СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме : «Природные зоны Австралии». (7 класса, география)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме : «Природные зоны Австралии». (7 класса, география)»


Тема: «Природные зоны Австралии».

Цель: формирование научного мировоззрения учащихся в процессе изучения природных зон Австралии и выявление их зависимости от климатических особенностей материка через активизацию мыслительной и творческой деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с характерными представителями флоры и фауны природных зон Австралии.

  2. Объяснить закономерности размещения природных зон.

  3. Показать зависимость природных зон от климатических особенностей материка.

  4. Формировать умение кратко конспектировать изучаемый материал в виде путевого листа.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уверенность в своих силах.

  2. Воспитывать уважительное отношение к мнению других.

  3. Развитие творческой инициативы при поиске правильных решений.

Развивающие:

  1. Расширять кругозор учащихся.

  2. Развивать мыслительную деятельность учащихся через применение различных типов частично – поисковых заданий.

  3. Развивать умение грамотно формулировать свои мысли при ответе на поставленный вопрос.

Тип урока:

    • по дидактической цели – урок изучения нового материала;

    • по способу проведения - урок – путешествие.

Оборудование:

  • физическая карта Австралии;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • атласы 7 класса;

  • путевой лист «Природные зоны Австралии».



Урок составлен по учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов 7 класс. М.: Дрофа. 2014 г



Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята! Мне очень приятно вас всех видеть. Садитесь, пожалуйста.

Ребята, а вы умеете летать? Хотели бы научиться? Сегодня я хочу подарить вам воздушный шар. И на нём мы с вами отправимся в путешествие по самому маленькому материку Земли – Австралии.

Цель нашего путешествия: познакомиться с природными зонами Австралии, растительным и животным миром материка.

Что бы поймать попутный ветер мы должны вспомнить карту и ответить на ряд вопросов. Ну, что же начнём.

Игра «Знаешь ли ты карту». Ученикам предлагается карта Австралии с неизвестными объектами (слайды презентации). Необходимо определить, что это за объекты.

Вопросы:

  1. В рельефе Австралии преобладают….

  2. Самая высокая вершина называется…, она находится…..

  3. В Австралии отсутствуют действующие….

  4. Перечислите климатические пояса, пересекающие Австралию с севера на юг.

  5. Какой климатический пояс Австралии занимает наибольшую площадь?


Молодцы, вы хорошо справились с заданием и можем отправляться в путь.

По ходу нашего путешествия мы будем вести путевой лист (он лежит у вас на столах)

Используя карту атласа (с. 29) и карты на интерактивной доске, давайте, определим, через какие природные зоны пройдёт наш путь.

Слайд № 1.Назовите природные зоны материка:

  1. влажные и переменно – влажные леса;

  2. саванны и редколесья;

  3. полупустыни и пустыни;

  4. жестколистные вечнозелёные леса и кустарники.

В горных районах находятся области высотной поясности.

(слайд с фотографиями природных зон) Запишем их в наш путевой лист.

- Какая природная зона занимает наибольшую площадь? Как вы думаете, почему? (подчеркните её)

- Сравните карту природных зон и климатическую карты. Установите главную причину смены природных зон.

(главная причина смены природных зон: изменение количества осадков). Запишите её в путевой лист.

Нам предстоит ещё длительное путешествие, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка. Она называется «Стороны горизонта». Я буду называть географические объекты Австралии, если он располагается на северной части, то вы потянитесь, если на юге – выполните наклон вперёд, если на западе – поворот влево, а если на востоке – поворот направо.

Итак, начинаем: о.Тасмания; о.Новая Гвинея;м. Йорк; м. Стип – Пойнт, м. Байрон.

Мы передохнули и теперь можем продолжить путешествие.

Слайд №2 Австралия – самый удивительный и неповторимый материк Земли. В органическом мире материка 75% видов растений и 95% видов животных являются эндемиками.

