СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме Правописание ь знака

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для открытия новых знании была создана проблемная ситуация. Дети сами открывали новые знания.

Просмотр содержимого документа
«открыт урок рус языка»

Конспект открытого урока (23.01.2014 год)

Лобанова Александра Семеновна

МБОУ «Кониплотническая СОШ»

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

Деятельностная цель: развитие умений писать слова с орфограммой, графически обозначать выбор написания, работать в группах, отбирать примеры и распределять их на группы, умения наблюдать, умению общаться, аргументированно отстаивать свои взгляды.


Содержательные цели: повторить и расширить знания по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала урока.  (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой).

Ребята, повернитесь к другу и внимательно рассмотрите у соседа по парте глаза. Какого они цвета?

Для чего нужны глаза человеку? (всё замечать, запоминать, наблюдать ...)

А теперь мне покажите свои глаза?

Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные. Искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи. Сегодня на уроке русского языка мне нужна ваша помощь. Вы должны быть активными, внимательными, дружными, чтобы открыть для себя новые знания.

-Ребята, вы готовы? Тогда в путь за знаниями!

Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.















Учащиеся поднимают руки

Развитие «Я – концепции»

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

2. Каллиграфия + актуализация знаний.


На доске слова: ш, шь, ж, жь, ч, чь, щ, щь

Еж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож, ключ, печь.

- Слова какой части речи записаны на доске? Определите род имён существительных, выделите основу каждого слова.

Вспомните правило, проговорите его друг другу.

Ученики записывают слова, распределяя их на группы и обозначают орфограмму.




-Учащиеся делают вывод (правило)

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов


Поиск разнообразных способов решения задач

3. Темы урока и цели учащимися и учителем












- Ребята, чему мы будем учиться на уроке?


- Чему ты хотел бы научиться на уроке?

- Тема нашего урока: « Имена существительные с шипящими на конце».

Цель: закрепить умения определять род имён существительных и правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с шипящими на конце.


Формулирование проблемы





Принятие и сохранение учебной задачи

4.Алгоритм

1. Прочитайте слово.

2. Определите часть речи.

  1. Определите род имён существительных.

  2. Какие звуки слышатся на конце слова?

  3. Определите, на какие группы можно распределить слова.

  4. Запишите слова, распределив их в группы.

  5. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

  6. Сделайте вывод. Сформулируйте правило.

  7. Сравните свой вывод с другими группами.

Слова на карточках:

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мышь.

Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

Проговаривают алгоритм (на листочках)















Учащиеся, пользуясь алгоритмом, выполняют задание, затем проверяют и обсуждают в группах. Делают вывод.



Использование речи для регуляции своего действия

5. Самостоятельная работа. На 3 уровня. Карточки.



1 уровень. (Индивидуальная работа)

Вставьте в словах , где надо ь.

Лещ…, ёрш…, врач…, борщ…, чиж…, циркач…, стриж…, меч…, морж….

Доч…, печ…, мыш…,молодёж…, вещ…, ветош….

2 уровень. (Работа в парах)

В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова расположены правильно. Спиши, ответ обоснуй.


1шалаш…

чертеж…

трубач…

вещ…

ткач…


2мелоч…

брош…

доч…

полноч…

печ…


3 матч…

малыш…

плач…

кулич…

багаж…


3 уровень. (Работа в группах)

Найдите на каждой строчке лишние слова.

Рож.., чиж.., нож.., стриж...

Плащ.., плющ.., помощь.., лещ...

Ложь, дочь, тишь, мяч.

Вывод:…

Самостоятельная работа индивидуально, в парах и группах.



Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности





6. Включения в систему знаний и повторения

Игра “Добавь словечко”

Учитель читает выражение, а ученики добавляют слово, определить род. Объяснить написание мягкого знака на конце.


  • Она бывает детской, бывает устной и письменной - … (речь).


  • Он бывает тупой или острый - … (нож).


  • Морской, речной бывает он - …(пляж).


  • Речной, колючий…(ёрш).


  • Верный, преданный …(товарищ).


  • Правда лучше, чем …(ложь).


  • В поле колосится золотая …(рожь).


  • После вечера наступает …(ночь).

Учащиеся определяют, правописание ь

после шипящих на конце имен существительных

Развитие «Я концепции»

Владение диалогической формой речи

7.Рефлексии учебной деятельности на уроке

Оцените свои достижения на уроке: выберите сигнальные карточки.

