СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Путешествие в страну Программирования"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по ФГОС. Данный урок можно проводить сразу после прохождения темы "Общие сведения о языке программирования Pascal"

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №1 им. героя России Горшкова Д.Е.»





















Конспект открытого урока по информатике

на тему «Урок-викторина «Путешествие в страну Программирования»»











Учитель информатики:

Тарасова Валентина Михайловна





Тула, 2017



Цель урока:  представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме: “Алгоритмы. Общие сведения о языке Паскаль».

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепление пройденного материала, повторение основных понятий, решение линейных задач в программе Pascal;

  • Развивающиеразвитие логического мышления, способности рассуждать, убеждать, логически доказывать;

Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности; формирование культуры общения “учитель” – “ученик”, “ученик” – ученик”.

Планируемые образовательные результаты

  1. Личностные – способность быстро отвечать на поставленные вопросы; умение ориентироваться в проблемной ситуации.

  2. Метапредметные – владение знаково-символическими действиями.

  3. Предметные – представление об алгоритмах и о программе Pascal.

Решаемые учебные задачи:

- закрепить основные понятия при помощи викторины; 
- обобщить решение линейных задач в программе Pascal;
- закрепить решение линейных задач легкой сложности.


Тип урока: урок-викторина.

Вид урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный (фронтальная беседа), наглядный, практический, игровой.

Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедиа проектор, экран, ПК учащихся.

Этапы урока:

  1. Организационный этап – 5 мин.

  2. Викторина – 20 мин

  3. Практическая работа – 10 мин

  4. Подведение итогов урока, выставление отметок, рефлексия – 3 мин.

  5. Домашнее задание –2 мин.



Ход урока



Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент 5 мин

Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся.

Дети разделяются на 2 команды и выбирают капитана.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации


2

Викторина 20 мин

- Ребята, наш с вами сегодняшний урок будет необычный. Необычный он, потому что в нем будет присутствовать смена вашей деятельности. Начнем с игровой деятельности, а закончим практической.

Итак, давайте посмотрим, какова тема нашего с вами урока?

Наш урок будет проходить в два этапа:

1 этап. Викторина

2 этап. Решение задачи на компьютере в программе Pascal.

Итак, начнем?

Наша с вами викторина разделена на 3 станции:

Станция 1 «Дальше, дальше…»

Станция 2 «Ребусная»

Станция 3 «Отвечай-ка»

Начнем со станции 1. Эта станция так сказать «на разогрев», она юморная. Ваша задача будет состоять в том, чтобы отгадать пословицу. Я пословицы перефразировала на компьютерный сленг, а вам нужно узнать, какая же на самом деле там пословица, но ваше время ограничено, на ответ 5 сек. Если вы не даете ответ, то вопрос переходит к другой команде. За правильный ответ команда получает один жетон. Все понятно?

Прошу капитанов подойти на жеребьевку.

Вопросы для Команды 1.

  1. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Ответ: дареному коню в зубы не смотрят.

  1. По ноутбуку встречают, по уму провожают.

Ответ: по одежке встречают, по уму провожают.

3. Компьютер памятью не испортишь.

Ответ: кашу маслом не испортишь.

4. Утопающий за «F1» хватается

Ответ: утопающий за соломинку хватается.

5. Мал микропроцессор, да дорог

Ответ: мал золотник, да дорог.

  1. Семь бед - один «End».

Ответ: семь бед – один ответ.

  1. Бит байт бережет.

Ответ: копейка рубль бережет.

Вопросы для команды 2.

  1. Семь раз подумай, один раз удали.

Ответ: семь раз отмерь, один раз отрежь.

  1. Наудалял с три Корзины.

Ответ: наврал с три короба.

  1. Не всё WINDOWS, что висит.

Ответ: не все золото, что блестит.

  1. В здоровом компьютере – здоровый процессор.

Ответ: в здоровом теле – здоровый дух.

  1. Мышь и клавиатура все перетрут.

Ответ: терпение и труд все перетрут.

  1. У компьютера ярлыки велики.

Ответ: у страха глаза велики.

  1. Ноутбук в портфеле не утаишь.

Ответ: шило в мешке не утаишь.

