» - 7 класс. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Электронный ресурс: http://class-fizika.narod.ru/07_class.htm

УМК Физика-7. / Под ред. Пёрышкина А.В. – М.: Дрофа, 2019

-

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Оборудование для опытов: 3 стеклянные трубки, нижнее отверстие которых закрыто тонкой резиновой пленкой, 1 пластмассовая трубка, нижнее отверстие которых закрыто тонкой резиновой пленкой, стеклянный сосуд, пластиковые стаканы 3 штуки.

Основные понятия

Давление жидкости и газа, высота столба жидкости, плотность вещества, глубина, формула для расчетов.

Форма проведения урока

Фронтальная беседа, проведение лабораторного эксперимента — работа в группах и парах, решение задач.

Этапы урока

(название, время, цепи)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов


Речь

1.Мотивация у учебной деятельности


Приветствует учащихся!

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, смотрит подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой обучающихся.

Слушают учителя, готовятся к уроку.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Прием «Измени свое настроение»

-я радуюсь потому, что…

- я доволен тем, что ….

- мое настроение…

Здравствуйте ребята, присаживайте, ________ скажи, пожалуйста, кто сегодня отсутствует на уроке?

Начнем наш урок, скажите как ваше настроение?

Давайте немного расслабимся – я буду говорить фразу, а вы должны ее продолжить, договорились?

2. Актуализация знаний учащихся

Опрос по домашнему заданию (повторение):

  1. Какую физическую величину мы сейчас изучаем?





  1. Давление есть во всех агрегатных состояниях: твердых, жидких, газообразных?


  1. Как обозначается и в чем измеряется давление?



  1. По какой формуле находиться давление?


Отвечают на вопросы учителя:


  1. Давление.

(Величину, равную отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называют давлением.)


  1. Да






  1. Измеряется давление в системе СИ в паскалях (Па). Па =Н/м^2. Обозначается буквой p


  1. p=F/S.

Повторение домашнего задания: «Вопрос – ответ».


Презентация слайд №1.

Перейдем к повторению домашнего задания

3. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи (проблемной задачи)

Постановка проблемы:



  1. Это формула справедлива для нахождения давления во всех агрегатных состояниях или только для твёрдых тел?


  1. А мы знаем формулы для нахождения давления в жидкостях и газах?



  1. Значит, какая будет цель урока?


  1. Тогда тема урока как будет звучать?



Учащиеся высказывают свои предположения на вопросы:


  1. Только для твердых тел.








  1. Нет, не знаем






  1. Узнать формулу для расчета давления в жидкости и газе.


  1. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда


Постановка проблемного вопроса.

Презентация слайд №2.

Открываем тетрадки, записываем число сегодня 26 января 2021 года (26.01.2021 г). Число записано на доске.

Далее записываем тему урока: мы только что ее проговорили, _________ повтори какая тема сегодняшнего урока Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

4. Построение проекта выхода из затруднения

Выполним практическую работу в группах и парах.

По результатам, которые получаться, после выполнения практической работы дадим ответ на поставленный вопрос: По какой формуле можно найти давление жидкости и газа?

Делятся на группы и пары. Изучают карточки с инструкциями, если есть какие-либо вопросы, задают учителю






Карточка для эксперимента №1: Приложение №1


Карточка для эксперимента №2: Приложение №1


Карточка для эксперимента №3: Приложение №1


Карточка для пар: Приложение №1


Презентация слайд №2.


Для _____ выполним практическую работу в группах и парах:

Ребята с последней парты до третьей парты, вы будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки с инструкциями. Выша задача изучить информацию на карточках и ответить на вопрос. Обратите внимание, ответ вы должны записать в геометрическую фигуру под названием прямоугольник. Не забудьте подписать работы! (Так как вы выполняете работу в паре, на карточке должны быть написаны две фамилии).


Ребята с первой пары повернитесь ко второй парте вы будете выполнять эксперимент в группе. После выполнения эксперимента вы должны сделать выводы и заполнить пропуски на карточках. Карточки с инструкциями находятся в коробке с приборами для эксперимента. Не забудьте подписать работы! (Так как вы выполняете работу в группе, на карточке должны быть написаны четыре фамилии).

