СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Знакомство с буквой Лл"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Знакомство с буквой Лл". Программа Начальная школа XXI века.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Знакомство с буквой Лл"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ




Тема урока «Изучение звуков [л], [л'] и букв Л, л»


Тип урока: “открытие нового знания”


Цель урока: создание условий для усвоения учащимися представления о звуках «л» и «л’», букве «л», знакомство с графическим обликом буквы.

Задачи урока Дидактические:

  1. Познакомить со звуками [л], [л'] и буквами Л, л.

  2. Учить давать характеристику новым звукам [л] и [л’].

  3. Учить плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.


Развивающие:

  1. Развивать и совершенствовать культуру речи детей.

  2. Развивать фонематический слух через звуковые схемы.


Воспитательные:

  1. Обеспечивать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

  2. Воспитывать чувство уважения к собеседнику через парную работу.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА




Этап




Деятельность учителя




Деятельность обучающегося



Планируемые результаты (П, М, Л)

Самооп ре-

деление к

деятель- ности (3 мин)

1. Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок

- Доброе утро ребята. Сегодня у на уроке гости, повернитесь и поприветствуйте их.

Для урока нам понадобится букварь и фишки, проверьте, чтобы они были у вас на столе.

1. Приветствуют учителя


П: уметь отвечать на вопросы учителя

Р: нацеливание на успешную работу. Л: выражать положительное отношение к процессу познания

Актуали

-зация знаний и

мотивац ия

(5-7

мин)

1. Проводит речевую разминку.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, у нас будет речевая разминка.

-Зачем мы это будем делать?

Ло-ло-ло папа взял в сарай сверло. Ла-ла-ла мама клещи принесла.

Лу-лу-лу бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли папа строит корабли.


Поиграем в игру «Продолжи предложение»

  • Звуки речи бывают….

  • Письменные буквы бывают….

  • Начало предложения пишется с ….

  • В конце предложения ставится ….

  • Согласные звуки бывают……

1. Выполняют речевую разминку

  • Чтобы подготовить наш речевой аппарат для работы







-гласные и согласные

  • заглавные и строчные

-большой буквы

-точка

-твердые и мягкие

П: уметь понимать на слух речь учителя


Л: развитие познавательных интересов.

К: умение слушать и говорить.


Сегодня мы будем говорить о новых звуках нашего языка.

Но сначала вспомним, с какими звуками и буквами их обозначающими, мы познакомились.

  • Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? Перечислите их .

Давайте вспомним, перед какими гласными звуков мы пишем твердый согласный звук, а перед какими мягкий

  • А кто вспомнит отличия согласных звуков от гласных?



  • Какие препятствия вы можете вспомнить? Давайте вспомним, как составляются звуковые схемы. Фишками какого цвета обозначают гласные звуки? Согласные? От чего зависит синяя будет фишка или зеленая?

Какие звуки и буквы вы изучали на прошлых уроках?

Давайте выполним задание.

Соотнесите слово и его звуковую схему.


Нос Нитка Рама Рис




-10

  • а, о, ю, и, ы, у, е, ё, э, я

  • Твердый после А, О, У, Э, Ы.

  • Мягкий после Е, И, Ё, Ю, Я


  • При произнесении согласные звуки встречают препятствия

  • Губы, зубы, язык


Гласные- красная фишка. Согласные – синяя (тв.), зеленая (мягк.)







Звуки [р], [р'] , [н], [н']. Буквы Р, Н.













П: уметь отвечать на вопросы учителя

П: осознанное построение речевого высказывания
















































































Постано

1. Подводит к теме урока через загадку

1. Осознают и


вка учебной задачи (3 мин)

  • Отгадайте загадку.

Рыжая плутовка обманывает ловко.

Её боится мышка и зайка-шалунишка.

Хоть сама в лесу живёт, из деревни кур крадёт.


  • Лисичка Лизавета – героиня многих сказок. Рассмотрите рисунок и назовите, из каких сказок эти лисы.

  • Лисичка Лизавета любит повторять:

«Маленькое дело лучше большого безделья». Определите смысл этой пословицы.

  • Сколько в ней слов?

  • Назовите слова, противоположные по значению.

  • Произнесите пословицу еще раз.

  • Что заметили, какие звуки повторяются чаще других?

  • Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.


Что будем делать? Давайте сформулируем цель нашего урока.

формулируют тему и цель урока

- Лиса



Приключения Буратино, теремок, Кот, дрозд и петух
















Лучше делать помаленьку, но хоть что-нибудь, чем совсем ничего


5

(Маленькое – большое, дело – безделье.)


(Звуки [л], [л’].)

О звуке [л], [л’] и букве Л Тема урока: - Знакомство со звуками [л], [л‘] и буквой Л,л


Цель урока: Мы познакомимся


П: уметь отвечать на вопросы учителя







П: уметь понимать на слух речь учителя.



