Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организация начала урока. (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой). | Ребята, повернитесь к другу и внимательно рассмотрите у соседа по парте глаза. Какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку? (всё замечать, запоминать, наблюдать ...) А теперь мне покажите свои глаза? Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные. Искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи. Сегодня на уроке русского языка мне нужна ваша помощь. Вы должны быть активными, внимательными, дружными, чтобы открыть для себя новые знания. -Ребята, вы готовы? Тогда в путь за знаниями! | Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Учащиеся поднимают руки | Развитие «Я – концепции» Развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
2. Каллиграфия + актуализация знаний.
| На доске слова: ш, шь, ж, жь, ч, чь, щ, щь
Еж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож, ключ, печь.
- Слова какой части речи записаны на доске? Определите род имён существительных, выделите основу каждого слова.
Вспомните правило, проговорите его друг другу. | Ученики записывают слова, распределяя их на группы и обозначают орфограмму. -Учащиеся делают вывод (правило) | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Поиск разнообразных способов решения задач |
3. Темы урока и цели учащимися и учителем | - Ребята, чему мы будем учиться на уроке? - Чему ты хотел бы научиться на уроке?
- Тема нашего урока: « Имена существительные с шипящими на конце».
Цель: закрепить умения определять род имён существительных и правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с шипящими на конце.
| | Формулирование проблемы Принятие и сохранение учебной задачи |
4.Алгоритм | 1. Прочитайте слово. 2. Определите часть речи. Определите род имён существительных. Какие звуки слышатся на конце слова? Определите, на какие группы можно распределить слова. Запишите слова, распределив их в группы. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы? Сделайте вывод. Сформулируйте правило. Сравните свой вывод с другими группами. Слова на карточках: Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мышь. Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов. Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма. | Проговаривают алгоритм (на листочках) Учащиеся, пользуясь алгоритмом, выполняют задание, затем проверяют и обсуждают в группах. Делают вывод. | Использование речи для регуляции своего действия |
5. Самостоятельная работа. На 3 уровня. Карточки.
| 1 уровень. (Индивидуальная работа)
Вставьте в словах , где надо ь.
Лещ…, ёрш…, врач…, борщ…, чиж…, циркач…, стриж…, меч…, морж…. Доч…, печ…, мыш…,молодёж…, вещ…, ветош….
2 уровень. (Работа в парах)
В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова расположены правильно. Спиши, ответ обоснуй. 1шалаш…
чертеж…
трубач…
вещ…
ткач…
| 2мелоч…
брош…
доч…
полноч…
печ…
| 3 матч…
малыш…
плач…
кулич…
багаж…
| 3 уровень. (Работа в группах)
Найдите на каждой строчке лишние слова.
Рож.., чиж.., нож.., стриж...
Плащ.., плющ.., помощь.., лещ...
Ложь, дочь, тишь, мяч. Вывод:… | Самостоятельная работа индивидуально, в парах и группах. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
6. Включения в систему знаний и повторения | Игра “Добавь словечко” Учитель читает выражение, а ученики добавляют слово, определить род. Объяснить написание мягкого знака на конце. Она бывает детской, бывает устной и письменной - … (речь). Он бывает тупой или острый - … (нож). Морской, речной бывает он - …(пляж). Речной, колючий…(ёрш). Верный, преданный …(товарищ). Правда лучше, чем …(ложь). В поле колосится золотая …(рожь). После вечера наступает …(ночь). | Учащиеся определяют, правописание ь после шипящих на конце имен существительных | Развитие «Я концепции» Владение диалогической формой речи |
7.Рефлексии учебной деятельности на уроке | Оцените свои достижения на уроке: выберите сигнальные карточки. -Все понял(а). Со всеми заданиями справился без затруднений. (Зелёный цвет) Понятно, но есть некоторые вопросы, сомнения. (Желтый цвет) Много непонятного, неясного. (Красный цвет) Вот и подходит к концу наш урок. Подведём итоги. _ Сегодня на уроке повторили и закрепили знания о правописании ь после шипящих на конце имён существительных. - Где можно применять эти знания? Оценки за урок. Домашнее задание: составить ребусы или подобрать загадки по этой теме. | Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирая нужный цвет. Записывают домашнее задание | |
Дополнительный материал | Тест (самостоятельная работа). 1. Мягкий знак может выполнять: а) 3 работы; б) 2 работы; в) 1 работу. 2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного... а) пишется между двумя согласными или на конце слова; б) пишется только на конце слова. 3. На конце существительных ж. р. после шипящих: а) всегда пишется ь знак; б) не пишется ь знак. 4. На конце существительных м. р. после шипящих: а) не пишется ь знак; б) пишется ь знак. 5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает: а) на род существительных; б) на число; в) на падеж. Взаимопроверка + взаимооценка. | | |