Можете смело приступать к выполнению практического задания, через 3-4 минуты проверим полученные результаты.

5. Реализация построенного проекта

Следит за ходом выполнения работы группами и парами.


Выполняют практические работы в группах и парах по инструкциям, находящимся на столах.

Получившиеся результаты записывают в карточки.

Практическая работа Приложение №1

Презентация слайд №2.


6. Первичное закрепление с проговариванием.

Сделать выводы из опытов, проведенных учащимися.





Обобщить выводы, полученные учащимися:

Давление жидкости на дно и стенки сосуда завись от плотности вещества, от ускорения свободного падения и от высоты столба жидкости.






















Первичное закрепление форм улы:

  1. Плотность






  1. Высота - глубина






  1. Ускорение свободного падения








Сделать выводы из работ, проведенных учащимися в парах.



Обобщить выводы, полученные учащимися:


Предоставляется возможность одному из учащихся каждой группы кратко рассказать о проделанном опыте и сделать вывод.







































Выполняют задания


  1. Плотность

  • Бензин (710 кг/м^3)

  • Вода (1000 кг/м^3)

  • Ртуть (13600 кг/м^3)









  1. Высота - глубина

  • h 1

  • h 2

  • h 3













  1. Ускорение свободного падения


- Нет, ускорения свободного падения на всех планетах разное!

- От размера небесного тела!


  • Луна

  • Земля

  • Юпитер







От ускорения свободного падения, от высоты столба жидкости, от плотности рода вещества.

Предоставляется возможность одному из учащихся, работающих в паре ответить на вопросы


- Давление не зависит от формы сосуда!

- Гидростатический парадокс




Общий вывод записывают в тетрадь.



Ответы на вопросы по заданием и проделанной работе

Анимация слайд 5-6

Ребята, которые работали в группах, заканчиваем: делаем выводы: 1 группа ___ расскажи, какой опят вы выполняли и какие результаты получили:

Значит ваша группа экспериментально доказала, что давление жидкости зависит от плотности вещества.

«Чем больше плотность, тем больше давление»

2 группа ___ расскажи, какой опят вы выполняли и какие результаты получили:

Значит ваша группа экспериментально доказала, что давление жидкости зависит от высоты столбца жидкости.

«Давлением жидкости или газа, при увеличении высоты столба жидкости увеличивается»

3 группа ___ расскажи, какой опят вы выполняли и какие результаты получили: значит ваша группа экспериментально доказала, что давление жидкости зависит от глубины погружения.

«Давлением жидкости или газа, при увеличении глубины погружения увеличивается»

Давайте сделаем общий вывод, ______ от чего же зависит давление жидкости?



Давайте это подтвердим:

____ бери карточку и иди доске, ваша группа доказала ______что давление зависит от плотности вещества.

Значит, чем больше плотность вещества, тем давление больше. Обрати внимание на задание: три сосуда одинаковой формы и размера в каждом сосуде находятся разные вещества: вода, бензин, ртуть.

Расставь таблички с названием жидкостей на соответствующие места на графике!


____Иди к доске, ваша группа доказала ___ что давление зависит от высоты столбца жидкости.

Значит, при увеличении высоты столбца жидкости давление увеличивается.

Обрати внимание на задание: три сосуда одинаковой формы в каждый сосуд налили воду до разного уровня. Расставь таблички на соответствующие места на графике!



____ иди к доске. Скажи, пожалуйста, ускорения свободного падения на всех небесных телах одинаковое?

А от чего зависит значения ускорения свободного падения?

Совершено, верно, значит, чем больше размер небесного тела, тем больше давление!

Обрати внимание на задание: сосуды с водой поместили на разные небесные тела. Расставь таблички небесных тел на соответствующие места на графике!



_____ повтори от чего же зависит давление жидкости и газа?


Отлично, а зависит ли давление от формы сосуда?

______

Как называется это явление в физики?



