СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. По теме: К. Г. Паустовский «Прощание с летом».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения  в 3 классе по программе  Л. В. Занкова

Составила учитель начальных классов ОАНО ЦО «Знак» Морозова  

                                                                                          Ирина Аркадьевна       

Тема: К. Г. Паустовский «Прощание с летом».

Цели урока:

Создать условия для развития внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Способствовать формированию умений сравнивать переживания писателя, выраженного в произведении.  Содействовать обучению создания рассказа по аналогии с  прочитанным.

Планируемые результаты образования:

Предметные УУД: Осознанно воспринимают содержание текста. Оценивают его характер, настроение.  Участвуют в диалоге при обсуждении произведения.  Ориентируются в нравственном и эстетическом содержании прочитанного текста. Находят  мотивы народного творчества в произведении. Уточняют представление об использовании олицетворений, сравнений, эпитетов, приёма контраста в прозаическом произведении.                            Личностные :  привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: рассказывают об опыте общения с природой; привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Образовательные ресурсы: презентация «Жизнь и творчество К.Г. Паустовского».

Ход урока

1. Организационный момент.

– Прозвенел уже звонок

   Начинать пора урок.

 2. Постановка темы и целей урока.

На экране вы видите портрет К. Г. Паустовского и даты его жизни. Вглядитесь в него и запомните (слайды презентации  №1, №2)

К.Г. Паустовский-  известный русский писатель, который  много написал произведений  для детей. Рассмотрите обложки его книг. Назовите произведения. Быть может, среди них вам встретятся те, которые вы уже читали.  (слайд  №3)

– Выбрав подходящие слова и составив из них заголовок, вы узнаете название рассказа, с  которым сегодня познакомимся.  (слайд №4)

Встреча, прощание, летом, осенью, зимой, с

– Сформулируйте  тему и цели урока, используя опорные слова: (слайд №5)

Познакомимся … Будем учиться … Будем воспитывать …

4. Работа с текстом до чтения.

– Что интересного в названии произведения?

– Можно ли предположить о чем пойдет речь в рассказе?

5. Первичное восприятие.

– Откройте учебник  литературного чтения  с.123

(Чтение рассказа подготовленными учениками.)

--Есть ли у вас другие варианты для заголовка этого отрывка из рассказа?

– Какую осень изобразил  Паустовский?

– Где происходит действие рассказа? (в сельской местности)

– С каким настроением автор прощался с осенью?

(слайд №6)    Физкультминутка.

Мы листики осенние. На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И  на землю тихо сели. Ветер снова набежал И  листочки все поднял. Закружились, полетели И  на землю тихо сели.

 

6. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.

Нам встретились слова, которые употребляются только в сельской местности. Их значение нам неизвестно. Кто запомнил эти слова?

                             (нешто, первопуток, ходики)

А вот какое объяснение дает словарь Ожегова (слайд №7)

Первопуток – перепутье.  (Первый зимний путь по первому снегу.)

Нешто (нечто) – местоимение. Некий предмет, явление, что-то…(Нечто странное)

Ходики – небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями.

-Ответьте на вопросы:

– Кто помнит, как начинается рассказ?

--Как говорится в тексте о дожде, ветре, о саде и лесе?

-Чтение текста вслух, с попутными комментариями.  (Возьмите карандаш, при чтении   подчеркивайте  непонятные слова) .

-Ребята, какие слова  остались для вас непонятными?

Беседа по содержанию:

–Что увидел за окном автор и что же его так поразило?

- Какое время показывали ходики?  Какое время суток наступило?  Почему вы так думаете?

-На что похож снег, падающий с ёлки? Докажите словами текста.

-А земля на что была похожа? Докажите словами текста.

-Вспомните,  какие слова сказал дед  Митрий  о снеге?  (Умылась земля снеговой водой из серебряного корыта)

-Почему он так сказал?

-Прочитайте текст, отыщите в нем элементы олицетворения.

 (умер дождь, ..,  день дремал,  зима начала хозяйничать)

Подумайте, как  по-вашему мнению, относится автор, к тому, что написал?

Творческое  задание с.125  (Работа в группах)

Коротко напишите отзыв о прочитанном произведении. Что запомнилось? Что понравилось? Какие слова и выражения произвели на тебя впечатление?

7.Вывод

– Что Паустовский хотел сказать нам этой историей?  

(Каждое  время  года  по-  своему прекрасно и удивительно.  Надо  научиться  видеть прекрасное и необыкновенное в обычном явлении природы).

 

8. Итог урока.

– Ребята, кто открыл сегодня для себя что-то новое?

– Кому понравилось произведение?

– Кто помог нам глубже проникнуть в мир природы, увидеть ее красоту и гармонию?

Замечательный писатель-творец прекрасных слов об окружающем мире Константин Георгиевич Паустовский.

(слайд №8)

Когда-то Паустовский сказал прекрасные слова о другом человеке – композиторе Э. Григе (на доске портрет, слова):

“Спасибо! За Вашу щедрость, за то, что Вы открыли передо мной  то

прекрасное, чем должен жить человек”.

– Можем ли мы адресовать эти слова самому Константину Георгиевичу? Давайте прочитаем их вместе вслух.

9. Рефлексия.

Какую задачу ставили на урок?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Выберите и дополните одно из предложений:

Мне на уроке было…

Урок заставил меня задуматься о…

10. Домашнее задание:  с.125  написать отзыв, с 126-127 прочитать

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!