СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Классификация химических реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по химии 10 класс на тему "Классификация химических реакций"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Классификация химических реакций"»

Тема урока: Классификация химических реакций

Цель урока: изучить классификацию химических реакций, научить определять типы химических реакций и характеризовать химические реакции на основе их классификации

Задачи урока:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, научиться определять типы химических реакций

  • Развивающие: совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

  • Воспитательные: доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости.

Тип урока: обобщение и коррекция знаний учащихся

План урока:

Организационный момент. (1 мин)

Актуализация знаний: (7 мин)

Проверка знаний фактического материала фронтальный опрос (5 мин)

Изучение нового материала (21 мин)

Закрепление (5 мин)

Домашнее задание. (1 мин)

Итог урока. Рефлексия. (5 мин)


Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин)

II. Актуализация знаний учащихся, сообщение темы, цели урока. (7 мин)

Природа, по-видимому, любит превращения.

И. Ньютон

Учитель: Здравствуйте! Вы изучаете химию уже четвёртый год, и надеюсь, убеждаетесь в том, что химия – удивительная наука! Скажите мне, пожалуйста, что изучает химия?

Ответ: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения.

Учитель: Одна из задач химии использовать эти процессы для получения соединений с новыми полезными свойствами, а так же для получения разных видов энергии. В организме человека и в окружающем нас мире протекает огромное число реакций, без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать их типы. Сегодня мы и рассмотрим классификацию химических реакций. Итак, запишите тему урока: “Классификация химических реакций”. (Слайд 1)

Какие цели, вы поставите перед собой, исходя из темы? (Слайд 2)

Выступление учащихся с творческими проектами: «Химические реакции на кухне» (Литвинова А.) 4мин

III. Проверка знаний учащимися фактического материала. (Беседа) (5 мин)

  1. Что называется явлением? (Явление – это то, в чём проявляется развитие, изменение чего– либо).

  2. К каким явлениям относятся данные превращения? (Слайд 3) (Физическим)

  3. В чём разница между физическими и химическими явлениями? (В результате химических реакций происходит образование новых веществ)

  4. Будут ли данные реакции химическими? (Слайд 4) (Нет, т.к. происходит изменение ядер атомов)

  5. Назовите химические процессы: (Слайд 5) (1,2,3,4)

  6. По каким признакам можно судить о протекании именно химических реакций? (Слайд 6) (Изменение, цвета, выделение тепла и света, изменение запаха, выделение газа, образование или растворение осадка)

IV. Изучение нового материала. (21 мин)

Учитель

– В чем сущность протекания химического процесса? (Слайд 7)

(Разрыв химических связей в реагентах. (E затрачивается)

Возникновение новых связей в продуктах реакции. (E выделяется)

Получение готового продукта, возможность выделить его из общей массы веществ и дальнейшее использование. При этом общее число атомов каждого элемента остаётся постоянным, следовательно, и масса веществ в результате Х. Р. не изменяется)

– Кем и когда была установлена эта закономерность? (слайд 9)

(В 1748 году сформулирован закон сохранения массы веществ)

– Какой ещё закон лежит в основе химических реакций?

(Закон сохранения энергии: энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а только переходит из одной формы в другую)

Учитель: Откройте учебники на стр. 63-65. Какую вам предлагают информацию? Изучите таблицу «Классификации химических реакций». Самостоятельную работу с текстом учебника. Составьте постеры, разделившись на 3 команды, каждой команде по 2 типа химических реакций. Критерии: время – 5 минут; указать тип, условия протекания, примеры. Выступление: 1 учащийся выступает, команда отвечает на вопросы: 3 минуты (2-выступ, 1-вопр)

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

Соединение;

Разложение;

Замещение;

Обмен.

По тепловому эффекту

Экзотермические (+ Q).

Эндотермические (-Q).

По признаку обратимости

Обратимые реакции – протекают одновременно в двух противоположных направлениях

Необратимые реакции – протекают только в одном направлении

По агрегатному состоянию веществ

Гетерогенные реакции – протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т-г, т-ж, ж-г, т-т).

Гомогенные реакции – протекают между веществами в однородной.

По наличию катализатора

Каталитические.

Некаталитические

По изменению степеней окисления химических элементов

Окислительно-восстановительные.

Не окислительно-восстановительные. (С. О. – const)

Выступление учащихся с творческими проектами: «Значение химических реакций» (Кобцева Р.) 4 мин

V. Закрепление

Тест по теме «Классификация химических реакций» (5мин)

Вариант 1

Часть А. Выберите правильный ответ из предложенных.

А 1. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится:

1) горение 2) кипение 3) плавление 4) возгонка

А 2. Какому типу реакции соответствует уравнение:

Zn(OH)2 +H2 SO4 = Zn SO4 + 2 H2 O

oбмена 2) соединение 3) разложение 4) замещение

А 3. Окислительно – восстановительной не является реакция

2Na + Cl2 = 2NaCl 2) 2NaCl + H2 SO4 = Na2 SO4 + 2HCl↑

3) Zn +2HCl= Zn Cl2 + H2 

Часть B. Установите соответствие между УХР и типом реакции, к которой она относится.

А) 2 H2 O= 2H2 + O2  1. соединение

Б) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4  2. обмен

В) 4P + 5O2 = 2P2 O5  3. разложение

Г) Zn(OH)2 + H2 SO4 = 2H2O + Zn SO4  4. замещение

Тест по теме «Классификация химических реакций»

Вариант2

Часть А Выберите правильный ответ из предложенных.

А 1. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится:

1) замерзание 2) гниение 3) кристаллизация 4) плавление

А 2. Какому типу реакции соответствует уравнение:

Zn(OH)2 = Zn O+ 2 H2 O

oбмена 2) соединение 3) разложение 4) замещение

А 3. Окислительно – восстановительной является реакция

2Na + Cl2 = 2NaCl 2) 2NaCl + H2 SO4 = Na2 SO4 + 2HCl↑

3) Zn O+2HCl= Zn Cl2 + H2 O

Часть B. Установите соответствие между УХР и типом реакции, к которой она относится.

А) 2 H2 O= 2H2 + O2  1. разложение

Б) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4  2. обмен

В) 4Al + 3O2 = 2Al2 O3  3. соединение

Г) Zn(OH)2 + H2 SO4 = 2H2O + Zn SO4  4. замещение

Ключи:

Вариант 1, часть А: 1-1, 2-1, 3-2; часть В: 3412.

Вариант 2, часть А: 1-2, 2-3, 3-1; часть В: 1432.

VI. Домашнее задание: .

VI. Итог урока.

Учитель. Повторим цель урока. Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки).

Учитель: Постараемся из всего вышеизложенного сформулировать соответствующий вывод. Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Рефлексия. Самооценка деятельности.

Закончите предложения:

- Сегодня на уроке я ...

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я выполнял задания…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Меня удивило…

Выставление отметок учащимся за урок.

Урок окончен, всем спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!