Давайте запишем эту фразу в тетрадь: Давление жидкости не зависит от площади дна сосуда и формы сосуда.

7. Повторения и решения заданий

Давайте выразим все величины через треугольник:



  1. Давление: p=gρh

  2. Плотность вещества:

ρ = p/gh

  1. Высоту столба жидкости: h=pg













Задача:

Вычислите давление воды на дно одной из глубочайших морских впадин – Марианской, глубина, которой 10 900м. Плотность морской воды 1030 кг/м3.

Решение:

Дополнительно:

Задача №2

Задача №3

Приложение №2




















Вертикальная линия обозначает деление, а горизонтальная умножение



Плотность вещества:

ρ = p/gh

Высоту столба жидкости: h=p/ρg




Глубиной
































Учебник станица 115. Упражнение №16 задача №2.

Презентация слайд №3

_______ повтори от чего зависит давление в жидкости и газе?


Давайте запишем все величины через треугольник, и запишем формулу для нахождения давления в жидкости и газе:

Давление равно произведению плотности вещества умноженное на ускорение свободного падения и умноженное на высоту столба жидкости: p=gρh.

А если нам необходимо определить плотность вещества? ______ иди к доске, выразим из треугольника плотность. Давайте вспомним, ____ вертикальная линия в треугольники что обозначает? А горизонтальная?

А теперь запиши формулу для нахождения высоты столба жидкости?


А как по-другому называется высота для моря и океана?

давайте вычислим давление воды Марианской впадины!

Открываем учебники на странице 115 по новым учебникам и 119 по старым учебникам

Упражнение №16, задача №2. К доске решать задачу пойдет______.

______ читай условие задачи!

8. Домашнее задание.

Отметка «3-4»

п. 39-40. Упражнение 16. Задача №1

Отметка «5»

п. 39-40. Упражнение 16. Задача №1 и сделать опыт: Налейте в стеклянный сосуд (стакан или банку) произвольное количество воды. Сделайте необходимые измерения и рассчитайте давление воды на дно сосуда

Задание записывают в дневник. Фиксируют в тетради пояснения.

Презентация слайд 4

Открываем дневники, записываем домашние задание! Так же домашние задание можно будет посмотреть в сетевом городе!


На отметку «3-4» необходимо изучить информацию в учебники параграф 39-40 и решить задачу №1 в упражнении 16.

На отметку «5» необходимо изучить информацию в учебники, решить задачу и сделать опыт.

6. Рефлексия.

Ребята проанализируйте полученные сегодня на уроки информацию и выполните задание на карточках!

Подводит итоги урока, комментирует полученные отметки.





Выполняют самоанализ на карточках.

Приложение 3

Ребята наш урок подходит к концу, пара проанализировать полученные сегодня на уроке знания. У вас на партах лежат карточки №2 под названием светофор! Возьмите карточки, выполните задание. Не забудьте подписать.

Если на уроке вы справились со всеми заданиями, то закрашиваем зеленый переключатель светофора! Если вы не довольны своей работай на уроке закрашиваем желтый знак светофора!

Если все полученная информация на уроке была вам не понятна, то закрашиваем красный знак светофора!


Выставление оценок в сетевой город!


Наш урок подошёл к концу. Вы можете быть свободны! Спасибо за урок! До свидания!




Приложение 1.

Задание для групп:

Подпишите работу:





1 группа

В трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налейте воды наполовину. Посмотрите, что будет с дном трубки.

Затем добавьте воды доверху. Как изменилось дно трубки?

Окошко для ответа:




З

Окошко для ответа:

начит, что произойдет с давлением жидкости или газа, если увеличивается высоту столба жидкости:
















2 группа


В трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налейте воды наполовину. Опустите эту трубку в более широкий сосуд с водой ниже уровня воды в трубке.

Затем опустите трубку ниже так, чтобы уровни воды совпали. Как меняется дно трубки?

Окошко для ответа:






Значит, что произойдет с давлением жидкости или газа, если увеличивается глубину погружения:

Окошко для ответа:



















3 группа

В

Окошко для ответа

первую трубку налейте воды наполовину (до метки). Во вторую - масла (мёда) до такой же высоты. Пронаблюдайте: одинаково ли изменяется дно трубки.



