СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Неопределенные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения". Урок построен в системе деятельного метода. Данный урок связан с предыдущими уроками и направление на изучение последующих тем.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Неопределенные местоимения"»

Тема: Неопределенные местоимения

Тип урока: изучение нового материала.

Обучающие –

  1. познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования;

  2. сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;

  3. определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.

Развивающие –

  1. развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;

  2. развивать орфографическую зоркость;

  3. содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);

  4. способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.

Воспитательные –

     1.воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.

  1. способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.

Основные понятия: местоимение, разряд

Оборудование: рабочие листы

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологический настрой

2 - 3 мин

Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.

Должно получится 5 групп по 4 человека.

садятся за парты

Мотивация. Сообщение правил урока. Критериев оценивания

Сначала ознакомьтесь с правилами работы в команде и распределите свои обязанности.

Ученики самостоятельно знакомятся с правилами.

1. Каждый может высказать свою версию решения;
2. Один говорит, а остальные слушают;
3. Каждая версия обсуждается в команде;
4. В команде согласуется общее решение;

Распределите свои обязанности в группе:

Модератор – человек, который распределяет обязанности в группе;

Художник-оформитель;

Хранитель времени;

Спикер – человек, который отвечает

Также ознакомьтесь с критериями оценивания:

Принимал активное участие в работе команды, дал 3 правильных ответа на вопрос – «5»;

Принимал активное участие в работе команды, дал 2 правильных ответа на вопрос – «4»;

Принимал активное участие в работе команды, дал 1 правильный ответ на вопрос– «3»;

Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».


Актуализация знаний

2 мин

 Ребята, представьте себе, что существует большая страна под названием Морфология. И в этой стране растет одно дерево, которое называется Местоимение. У этого дерева имеются 9 ветвей. И с некоторыми вы уже знакомы. Давайте проверим, насколько хорошо мы с ними знакомы, попытаемся вспомнить все, что мы знаем о местоимениях при помощи ваших знаний. Вам нужно при помощи наводящего вопроса угадать, о каком разряде идет речь. Записать это слово на предложенный шаблон и поместить его на нашем дереве. Время 3 мин.

Отвечают на вопросы:

1- морфология

2. - местоимение

3 - личные

4- возвратное

5- относительные

6- вопросительные


Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Юрия Иосифовича Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст распечатан на зеленых листах).

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Ответим на вопросы

- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

- Кто плыл на яхте? (кто-то)

- О чём кричали чайки? (о чем-то)

- Какой дельфин в волны нырял? (какой-то)

Какой частью речи являются выделенные слова?


Формулировка темы и целей урока

2-3 мин

- Сформулируем тему урока:

Итак, какому разряду местоимений будет посвящен наш урок?

Неопределенные местоимения

Какие цели мы поставим для себя на уроке?

Записываем число, классная работа

Формулируют тему урока: Обобщение изученного по теме: «Неопределенные местоимения».

Формулируют цели урока:

Познакомиться с неопределенным разрядом местоимений;

Узнать отличительные особенности

Уметь находить в тексте.

Настроение веселое, оптимистичное…Дружно, вместе, в коллективе, в группах.

Изучение нового материала

Работа с учебником.

Стр. 76-77, 78

Заполнить кластер..

Отвечают спикеры команд

Работа в группах. Заполнение кластера с использованием теоретического материала. Презентация кластера.

Закрепление

5 мин.

Выполнить задание Время

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Выяснить (кое) какие подробности, (кое) (о) чём сообщить, с кем (либо) посоветоваться, что (то) узнать, (кое) (с) кем переговорить, какие (то) неприятности, (кое) (в) ком ошибиться, (кое) (на) кого понадеяться, о чём (то) договориться, чему (нибудь) научиться, кто (то) звонил; в каких (либо) библиотеках; (кое) к (кому) ещё зайду, какой (то) старик что (то) говорил, искусно подражать кому (то), (кое) чему научился; рассердиться из-за чего (то).

Взаимопроверка: сосед по плечу. Проверка по эталону. Поставить оценку.

Выполняют задание, взаимопроверка, оценивание

Физкульт-минутка

2 мин

Что-нибудь, кое с кем,

кое-кому, кое к кому,

чьи-нибудь, кое из кого,

какой-либо, кое о каком,  

кое-чему, кое с кем, чего-то.

Через дефис или раздельно. Один поворот. Дефис-поворот, раздельно- стоим на месте

Выполняют движения

Работа в парах.

4-5 мин.

Работа в парах.

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Определитесь, кто из команды отвечает.

Ребята работают в паре. Один из команды отвечает.

Итог

Графический диктант.  

1. (Не)сколько        

2. Какой(либо)

3. (Кое)(с)кем

4. (Кое)какие

5. Чей(то)

6. Сколько(нибудь)

7. (Не)кто

8. (Кое)(о)чём

Проверь себя!

1.  С  2.  Д   3.  Р     4.  Д  5.  Д   6.  Д   7.  С    8.  Р

Самопроверка

Самостоятельная проверка и оценивание

Рефлексия. Оценивание.

2 мин.

Вернемся к целям и задачам, которые мы поставили в начале урока.