М: целеполагание (Р)





– Сегодня вы познакомитесь с новой буквой, научитесь читать новые слова. С каждым днем вы будете узнавать все больше и больше.

Давайте посмотрим на план нашего урока.

  1. Дадим характеристику новым звукам;

  2. Составим звуко-буквенные схемы слов, будем читать слова и предложения;

  3. Сделаем вывод. Отлично!

со звуками [л], [л‘] и Буквой Л,л

- Узнаем новые буквы, которые обозначаются твёрдые и мягкие согласные звуки. Будем учиться читать слова с новой буквой. Познакомимся с буквой Л



"Открыт ие"


нового знания

(7-8

мин)








Работа с букварем.

Звукобуквенный анализ слов «Луна » и «Лиса» с помощью цветных фишек.

  • Произнесите звук [л].

  • Как располагаются видимые органы речи (язык, губы) при его произнесении?

  • Произнесите звук [л] еще раз.

  • Определите, как проходит воздух через горло при его произнесении, что слышится при этом: голос и шум или только шум? Сделайте вывод.



Откройте букварь на странице 69.

  • Почему в букваре напечатаны две буквы Л, л?


  • Назовите имя девочки/имя

мальчика/город/предмет, который есть в классе на букву Л

  • Рассмотрите рисунки, что вы видите?

Теперь обратите внимание на схемы под рисунками.

  • Давайте составим звукобуквенную модель слов

«луна», «лиса» с помощью фишек и букв.

Кто выйдет к доске?

Разберём первое слово.

Произнесите его (можно вполголоса)



-Между губами и зубами образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касается верхних зубов и краешка неба. Голос и шум

Вывод: при произнесении звука [л] воздух встречает препятствие, значит, этот звук согласный.




- Большая буква пишется в названиях городов,

именах, кличках, в начале предложения

Лена,Лёша,Липецк,линейка Луну и лису



ЧЕТКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ









  • М: Р: -принимать и сохранять учебную задачу. -выделять из темы урока

известные и неизвестные знания и умения;



Луна

Какой звук первый?


По твердости-мягкости?

Какого цвета фишку возьмем?

Давайте дадим характеристику второму звуку, третьему, четвертому

Отлично!!


Поднимите красную фишку, если вы допустили ошибки. Зеленую, если всё правильно.

Теперь слово лиса

Первый звук гласный или согласный? Почему?


Твердый/мягкий?

Какого цвета фишку выберем? Какой звук следующий?

Дайте характеристику


Какой звук третий, четвертый?

Поднимите красную фишку, если вы допустили ошибки. Зеленую, если всё правильно.


  • Для обозначения твердого согласного [л] и мягкого [л’] существует специальная буква, которую называют буквой «эль». Повторите.

  • Рассмотрите букву л. На что похожа буква? Вот такие стихотворения есть про букву Л,

послушайте их и узнаете, на что авторам показалось похожей буква Л.


Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш.

В. Степанов Клоун с бантом стал гигантом. Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули – Увидали букву Л.

Г. Ванюхина

ЗВУКОВ

  • [л] Согласный, есть препятствие: губы

  • твердый

  • Синюю

  • [у], гласный, красная фишка [н] согласный, твердый, синяя фишка, [а], гласный, красная фишка.


-[л’] Согласный. Есть препятствие: губы.

  • Мягкий

-Зеленую

- [и]

  • Гласный, обозначим красной фишкой.

[с]- согл, твердый (синяя фишка) [а]- глас.(красная фишка)

















ФМ (1-2 мин)

-На что похожа буква Л?

  • Замените буквами первые фишки в схемах слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните, почему?

  • Сравните слова «луна», «лиса».

  • Определите, сколько в словах одинаковых букв и сколько одинаковых звуков.

  • Объясните, почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые.


  • Вспомните и назовите как можно больше слов со звуком [л], со звуком [л’].


Физминутка

А я придумал слово (руки в стороны-на пояс) Смешное слово – плим (присели)

Я повторяю снова (наклоны вплево-вправо) Плим,плим,плим! (присели)

Вот прыгает и скачет (прыжки на месте) Плим,плим, плим (шагаем на месте)

И ничего не значит (прыжки на месте) Плим,плим,плим! (шагаем на месте)

На шалаш, ходули


-Нужно выбрать строчные буквы, так как это не имена собственные.

Одинаковых букв 2, звуков -1


Потому что в слове луна звук [л], а в слове лиса [л’]






3. Выполняют физминутку



Первич ное

закрепл ение во внешне й речи


(5 мин)

1. Организует работу по закреплению ранее изученного материала. Проводит хоровую работу

- Продолжим нашу работу. Прочитайте слоги с буквой н на странице 69.

В каких слогах звук будет твёрдым?

В каких мягким? Почему?

– Давайте хором прочитаем все слоги, следите указкой (пальчиком).