З

Окошко для ответа

начит, что произойдет с давлением жидкости или газа, если изменять род вещества (плотность). (Чем больше плотность, тем … давление)














Задание для пар:


Прочитайте счастью



О

Окошко для ответа:

т чего не зависит давление жидкости и газа?








Приложение 2.


  1. Вычислите давление воды на дно одной из глубочайших морских впадин — Марианской, глубина, которой 10 900 м. Плотность морской воды 1030 кг/м3.

  1. На какой глубине давление воды в озере Байкал равно 15 Мпа? (Вода в озере Байкал пресная).


  1. Какая жидкость находиться в сосуде, если столб высотой 0,3 м оказывает давление 5400 Па?




Приложение 3.


Проанализируй полученную сегодня информацию.

Зеленый – понял, желтый – в процессе, красный - не понял.




Просмотр содержимого документа
«??????? ??? ?????»

Подпишите работу:



1 группа

В трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налейте воды наполовину. Посмотрите, что будет с дном трубки.

Затем добавьте воды доверху. Как изменилось дно трубки?

Окошко для ответа:





З

Окошко для ответа:

начит, что произойдет с давлением жидкости или газа, если увеличивается высоту столба жидкости:











2 группа

В трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, налейте воды наполовину. Опустите эту трубку в более широкий сосуд с водой ниже уровня воды в трубке.

Затем опустите трубку ниже так, чтобы уровни воды совпали. Как меняется дно трубки?

Окошко для ответа



З

Окошко для ответа

начит, что произойдет с давлением жидкости или газа, если увеличивается глубину погружения:










3 группа

В первую трубку налейте воды наполовину (до метки). Во вторую - масла (мёда) до такой же высоты.

Пронаблюдайте: одинаково ли изменяется дно трубки.

Окошко для ответа



З

Окошко для ответа

начит, что произойдет с давлением жидкости или газа, если изменять род вещества (плотность). (Чем больше плотность, тем … давление)




Т аблица №1. Плотности некоторых жидкостей

Просмотр содержимого презентации
«???????????»

Повторение : 1. Какую физическую величину мы сейчас изучаем? 2. Давление есть во всех агрегатных состояниях: твердых, жидких, газообразных? 3. Как обозначается и в чем измеряется давление? 4. По какой формуле находиться давление?

Повторение :

1. Какую физическую величину мы сейчас изучаем?

2. Давление есть во всех агрегатных состояниях: твердых, жидких, газообразных?

3. Как обозначается и в чем измеряется давление?

4. По какой формуле находиться давление?

Цель : узнать формулу для расчета давления в жидкости и газе. Работа в парах и группах: Работа с текстом Эксперимент

Цель : узнать формулу для расчета давления в жидкости и газе.

Работа в парах и группах:

Работа с текстом

Эксперимент

Задачи

Задачи

  • Вычислите давление воды на дно одной из глубочайших морских впадин — Марианской , глубина, которой 10 900 м . Плотность морской воды 1030 кг/м3 .
  • На какой глубине давление воды в озере Байкал равно 15 Мпа ? (Вода в озере Байкал пресная).
  • Какая жидкость находиться в сосуде, если столб высотой 0,3 м оказывает давление 5400 Па ?
На отметку « 3-4 » На отметку « 5 » пар. 39-40. Упражнение № 16-  задача №1. Сделать опыт: Налейте в стеклянный сосуд (стакан или банку) произвольное количество воды. Сделайте необходимые измерения и рассчитайте давление воды на дно сосуда. Оформите отчёт в тетради. +

На отметку « 3-4 » На отметку « 5 »

пар. 39-40.

Упражнение № 16-

задача №1.

Сделать опыт:

Налейте в стеклянный сосуд (стакан или банку) произвольное количество воды.

Сделайте необходимые измерения и рассчитайте давление воды на дно сосуда.

Оформите отчёт в тетради.

+


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!