Давайте дополним наше дерево и повесим еще один листочек «Неопределенные местоимения»


Оценим свою деятельность на уроке. Обратимся к критериям и поставим себе оценки на рабочем листе

Изучили разряд местоимения –неопределенный,

Изменяется

Написание

Самостоятельное оценивание.

Домашнее задание

1 мин.

Вариативное дом.задание

1. Выполнить упр. 461 с. 78

2. Составить синквейн на тему «Неопределенные местоимения»

Записывают д\з в дневники





























Приложение 1

Лист оценивания

Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 3 правильных ответа на вопрос – «5»;

Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 2 правильных ответа на вопрос – «4»;

Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 1 правильный ответ на вопрос – «3»;

Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».

ФИ

«5»

«4»

«3»

нет отметки

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

Приложение 2

Приложение 3

1 раздел: «Личные местоимения»:

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к личным? Как они изменяются?

 

1 лицо

Я Мы

по падежам

2 лицо

Ты Вы

по падежам

3 лицо

Он Она Они

по родам, числам и падежам

 


 

В

Им.п. ОН

Р.п. ЕГО

Д.п. ЕМУ

В.п. ЕГО

Т.п. ИМ

П.п. О НЁМ

опрос на 20 баллов: Просклоняйте по падежам местоимение 3 лица единственного числа мужского рода.

 


 

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль личного местоимения 2 лица единственного числа в предложении: Я люблю тебя, мой друг! (дополнение)

Вопрос на 40 баллов: За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение Я – ЗАЯЦ)

2 раздел: «Возвратное местоимение»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какое местоимение относится к возвратному? Как оно изменяется?

(Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на предмет, который является объектом своего собственного действия. Не имеет рода!!! Не имеет числа!!! Изменяется по падежам).

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте возвратное местоимение СЕБЯ по падежам:

Им.п. -

Р.п. СЕБЯ

Д.п. СЕБЕ

В.п. СЕБЯ

Т.п. СОБОЙ

П.п. О СЕБЕ

Каким членом предложения и почему не может быть возвратное местоимение СЕБЯ?

(Подлежащим, т.к. не имеет формы Им.п.).

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль возвратных местоимений в предложении:

Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет. (В себя - обстоятельство, собою- дополнение)

Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:

Выйти из себя

Очень сердиться, приходить в состояние крайнего раздражения, негодования; терять самообладание, хладнокровие.

Найти себя

Правильно определив свои наклонности, своё призвание, проявлять их в своей жизни.

Прийти в себя

1. Выходить из полусонного состояния, из состояния дремоты; обретать способность адекватно воспринимать окружающее в спокойном эмоциональном состоянии. 2. Набираться сил, отдыхать после беспокойства, хлопот и т.п.

Уйти в себя

1. Быть поглощённым своими мыслями; углубляться в свои мысли, не замечая окружающего.  2. Становиться замкнутым, переставать общаться с людьми, избегать их. 

Себе на уме

Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде.

3 раздел: «Вопросительно-относительные местоимения»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? Как отличить вопросительные местоимения от относительных? (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Во­про­си­тель­ные ме­сто­име­ния от­ли­ча­ют­ся от от­но­си­тель­ных сво­и­ми функ­ци­я­ми в речи. Во­про­си­тель­ные мы ис­поль­зу­ем, чтобы за­ме­нить в во­про­се то слово, ко­то­рое нам неиз­вест­но, а от­но­си­тель­ные ме­сто­име­ния мы ис­поль­зу­ем в слож­ном пред­ло­же­нии).

В

Им.п. СКОЛЬКО

Р.п. СКОЛЬКИХ

Д.п. СКОЛЬКИМ

В.п. СКОЛЬКО

Т.п. СКОЛЬКИМИ

П.п. О СКОЛЬКИХ

опрос на 20 баллов: Просклоняйте вопросительно-относительное местоимение СКОЛЬКО по падежам:

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль местоимений в предложении:

Кто съел мою морковку? (Подлежащее. Вопросительное местоимение)

Я знаю, кто пришел. (Подлежащее. Относительное местоимение)

Вопрос на 40 баллов: Ответьте на вопросы, назовите вопросительные местоимения.

В каком городе России спрятались мужское имя и сторона света? 

Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок? 

В каком слове «нет» употребляется 100 раз?

(Владивостоктри палки, четыре галкистонет)

4 раздел: «Неопределенные местоимения»:

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к неопределенным? Назовите два способа образования слов при помощи которых образованы неопределенные местоимения?


 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте неопределенное местоимение КОЕ-ЧТО по падежам:

Когда в неопределенных местоимениях частица КОЕ пишется через дефис, а когда отдельно?

(Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис. Если между частицей кое- и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).

 

Именительный

кое-что

Родительный

кое-чего

Дательный

кое-чему

 

 

 

Винительный

кое-что

Творительный

кое-чем

Предложный

кое о чём

 

 


 


 


 


 


 


 

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль неопределенных местоимений в предложениях:

Вдруг раздались чьи-то шаги. (Определение)

Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый. (Подлежащее)


 

Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите неопределенные местоимения.