-Все понял(а). Со всеми заданиями  справился без затруднений. (Зелёный цвет)

 Понятно, но есть некоторые вопросы, сомнения. (Желтый цвет)

  Много непонятного, неясного. (Красный цвет) 

Вот и подходит к концу наш урок. Подведём итоги.

_ Сегодня на уроке повторили и закрепили знания о правописании ь после шипящих на конце имён существительных.

- Где можно применять эти знания?

Оценки за урок.

Домашнее задание: составить ребусы или подобрать загадки по этой теме.

Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирая нужный цвет.


















Записывают домашнее задание






Дополнительный материал

Тест (самостоятельная работа).

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется ь знак;

б) пишется ь знак.

5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

в) на падеж.

Взаимопроверка + взаимооценка.






Просмотр содержимого документа
«самоанализ»

Самоанализ урока русского языка в 4 классе, проведённого учителем начальных классов

Лобановой А.С.



  Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как сделать урок интересным для каждого ученика? Как каждого ученика из пассивного слушателя  сделать активным, творчески работающим участником учебного процесса? Наверное, эти и другие вопросы волнуют сегодня каждого учителя.   Использование традиционных методов и технологий не позволяет достичь тех результатов в полной мере в развитии личности, которые поставили перед школой новые ФГОС ООН. Вдалбливание силой готовых результатов в голову ученика вызывает негативное отношение к обучению. Совсем другое отношение в ученика к процессу обучения, когда он сам активно участвует в нем. Задача учителя в данном случае  не давать знания в готовом виде, а помочь ученику самому открыть новые знания. Решить эти задачи  возможно через проблемно-диалогическое обучение, которое развивает такие качества личности как умение увидеть проблему, быстроту умственной реакции, оригинальность мышления, интуицию и т.д. Через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда надо решать нестандартные задачи, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем, устанавливать причинно-следственные связи ,что способствует интеллектуальному развитию  учащихся, способности разрешать любые возникающие проблемы, иметь свою точку зрения и уметь грамотно и аргументированно отстаивать ее.      

На протяжении всего урока наблюдался плавный переход от одного этапа к другому. Через организацию мотивации в начале урока учащиеся эмоционально были настроены на рабочий лад. Парная работа, где учащиеся должны были сгруппировать существительные, определить количество групп и принцип группировки, дала возможность не только актуализировать знания о роли употребления мягкого знака в словах, но и способствовала  формированию у них умения договариваться, приходить к совместному решению, воспитывать чувство взаимопомощи.

Для открытия новых знаний была создана проблемная ситуация  с помощью предъявленных противоречивых фактов, которые вызвали ситуацию удивления(физминутка). В ходе осознания противоречий с помощью побуждающего диалога от проблемной ситуации учащиеся сформулировали учебную задачу: «Почему в одних случаях в именах существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак, а в других нет», которая была записана на доске.

На этапе поиска решения проблемы учащимися были выдвинуты следующие  гипотезы: возможно для этого нужно определить часть речи; а может быть надо определить род в именах существительных. Через подводящий диалог проведена проверка правильности выдвинутых гипотез, в результате чего учащиеся пришли к выводу. Вторая гипотеза дает возможность сделать вывод, что в существительных женского рода после шипящих на конце мягкий знак пишется, а в  мужском роде нет. Подтверждение новых знаний научным языком дети находят в учебнике в виде правила. Возвращаясь снова к проблеме, учащиеся проговаривают, как решали проблему: с помощью имеющихся знаний и учебника.

Реализация и публичное представление продукта проходили через постановку вопросов учащимися по данной теме и составление схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. Для закрепления нового знания были использованы задания различной степени сложности, которые способствовали интеллектуальному развитию учащихся. Использование групповой работы и работы в парах было направлено на формирование коммуникативных компетенций (умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности). На уроке были использованы различные виды контроля: ученик-ученик (при работе в группах и парах), самоконтроль, ученик-учитель (сравнение своей работы с образцом). Применение различных видов работы, чередование устной и письменной речи, проведение физминутки- все это позволило снять утомляемость у учащихся, избежать перегрузки. Учащиеся работали на уроке активно, с интересом. увлеченно. План урока полностью реализован.  Поставленные цели и задачи достигнуты. Материал учащимися усвоен в полном объеме, об этом свидетельствуют результаты сигнальных карточек.  



Скачать

© 2018, 333 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!