Эндемики – это растения и животные, обитающие в ограниченных районах Земли. ( записи в тетрадях)

Давайте познакомимся с растениями Австралии. (запишите их в путевой лист)

Слайд №3 Древовидные папоротники наиболее древние растения на Земле. Иногда достигают в высоты до 20 м. Верхушки их стволов не имеют ветвей и увенчаны группами крупных листьев.

Слайд №4 Эвкалипт – различают множество их видов. Многие высотой 100 м. Их корни уходят на 30 м в землю. Впитывают много влаги. Имеют твёрдую древесину, листья богаты эфирными маслами.

Слайд №5 Бутылочное дерево – ствол у основания толстый сужается кверху. Имеет плотную кору, запасает много влаги. Увенчано раскидистой кроной, состоящей из узких листьев 8 см длиной.

Слайд №6 Казуарина – странного вида дерево с тонкими ниспадающими побегами без листьев. По виду напоминает хвощ. Имеет очень плотную древесину, поэтому её называют «железным деревом».

А теперь давайте рассмотрим животный мир материка. (запишите их в путевой лист)

Здесь встречаются примитивные млекопитающие:

Слайд №7 Ехидна: Напоминает ежа, тело покрыто иголками. Ведёт ночной образ жизни. Питается муравьями, термитами, червями. Самка ежегодно откладывает одно яйцо и вынашивает его в сумке. Детеныш, вылупившись из яйца, очень долго находится в сумке и питается материнским молоком.

Слайд №8 Утконос похож на жирного щенка. Между пальцами лап – перепонки, на голове утиный клюв. Хвост как у бобра, передние лапы барсучьи. У самца на задних лапах шпоры, которые выделяют яд. Ведёт ночной образ жизни, пищу находит в воде. Так же как у ехидны детёныш рождается из яйца и выкармливается материнским молоком.

Большую группу животных составляют сумчатые их около 125 видов. К ним относятся:

Слайд №9 Кенгуру – любопытные с оригинальным строением тела способны совершать необыкновенно высокие и длинные прыжки. Их рост от 23 см до 2 м. Массой до 20 кг. Детеныш рождается очень маленьким величиной с грецкий орех. Долго живёт в сумке, питаясь материнским молоком.

Слайд №10 В зарослях эвкалиптов встречаются коалы. Рост их в среднем составляет до 50 см, вес до 10 кг. Очень ленивы. Сидят на эвкалиптах и объедают их листья. В листьях много влаги, поэтому питьё коалам не нужно. Детенышей, как и все сумчатые животные, вынашивает в сумке 7-8 месяцев. Затем он выбирается из сумки и сидит на спине у матери. Только с года детёныши становятся самостоятельными.

Слайд №11 Дикая собака динго. По своему внешнему виду это нечто среднее между волком и собакой. Ведёт преимущественно ночной образ жизни. Пищей им служат многочисленные сумчатые, пресмыкающиеся и птицы. Многие учёные считают что, Динго современница древнейшего человека на континенте – обитала в Австралии уже более 6 тыс. лет назад.

Слайд №12 Страус эму – крупная бегающая птица, массой до 50 кг. Питаются семенами растений и мелкими животными. Может мчаться на своих длинных ногах со скоростью 50 км/ч.

Слайд №13 Птица лирохвост – увидеть её можно только в Австралии. Перья этой птицы ценятся баснословно дорого, поэтому появилось много любителей поживиться.

Слайд №14 Казуары – нелетающие птицы с длинными сильными ногами и мощными острыми когтями, которыми при необходимости они защищаются.


Австралийцы очень любят свою уникальную флору и фауну и поэтому увековечивают их на государственных символах и денежных знаках.

(слайд: герб Австралийского союза с изображением кенгуру и страуса эму).

На монетах в 5 центов изображена ехидна, 10 центов – птица – лирохвост, 20 центов – утконос.

Для сохранения представителей уникальной фауны австралийцы

  • установили запрет на вывоз животных;

  • установили запрет на содержание в неволе;

  • ограничение или полный запрет охоты на некоторые виды животных.

На этом наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся домой. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.

Задания на закрепление:

  1. «Найди лишнее»:

А) Кенгуру, коала, вомбат, слон.