Кто-то проплакал всю ночь на лугу,
Сколько слезинок - я счесть не могу.

Некто взял книгу, в которой нашел толкование кое-какого слова. Как называется книга?

Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен.

(Дождьсловарьслово)


 

5 раздел: «Неопределенные местоимения»:

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к отрицательным? Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ, а когда НЕ?

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Под ударением пишется НЕ - НЕЧЕГО

Без ударения пишется НИ - НИЧЕГО

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте отрицательное местоимение НЕКОГО по падежам:

Когда в отрицательных местоимениях частицы НЕ и НИ пишутся отдельно?

(

Им.п. -

Р.п. НЕКОГО

Д.п. НЕКОМУ

В.п. НЕКОГО

Т.п. НЕКЕМ

П.п. НЕ О КОМ

Если между частицами НЕ и НИ и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).

 


 


 

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений в предложениях:

Никто ничего не увидел. (Никто – подлежащее, ничего – дополнение)

Никакие доводы не убедили его. (Никакие – определение)


 

Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите отрицательные местоимения.

Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит.

Никто меня не видит, а всякий слышит.

Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет.

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать.

(Ива, эховетергром)


 


 

6 раздел: «Притяжательные местоимения»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к притяжательным? Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?

 

Мой, наш

Свой

Твой, ваш

Его, ее, их

Притяжательное местоимение:

 

1. Отвечает на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

Его убийца хладнокровно

Навел удар… спасенья нет... (Убийца чей? — его.)

(М. Ю. Лермонтов)

2. В предложении является определением.

3. При добавлении предлога нет начального н:

Спросил его отца. — Спросил у его отца.


 


 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте притяжательное местоимение ТВОЙ по падежам. Составьте с этим местоимением сложное предложение.

 

Им.п. ТВОЙ

Р.п. ТВОЕГО

Д.п. ТВОЕМУ

В.п. ТВОЕГО

Т.п. ТВОИМ

П.п. О ТВОЕМ

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль притяжательных местоимений в предложениях:

Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.

(С. А. Есенин) (Определение)

Грустен лик её туманный, Взор так тихо, сладко спит.

(М. Ю. Лермонтов) (Определение)


 

Вопрос на 40 баллов: Найдите в предложениях личные местоимения его, её, их и притяжательные местоимения его, её, их. Определите синтаксическую роль этих местоимений - омонимов:

Их (притяжательное, определение) слова могут задеть, их (личное, дополнение) же они просто забавляют.

Его (притяжательное, определение) неудачи расстраивали родителей, но не его.

Её (личное, дополнение) вкус изумляет всех, только не её саму.


 

7 раздел: «Притяжательные местоимения»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к указательным?

Подберите однокоренные слова к слову указательные.

(тот, такой, этот, таков, столько. Указательные, указ, указка, указывать, указатель).


 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте указательное местоимение ТАКОЙ по падежам. Составьте с этим местоимение предложение с однородными членами.

 

Им.п. ТАКОЙ

Р.п. ТАКОГО

Д.п. ТАКОМУ

В.п. ТАКОГО

Т.п. ТАКИЕ

П.п. О ТАКОМ

 

Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях указательные местоимения, определите их синтаксическую роль:

Моя школа находится за этим зданием. (Определение)

После стольких лет мы наконец-то встретились. (Определение)

Выход к озеру находится возле той дачи. (Определение)

Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:

За себя и за того парня

Разг. Шутл.-ирон. О вынужденной работе за других.

Это из другой оперы

Разг. Шутл. Не имеет прямого отношения к делу, к теме начатого разговора.

Оплатить той же монетой

Отвечать тем же самым – таким же поступком, отношением и т. д.

Встать не с той ноги

Разг. Быть в мрачном, плохом настроении, раздражённом состоянии.

8 раздел: «Относительные местоимения»:


 

В

САМ

САМЫЙ

ВЕСЬ

ВСЯКИЙ

ЛЮБОЙ

КАЖДЫЙ

ИНОЙ

опрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к определительным? Как изменяются определительные местоимения?

Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам как прилагательные.

 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте определительные местоимения САМ И САМЫЙ по падежам.

 

Им.п.

сам

сáмый




Р.п.

самогó

сáмого

Д.п.

самомý

сáмому

В.п.

самогó

сáмый, сáмого

Т.п.

самúм

сáмым

П.п.

(о) самóм

(о) сáмом

Сравните формы косвенных падежей в 1-м и 2-м столбике. В чём отличие?

 

(В ударении).

Как называется наука, которая изучает правильное произношение слов?

(Орфоэпия).


 


 


 


 

Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях определительные местоимения, определите их синтаксическую роль:

Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (Дополнение)

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. (Определение)


 

Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:

Мчаться во весь дух

Разг. Очень быстро, с большой скоростью, стремительно

Смотреть во все глаза

Разг.  Быть очень внимательным, бдительным, настороже (ничего не упуская из вида). Часто употребляется как предупреждение, наставление.

Стараться изо всех сил

 Разг. Стараться всеми возможными средствами добиться чего-либо.

Идти на все

Разг.  Решаться на крайние меры или средства, добиваясь чего-либо, стремясь к чему-либо.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя