Тема: Неопределенные местоимения
Тип урока: изучение нового материала.
Обучающие –
-
познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования;
-
сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
-
определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.
Развивающие –
-
развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;
-
развивать орфографическую зоркость;
-
содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
-
способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.
Воспитательные –
1.воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.
-
способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.
Основные понятия: местоимение, разряд
Оборудование: рабочие листы
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Психологический настрой 2 - 3 мин | Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок. Должно получится 5 групп по 4 человека. | садятся за парты |
Мотивация. Сообщение правил урока. Критериев оценивания | Сначала ознакомьтесь с правилами работы в команде и распределите свои обязанности. Ученики самостоятельно знакомятся с правилами. 1. Каждый может высказать свою версию решения; 2. Один говорит, а остальные слушают; 3. Каждая версия обсуждается в команде; 4. В команде согласуется общее решение; Распределите свои обязанности в группе: Модератор – человек, который распределяет обязанности в группе; Художник-оформитель; Хранитель времени; Спикер – человек, который отвечает Также ознакомьтесь с критериями оценивания: Принимал активное участие в работе команды, дал 3 правильных ответа на вопрос – «5»; Принимал активное участие в работе команды, дал 2 правильных ответа на вопрос – «4»; Принимал активное участие в работе команды, дал 1 правильный ответ на вопрос– «3»; Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки». | |
Актуализация знаний 2 мин | Ребята, представьте себе, что существует большая страна под названием Морфология. И в этой стране растет одно дерево, которое называется Местоимение. У этого дерева имеются 9 ветвей. И с некоторыми вы уже знакомы. Давайте проверим, насколько хорошо мы с ними знакомы, попытаемся вспомнить все, что мы знаем о местоимениях при помощи ваших знаний. Вам нужно при помощи наводящего вопроса угадать, о каком разряде идет речь. Записать это слово на предложенный шаблон и поместить его на нашем дереве. Время 3 мин. | Отвечают на вопросы: 1- морфология 2. - местоимение 3 - личные 4- возвратное 5- относительные 6- вопросительные |
| Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Юрия Иосифовича Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст распечатан на зеленых листах). Однажды куда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему Какой - то дельфин остроносый В зеленые волны нырял И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. Ответим на вопросы - О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе). - Кто плыл на яхте? (кто-то) - О чём кричали чайки? (о чем-то) - Какой дельфин в волны нырял? (какой-то) Какой частью речи являются выделенные слова? | |
Формулировка темы и целей урока 2-3 мин | - Сформулируем тему урока: Итак, какому разряду местоимений будет посвящен наш урок? Неопределенные местоимения Какие цели мы поставим для себя на уроке? Записываем число, классная работа | Формулируют тему урока: Обобщение изученного по теме: «Неопределенные местоимения». Формулируют цели урока: Познакомиться с неопределенным разрядом местоимений; Узнать отличительные особенности Уметь находить в тексте. Настроение веселое, оптимистичное…Дружно, вместе, в коллективе, в группах. |
Изучение нового материала | Работа с учебником. Стр. 76-77, 78 Заполнить кластер.. Отвечают спикеры команд | Работа в группах. Заполнение кластера с использованием теоретического материала. Презентация кластера. |
Закрепление 5 мин. | Выполнить задание Время Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выяснить (кое) какие подробности, (кое) (о) чём сообщить, с кем (либо) посоветоваться, что (то) узнать, (кое) (с) кем переговорить, какие (то) неприятности, (кое) (в) ком ошибиться, (кое) (на) кого понадеяться, о чём (то) договориться, чему (нибудь) научиться, кто (то) звонил; в каких (либо) библиотеках; (кое) к (кому) ещё зайду, какой (то) старик что (то) говорил, искусно подражать кому (то), (кое) чему научился; рассердиться из-за чего (то). Взаимопроверка: сосед по плечу. Проверка по эталону. Поставить оценку. | Выполняют задание, взаимопроверка, оценивание |
Физкульт-минутка 2 мин | Что-нибудь, кое с кем, кое-кому, кое к кому, чьи-нибудь, кое из кого, какой-либо, кое о каком, кое-чему, кое с кем, чего-то. Через дефис или раздельно. Один поворот. Дефис-поворот, раздельно- стоим на месте | Выполняют движения |
Работа в парах. 4-5 мин. | Работа в парах. Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-. 1. Поздно вечером (:) постучался к нам. 2. На берегу реки росла (:) пышная зелень. 3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране. 4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное. Определитесь, кто из команды отвечает. | Ребята работают в паре. Один из команды отвечает. |
Итог | Графический диктант. 1. (Не)сколько 2. Какой(либо) 3. (Кое)(с)кем 4. (Кое)какие 5. Чей(то) 6. Сколько(нибудь) 7. (Не)кто 8. (Кое)(о)чём Проверь себя! 1. С 2. Д 3. Р 4. Д 5. Д 6. Д 7. С 8. Р Самопроверка | Самостоятельная проверка и оценивание |
Рефлексия. Оценивание. 2 мин. | Вернемся к целям и задачам, которые мы поставили в начале урока. Давайте дополним наше дерево и повесим еще один листочек «Неопределенные местоимения» Оценим свою деятельность на уроке. Обратимся к критериям и поставим себе оценки на рабочем листе | Изучили разряд местоимения –неопределенный, Изменяется Написание Самостоятельное оценивание. |
Домашнее задание 1 мин. | Вариативное дом.задание 1. Выполнить упр. 461 с. 78 2. Составить синквейн на тему «Неопределенные местоимения» | Записывают д\з в дневники |
Приложение 1
Лист оценивания
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 3 правильных ответа на вопрос – «5»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 2 правильных ответа на вопрос – «4»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 1 правильный ответ на вопрос – «3»;
Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».
ФИ | «5» | «4» | «3» | нет отметки |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
Приложение 2
Приложение 3
1 раздел: «Личные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к личным? Как они изменяются?
1 лицо
Я Мы
по падежам
2 лицо
Ты Вы
по падежам
3 лицо
Он Она Они
по родам, числам и падежам
В
Им.п. ОН
Р.п. ЕГО
Д.п. ЕМУ
В.п. ЕГО
Т.п. ИМ
П.п. О НЁМ
опрос на 20 баллов: Просклоняйте по падежам местоимение 3 лица единственного числа мужского рода.
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль личного местоимения 2 лица единственного числа в предложении: Я люблю тебя, мой друг! (дополнение)
Вопрос на 40 баллов: За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение Я – ЗАЯЦ)
2 раздел: «Возвратное местоимение»:
Вопрос на 10 баллов: Какое местоимение относится к возвратному? Как оно изменяется?
(Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на предмет, который является объектом своего собственного действия. Не имеет рода!!! Не имеет числа!!! Изменяется по падежам).
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте возвратное местоимение СЕБЯ по падежам:
Им.п. -
Р.п. СЕБЯ
Д.п. СЕБЕ
В.п. СЕБЯ
Т.п. СОБОЙ
П.п. О СЕБЕ
Каким членом предложения и почему не может быть возвратное местоимение СЕБЯ?
(Подлежащим, т.к. не имеет формы Им.п.).
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль возвратных местоимений в предложении:
Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет. (В себя - обстоятельство, собою- дополнение)
Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:
Выйти из себя | Очень сердиться, приходить в состояние крайнего раздражения, негодования; терять самообладание, хладнокровие. |
Найти себя | Правильно определив свои наклонности, своё призвание, проявлять их в своей жизни. |
Прийти в себя | 1. Выходить из полусонного состояния, из состояния дремоты; обретать способность адекватно воспринимать окружающее в спокойном эмоциональном состоянии. 2. Набираться сил, отдыхать после беспокойства, хлопот и т.п. |
Уйти в себя | 1. Быть поглощённым своими мыслями; углубляться в свои мысли, не замечая окружающего. 2. Становиться замкнутым, переставать общаться с людьми, избегать их. |
Себе на уме | Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде. |
3 раздел: «Вопросительно-относительные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? Как отличить вопросительные местоимения от относительных? (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков
Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Вопросительные мы используем, чтобы заменить в вопросе то слово, которое нам неизвестно, а относительные местоимения мы используем в сложном предложении).
В
Им.п. СКОЛЬКО
Р.п. СКОЛЬКИХ
Д.п. СКОЛЬКИМ
В.п. СКОЛЬКО
Т.п. СКОЛЬКИМИ
П.п. О СКОЛЬКИХ
опрос на 20 баллов: Просклоняйте вопросительно-относительное местоимение СКОЛЬКО по падежам:
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль местоимений в предложении:
Кто съел мою морковку? (Подлежащее. Вопросительное местоимение)
Я знаю, кто пришел. (Подлежащее. Относительное местоимение)
Вопрос на 40 баллов: Ответьте на вопросы, назовите вопросительные местоимения.
В каком городе России спрятались мужское имя и сторона света?
Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок?
В каком слове «нет» употребляется 100 раз?
(Владивосток, три палки, четыре галки, стонет)
4 раздел: «Неопределенные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к неопределенным? Назовите два способа образования слов при помощи которых образованы неопределенные местоимения?
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте неопределенное местоимение КОЕ-ЧТО по падежам:
Когда в неопределенных местоимениях частица КОЕ пишется через дефис, а когда отдельно?
(Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис. Если между частицей кое- и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).
Именительный | кое-что |
Родительный | кое-чего |
Дательный | кое-чему |
Винительный | кое-что |
Творительный | кое-чем |
Предложный | кое о чём |
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль неопределенных местоимений в предложениях:
Вдруг раздались чьи-то шаги. (Определение)
Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый. (Подлежащее)
Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите неопределенные местоимения.
Кто-то проплакал всю ночь на лугу,
Сколько слезинок - я счесть не могу.