Теперь давайте прочитаем тоже хором, но по рядам. 1 ряд- 1 строчка

  1. ряд-2 строчка

  2. ряд-3 строчка

Теперь прочитаем все слоги по цепочке. Внимательно следим и слушаем, чтобы не


Работают с букварем


Ла,ло,лу,лы,лэ Ля,ле,лё,ли,лю

В зависимости от гласной, которая стоит после.

П: осознанное построение речевого высказывания

К: планировать учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками



пропустить свою очередь.


Теперь давайте прочитаем слова по столбцам хором. Прочитайте слова со звуком [л'] по цепочке.


Теперь слова со звуком [м], [л]

Есть ли здесь слова со звуком [м']?

Прочитайте про себя предложение. Теперь давайте прочитаем хором.

Почему это предложение? Как мы это можем доказать?

Почему первое слово с заглавной буквы?


Назовите слова со звуком [л] Теперь со звуком [л']

Как вы думаете, что значит «еле-еле»



Еле-еле, лил, налил, налили, лимон, налим, малина

Мы, умы, умны, лимон, налим, малина

Ел, ела, лил, налил



нет

Имеет законченную мысль


Имя и первое слово в предложении

Ела

Лена, малину, еле-еле По чуть-чуть, не хотя



Самосто ятельна я работа с

самопро веркой


(4-5

мин)

1. Организует работу с учебником

Откройте букварь на странице 70


Прочитайте 1 предложение, теперь прочитайте

только имена из него. Прочитайте имена из второго предложения.




Читают

Рома, Леля Рома, Леля




В 3 предложении есть имена? Чем можно заменить слово «они»?


Как вы думаете это рассказ? Почему?


Почему слова «мама», «Рома», «Лёля» написаны с большой буквы?


Давайте прочитаем следующее стихотворение. Предлагаю это сделать следующим образом, я читаю текст, а вы хором выделенные слова.


Теперь читать выделенное слово будет тот, до кого я дотронусь. Следите внимательно с указкой.

Обратите внимание на выделенные слова «мышка» и «мишка». Они чем-то отличаются? Верно, а что от этого гласного звука зависит? Что происходит со звуком, который даёт первая буква в этих словах?

Подготовьте синий и зеленый карандаш.

У вас на партах лежат листочки, на которых выписаны выделенные слова. Ваша задача обвести первые буквы слов, которые дают твердый звук –


Нет, можно заменить на имена Рома,Леля

Да, предложения связаны между собой по смыслу.

«Мама» - первое слово в предложении, «Рома», «Лёля» - имена






















Да, одним гласным


Первом слове [м] – твердый звук, во втором [м'] - мягкий

М: уметь

контролировать свою работу



синим цветом, мягкий звук-зеленым цветом

  1. Мышка- мишка

  2. Мал-мил-мыл

  3. Нос-нёс

  4. Люк-лук

  5. Рад-ряд


Проверьте по эталону на доске.

Возле каждой пары или тройки слов, ставьте + или

?. + если все правильно,? Если были ошибки

Кто не допустил ошибок? У кого была 1-2 ошибки? В чем?



Включе ние в

систему знаний, повторе ние

(7-8

мин)

Организует выполнение задания

Посмотрите ещё раз на стихотворение из учебника, только теперь оно у вас на листочках. Поищите со своим партнером по плечу (соседом по парте), в каких словах есть буква Л.


В каких словах буква Л даёт звук [л], а в каких [л’]. Обведите синим и зеленым карандашом.


Проведите в парах звуко-буквенный разбор слов: люк, лук, мал, мил. Раскрасьте в схеме квадратики нужными цветами (как фишки)








Работают с упражнением.


мальчик, мал, мил, мыл, открыли, люк, достали, лук,

Л: уметь работать в паре, устанавливая дружеские

взаимоотношения








П:работать по предложенному плану





Р: принимать и сохранять учебную

задачу.


Рефлекс ия

деятель- ности (4 мин)

1. Подводит итоги урока, организует самооценивание учащихся

  • Лисичке Лизавете пора возвращаться в лес.

  • Что изучали сегодня? Что понравилось? Что было самым трудным?

  • Лизавета обязательно придет к вам ещё в гости со своей буквой и своими интересными заданиями.

О каких звуках сегодня говорили? Как произносятся согласные звуки?

    • С какой буквой познакомились

    • Какой звук она обозначает?

    • Отчего зависит мягкость согласного и твёрдость?

    • Какой фишкой обозначим твердый согласный звук?

    • Перед какими гласными буква Л обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

    • Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук?

Закончите предложения:


1. Оценивают свою работу на уроке



Анализируют свою работу



о согласных с преградой Л,л

[л] [ л’]

от того какой гласный находится рядом, по соседству

(Синей)


- Твердый: А, О, У, Э, Ы.

Мягкий: Е, Ё, И, Ю, Я


(Зеленой.)

Л: уметь понимать причины

успеха/неуспеха

учебной деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!