СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: " Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике, воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: " Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ТЕМЕ:

« Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь».


ЦЕЛИ: обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике, воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.

ОБОРУДОВАНИЕ: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, карточки с заданиями.

НА ДОСКЕ записаны высказывания:

  1. « Первое и главное в жизни – труд для других» ( Д.И. Менделеев)

  2. « Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает» ( Д.И. Менделеев)

  3. « Один хороший химик стоит больше 20 поэтов» ( Базаров. « Отцы и дети» И. Тургенев)

ХОД УРОКА:

Каждая группа ( три) садится за отдельный стол. На доске прикреплены номера групп. После каждого задания на доске отмечаются результаты с помощью разноцветных знаков ( красный – 5, жёлтый – 4, серый – 3, чёрный – с заданием не справились).

Учитель: Ребята, вы готовы к работе? Тогда начнём наш урок.

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадочной стране « Химия». Много у неё тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Сейчас мы проверим, что мы знаем о создателе этой страны.


  1. РАЗМИНКА

  1. Кем и когда был открыт периодический закон?

- 17 февраля 1869 г., Д.И. Менделеевым

  1. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?

- 8 февраля 1834 г. в г. Тобольске. Отец – директор гимназии, мать – после смерти отца управляла стекольным заводом.

  1. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Почему ему это не удалось?

- учился в педагогическим институте, хотел стать медиком, но не выдержал присутствия в анатомическом театре.

  1. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менделеев?

- В 1855 г. с золотой медалью окончил педагогический институт

  1. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скончался?

- 2 февраля 1907 года в результате воспаления лёгких.

  1. Как читается периодический закон по Д.И. Менделееву?

- Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.

  1. Современная формулировка периодического закона.

- Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра атомов этих элементов.

  1. Верно ли я даю определения?

А) Номер периода показывает количество электронов на последнем слое

Б) Номер группы показывает количество электронных слоёв

В) В главной подгруппе находятся элементы и больших и малых периодов.

Г) Порядковый номер это относительная атомная масса.

  1. Какие подтверждения периодического закона, известные ещё при жизни Д.И. Менделеева, вы знаете?

- Д.И. Менделеев описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их « экакремний», « экабор», « экаалюминий».

  1. У Д.И. Менделеева было необычное хобби. Какое?

- Он мастерил чемоданы


  1. РАССКАЖИ МНЕ О СЕБЕ

Группы тянут карточки с заданиями.

А) Дать характеристику элементу № 11

Б) Дать характеристику элементу № 16

В) Дать характеристику элементу № 17.


Пока группы коллективно выполняют данное задание, от каждой группы вызывается по одному человеку и они выполняют у доски индивидуальное задание ( Найди ошибку)


  1. НАЙДИ ОШИБКУ

В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно ( у всех одно задание)

А) 3 СО + Fe2O3 = 2 Fe + 3CO2

Б) 5 HCl + HClO = 5 Cl2 + 3 H2O

В) 4 NH3 + O2 = 4 NO + H2O

Г) NH3 + O2 = 4 N2 + H2O

( Неверно Б, В, Г)


  1. КТО БЫСТРЕЕ?

На доске прикреплены листы с половинками формул – допиши.

Na….., Al2…, Na2…., ….SO4, ….(SO3)3, Ca3…, Na3…, … ( PO4)2


  1. МОИ СОСЕДИ

Указать знаком ослабление металлических свойств в следующих пятёрках элементов. Объяснить, на каком основании расставлены знаки.

Be Mg B

Na Mg Al K Ca Sc Mg Al Si

Ca Sr Ga


  1. СОСТАВЬТЕ КОД

Программированное задание.

  1. В чём физический смысл номера периода?

А) Показывает количество электронов на внешнем электронном уровне.

Б) Показывает количество электронных уровней.

В) Соответствует валентности элемента.

  1. В побочные подгруппы периодической системы входят?

А) Химические элементы малых периодов.

Б) Химические элементы больших периодов.

В) Химические элементы и больших и малых периодов.

  1. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?

А) Число электронов на наружном слое.

Б) Атомный радиус.

В) Электроотрицательность.

  1. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не изменяется в периоде?

А) Число электронных слоёв в атоме.

Б) Число электронов в наружном электронном слое.

В) Атомные радиусы.

  1. Побочные подгруппы составляют

А) Только металлы.

Б) Только неметаллы.

В) Металлы и неметаллы.

  1. Какое из следующих веществ имеет в твёрдом состоянии атомную кристаллическую решётку?

А) Кислород.

Б) Вода.

В) Йод.

Г) Алмаз

( Ответ: 1-Б, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5-А, 6-Г)


  1. ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?

Какие химические элементы названы в честь:

- учёных,

- городов,

- стран и континентов.


  1. РЕШИ РЕБУС.

( Любой ребус, где надо разгадать название элемента)


  1. ХИМИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

( Приложение 1)

Правильный путь: 1 2 7 8 4 9 14 18 23 19 20



  1. СКАЗКА ( запишите цепочку превращений)

В нашем государстве « Химия» жили-были добрый молодец из рода « Металликус», да красна девица из рода « Неметалликус». Повстречались они как-то в парке. Понравились друг другу и заладилось дело у них к свадебке. А дело то не так обернулось. Аккурат на масленицу, как собралась молодёжь на праздник. Как водится хоровод с песнями водили, блины пекли, через костры прыгали. Вот подошла очередь прыгать невесте наречённой. Но только вознеслась она над костром, как вспыхнула синим пламенем и поднялась к небу облачком белым. Растерялись все, онемели. Бросился в безумном порыве за невестой своей жених молодой. И сгорел в огне, осталась от него лишь горсть землицы белой. Заголосил, заплакал честной народ видя такое горе, слёзы рекой потекли. Да и природа-матушка залилась дождём. И растаяло облако белое в проливном дожде, а землица белая воскипела жаром небывалым и слились они воедино. А как окончился дождь, то увидели все, что не бесследно пропали молодые: появилось дитя от их союза – славный сульфит кальция.


S SO2 H2SO3

CaSO3

Ca CaO Ca(OH)2


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ




















Приложение 1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!