Некто взял книгу, в которой нашел толкование кое-какого слова. Как называется книга?
Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен.
(Дождь, словарь, слово)
5 раздел: «Неопределенные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к отрицательным? Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ, а когда НЕ?
Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Под ударением пишется НЕ - НЕЧЕГО
Без ударения пишется НИ - НИЧЕГО
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте отрицательное местоимение НЕКОГО по падежам:
Когда в отрицательных местоимениях частицы НЕ и НИ пишутся отдельно?
(
Им.п. -
Р.п. НЕКОГО
Д.п. НЕКОМУ
В.п. НЕКОГО
Т.п. НЕКЕМ
П.п. НЕ О КОМ
Если между частицами НЕ и НИ и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений в предложениях:
Никто ничего не увидел. (Никто – подлежащее, ничего – дополнение)
Никакие доводы не убедили его. (Никакие – определение)
Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите отрицательные местоимения.
Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит.
Никто меня не видит, а всякий слышит.
Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет.
Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать.
(Ива, эхо, ветер, гром)
6 раздел: «Притяжательные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к притяжательным? Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?
Мой, наш | Свой |
Твой, ваш |
Его, ее, их |
Притяжательное местоимение:
1. Отвечает на вопросы чей? чьё? чья? чьи?
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет... (Убийца чей? — его.)
(М. Ю. Лермонтов)
2. В предложении является определением.
3. При добавлении предлога нет начального н:
Спросил его отца. — Спросил у его отца.
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте притяжательное местоимение ТВОЙ по падежам. Составьте с этим местоимением сложное предложение.
Им.п. ТВОЙ
Р.п. ТВОЕГО
Д.п. ТВОЕМУ
В.п. ТВОЕГО
Т.п. ТВОИМ
П.п. О ТВОЕМ
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль притяжательных местоимений в предложениях:
Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.
(С. А. Есенин) (Определение)
Грустен лик её туманный, Взор так тихо, сладко спит.
(М. Ю. Лермонтов) (Определение)
Вопрос на 40 баллов: Найдите в предложениях личные местоимения его, её, их и притяжательные местоимения его, её, их. Определите синтаксическую роль этих местоимений - омонимов:
Их (притяжательное, определение) слова могут задеть, их (личное, дополнение) же они просто забавляют.
Его (притяжательное, определение) неудачи расстраивали родителей, но не его.
Её (личное, дополнение) вкус изумляет всех, только не её саму.
7 раздел: «Притяжательные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к указательным?
Подберите однокоренные слова к слову указательные.
(тот, такой, этот, таков, столько. Указательные, указ, указка, указывать, указатель).
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте указательное местоимение ТАКОЙ по падежам. Составьте с этим местоимение предложение с однородными членами.
Им.п. ТАКОЙ
Р.п. ТАКОГО
Д.п. ТАКОМУ
В.п. ТАКОГО
Т.п. ТАКИЕ
П.п. О ТАКОМ
Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях указательные местоимения, определите их синтаксическую роль:
Моя школа находится за этим зданием. (Определение)
После стольких лет мы наконец-то встретились. (Определение)
Выход к озеру находится возле той дачи. (Определение)
Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:
За себя и за того парня | Разг. Шутл.-ирон. О вынужденной работе за других. |
Это из другой оперы | Разг. Шутл. Не имеет прямого отношения к делу, к теме начатого разговора. |
Оплатить той же монетой | Отвечать тем же самым – таким же поступком, отношением и т. д. |
Встать не с той ноги | Разг. Быть в мрачном, плохом настроении, раздражённом состоянии. |
8 раздел: «Относительные местоимения»:
В
САМ
САМЫЙ
ВЕСЬ
ВСЯКИЙ
ЛЮБОЙ
КАЖДЫЙ
ИНОЙ
опрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к определительным? Как изменяются определительные местоимения?
Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам как прилагательные.
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте определительные местоимения САМ И САМЫЙ по падежам.
Им.п. | сам | сáмый |
| | |
Р.п. | самогó | сáмого |
Д.п. | самомý | сáмому |
В.п. | самогó | сáмый, сáмого |
Т.п. | самúм | сáмым |
П.п. | (о) самóм | (о) сáмом |
Сравните формы косвенных падежей в 1-м и 2-м столбике. В чём отличие?
(В ударении).
Как называется наука, которая изучает правильное произношение слов?
(Орфоэпия).
Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях определительные местоимения, определите их синтаксическую роль:
Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (Дополнение)
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. (Определение)
Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:
Мчаться во весь дух | Разг. Очень быстро, с большой скоростью, стремительно |
Смотреть во все глаза | Разг. Быть очень внимательным, бдительным, настороже (ничего не упуская из вида). Часто употребляется как предупреждение, наставление. |
Стараться изо всех сил | Разг. Стараться всеми возможными средствами добиться чего-либо. |
Идти на все | Разг. Решаться на крайние меры или средства, добиваясь чего-либо, стремясь к чему-либо. |