Б) Эвкалипт, акация, баобаб, казаурина.

  1. «Установи причину»:

А) Почему к центру материка растительный и животный мир становится наиболее скудным?

Б) Почему на восточном побережье материка произрастают леса?

  1. Сегодня утром я получила письмо от капитана Врунгеля, давайте посмотрим, что он пишет:

«Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмами, фикусами) произрастают своеобразные деревья баобабы с толстыми у основания стволами, резко суживающимися к верху. Самая большая речная система Австралии – Дарлинг с крупным притоком Муррей. Временные пересыхающие речки на данном материке называют вадями. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно простой. В основании её лежит складчатость, на востоке материка находится Австралийская платформа. Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых». Вы согласны с капитаном?

  1. «Классификация объектов». Перед вами список объектов: тропический, саванны и редколесья, Дарлинг, кенгуру, пустыни, субэкваториальный, Муррей, лирохвост, субтропический, переменно – влажные леса.

выберите из него реки - , природные зоны -, климатические пояса –

  1. «Определить понятие». Сформулируйте понятие скрэб? А теперь сравните его со следующим: «Скрэб – это колючие кустарники, произрастающие в полупустынях Австралии».

Рефлексия: прошу вас закончить фразы

  • Я узнал (а) ………

  • Я понял (а) ………

  • Мне понравилось ……….

  • Новые знания мне пригодятся ………..

Вывод: таким образом, мы познакомились с природными зонами Австралии, с особенностями органического мира материка.


Домашнее задание: § 30 стр 155- 158. (прочитать), закончить оформление путевого листа (доделать задания), заполнить таблицу природных зон Австралии. Задание по желанию: составить кроссворд или придумать загадки о растениях и животных Австралии.

































Путевой лист: «Природные зоны Австралии»

Цель урока: познакомиться с природными зонами материка, особенностями его растительного и животного мира.



Природные зоны материка:

Причина смены природных зон:

1.


2.

3.

4.

Австралия – самый удивительный и неповторимый материк Земли. В органическом мире материка 75% видов растений и 95% видов животных являются эндемиками.

Эндемики – это растения и животные, обитающие в ограниченных районах Земли.

Растения:

Животные:











Австралийцы очень любят свою уникальную флору и фауну и поэтому увековечивают их на государственных символах и денежных знаках.

На монетах в 5 центов изображена ехидна, 10 центов – птица – лирохвост, 20 центов – утконос.

Для сохранения представителей уникальной фауны австралийцы

  • установили запрет на вывоз животных;

  • установили запрет на содержание в неволе;

  • ограничение или полный запрет охоты на некоторые виды животных.

Задания:

1.«Найди лишнее»:

А) Кенгуру, коала, вомбат, слон.

Б) Эвкалипт, акация, баобаб, казаурина.

2.«Установи причину»:

А) Почему к центру материка растительный и животный мир становится наиболее скудным?

Б) Почему на восточном побережье материка произрастают леса?

3.«Классификация объектов». Перед вами список объектов: тропический, саванны и редколесья, Дарлинг, кенгуру, пустыни, субэкваториальный, Муррей, лирохвост, субтропический, переменно – влажные леса.

выберите из него реки - , природные зоны -, климатические пояса –

4.«Определить понятие». Сформулируйте понятие скрэб? А теперь сравните его со следующим: «Скрэб – это колючие кустарники, произрастающие в полупустынях Австралии».

Домашнее задание: § 28 (прочитать), закончить оформление путевого листа (доделать задания), задание по желанию: составить кроссворд или придумать загадки о растениях и животных Австралии.

Письмо капитана Врунгеля.

«Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмами, фикусами) произрастают своеобразные деревья баобабы с толстыми у основания стволами, резко суживающимися к верху. Самая большая речная система Австралии – Дарлинг с крупным притоком Муррей. Временные пересыхающие речки на данном материке называют вадями. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно простой. В основании её лежит складчатость, на востоке материка находится Австралийская платформа. Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых».

Вы согласны с капитаном?


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!