Урок литературного чтения в 3 классе по программе Л. В. Занкова
Составила учитель начальных классов ОАНО ЦО «Знак» Морозова
Ирина Аркадьевна
Тема: К. Г. Паустовский «Прощание с летом».
Цели урока:
Создать условия для развития внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Способствовать формированию умений сравнивать переживания писателя, выраженного в произведении. Содействовать обучению создания рассказа по аналогии с прочитанным.
Планируемые результаты образования:
Предметные УУД: Осознанно воспринимают содержание текста. Оценивают его характер, настроение. Участвуют в диалоге при обсуждении произведения. Ориентируются в нравственном и эстетическом содержании прочитанного текста. Находят мотивы народного творчества в произведении. Уточняют представление об использовании олицетворений, сравнений, эпитетов, приёма контраста в прозаическом произведении. Личностные : привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: рассказывают об опыте общения с природой; привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.
Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Образовательные ресурсы: презентация «Жизнь и творчество К.Г. Паустовского».
Ход урока
1. Организационный момент.
– Прозвенел уже звонок
Начинать пора урок.
2. Постановка темы и целей урока.
На экране вы видите портрет К. Г. Паустовского и даты его жизни. Вглядитесь в него и запомните (слайды презентации №1, №2)
К.Г. Паустовский- известный русский писатель, который много написал произведений для детей. Рассмотрите обложки его книг. Назовите произведения. Быть может, среди них вам встретятся те, которые вы уже читали. (слайд №3)
– Выбрав подходящие слова и составив из них заголовок, вы узнаете название рассказа, с которым сегодня познакомимся. (слайд №4)
Встреча, прощание, летом, осенью, зимой, с
– Сформулируйте тему и цели урока, используя опорные слова: (слайд №5)
Познакомимся …
Будем учиться …
Будем воспитывать …
4. Работа с текстом до чтения.
– Что интересного в названии произведения?
– Можно ли предположить о чем пойдет речь в рассказе?
5. Первичное восприятие.
– Откройте учебник литературного чтения с.123
(Чтение рассказа подготовленными учениками.)
--Есть ли у вас другие варианты для заголовка этого отрывка из рассказа?
– Какую осень изобразил Паустовский?
– Где происходит действие рассказа? (в сельской местности)
– С каким настроением автор прощался с осенью?
(слайд №6) Физкультминутка.
Мы листики осенние.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
6. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.
Нам встретились слова, которые употребляются только в сельской местности. Их значение нам неизвестно. Кто запомнил эти слова?
(нешто, первопуток, ходики)
А вот какое объяснение дает словарь Ожегова (слайд №7)
Первопуток – перепутье. (Первый зимний путь по первому снегу.)
Нешто (нечто) – местоимение. Некий предмет, явление, что-то…(Нечто странное)
Ходики – небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями.
-Ответьте на вопросы:
– Кто помнит, как начинается рассказ?
--Как говорится в тексте о дожде, ветре, о саде и лесе?
-Чтение текста вслух, с попутными комментариями. (Возьмите карандаш, при чтении подчеркивайте непонятные слова) .
-Ребята, какие слова остались для вас непонятными?
Беседа по содержанию:
–Что увидел за окном автор и что же его так поразило?
- Какое время показывали ходики? Какое время суток наступило? Почему вы так думаете?
-На что похож снег, падающий с ёлки? Докажите словами текста.
-А земля на что была похожа? Докажите словами текста.
-Вспомните, какие слова сказал дед Митрий о снеге? (Умылась земля снеговой водой из серебряного корыта)
-Почему он так сказал?
-Прочитайте текст, отыщите в нем элементы олицетворения.
(умер дождь, .., день дремал, зима начала хозяйничать)
Подумайте, как по-вашему мнению, относится автор, к тому, что написал?
Творческое задание с.125 (Работа в группах)
Коротко напишите отзыв о прочитанном произведении. Что запомнилось? Что понравилось? Какие слова и выражения произвели на тебя впечатление?
7.Вывод
– Что Паустовский хотел сказать нам этой историей?
(Каждое время года по- своему прекрасно и удивительно. Надо научиться видеть прекрасное и необыкновенное в обычном явлении природы).
8. Итог урока.
– Ребята, кто открыл сегодня для себя что-то новое?
– Кому понравилось произведение?
– Кто помог нам глубже проникнуть в мир природы, увидеть ее красоту и гармонию?
Замечательный писатель-творец прекрасных слов об окружающем мире Константин Георгиевич Паустовский.
(слайд №8)
Когда-то Паустовский сказал прекрасные слова о другом человеке – композиторе Э. Григе (на доске портрет, слова):
“Спасибо! За Вашу щедрость, за то, что Вы открыли передо мной то
прекрасное, чем должен жить человек”.
– Можем ли мы адресовать эти слова самому Константину Георгиевичу? Давайте прочитаем их вместе вслух.
9. Рефлексия.
Какую задачу ставили на урок?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было…
Урок заставил меня задуматься о…
10. Домашнее задание: с.125 написать отзыв, с 126-127 прочитать