Молодцы! С этой станцией все справились на отлично. Переходим ко второй станции. Эта станция «Ребусная». У вас на столе лежат листочки, в них 2 ребуса. У каждой команды ребусы разные. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее своих соперников, разгадать 2 ребуса. Ответы писать в листочках под самим ребусом. Время ограничено, всего 30 сек. Как только часы перестанут тикать, я начну спрашивать ответы. Ответы на ребусы оглашают капитаны каждой команды. За правильный ответ, команда получает 1 жетон.

Ребусы для команды 1.


Ответ: Паскаль

Ответ: оператор

Ребусы для команды 2.

ТМ

Ответ: алгоритм


Ответ: блок-схема

Какие же вы молодцы! Ну что, переходим на последнюю станцию?

Станция называется «Отвечай-ка». На этой станции, каждой команде предоставляется выбор раздела, по которому будут задаваться вопросы. Всего у нас 3 раздела:

  1. Служебные слова в Pascal.

  2. Основные функции

  3. Виды алгоритма.

Кто будет выбирать раздел и отвечать на вопрос 1 решит жеребьевка. Вопросы будут задаваться каждой команде по очереди. Но, если команда не отвечает на поставленный вопрос или ответ был неверный, то вторая команда имеет шанс ответить на этот вопрос и получить жетон. Время на ответ ограничено, 5 сек на каждый ответ.

Вопросы 3 станции:

  1. Каким служебным словом заканчивается программа на языке Паскаль?

Ответ: End.

  1. Каким служебным словом начинается программа на языке Паскаль?

Ответ: Program.

  1. После какого служебного слова точка с запятой не ставится?

Ответ: Begin

  1. При помощи какой функции можно

записать квадрат числа в программе Паскаль?

Ответ: sqr.

  1. Чему будет равно следующее выражение:

26 mod 6=?

Ответ: 2.

6. Укажите, в каком варианте следующее выражение записано верно:






Ответ: 2 (y:=(sqrt(x))/(2+sqr(z)))

7. Блок-схема какого вида алгоритма изображена на картинке?


Ответ: циклического.

  1. Если предложение «Любишь кататься, люби и саночки возить» представить в виде алгоритма, то это будет:

Ответ: алгоритм с ветвлением.

  1. В какой фигуре записывается блок выполнения действий?

Ответ: квадрат.

Итак, наша с вами викторина подошла к концу. Прошу капитанов подсчитать количество жетонов.

Чья команда наберет больше всего жетонов, та и получит оценки «5», другая команда получит «4», если число жетонов будет меньше, чем у другой команды.




Рассматривают слайд презентации на доске и отвечают на вопрос учителя.
























Капитаны подходят к учителю и путем жеребьевки решается, какая команда отвечает первой.




Дети отвечают на вопросы станции 1

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из сказанного учителем

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность

обучения

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие диалогической речи


3

Практическая работа 10 мин

Переходим к практической работе. Рассаживаемся по парам за компьютеры. Цель нашей практической работы: закрепить умение решать линейные задачи в среде программирования Pascal.

Итак, у вас на листочках написано задание, прочитаем его.

Задание 1. Составить программу в среде Pascal для следующего выражения:

y=

Задание 2. Составить программу в среде Pascal для следующего выражения:

На эту работу у вас 10 минут.










Рассаживаются за компьютеры и решают задачи в Pascal













Познавательные УУД: умение работать в программе Pascal

7

Запись домашнего задания.

2 мин

Домой у вас будет 2 номера.

№1. Составить программу на языке Pascal для следующих выражений:

а) d=

б) +3x

№2. Решить выражения:

35 mod 6 div 2=

128 div 4 mod 8=

(164 mod 4) mod 5=

Работа с дневниками

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения


8

Итоги урока, рефлексия

3 мин

Итак, давайте подведем итог нашего с вами урока.

Дети заполняют табличку с вопросами по уроку и комментируют свои записи.

Подведи итог своей работы

На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Не устал/устал

Мое настроение

Стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/ не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким/трудным

Интересным/неинтересным


Работа с дневниками, выставление оценок за урок

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения







Просмотр содержимого документа
«лист ученика (цы)»



Лист ученика

№1. Отгадайте ребусы быстрее своих соперников.

А)

Ответ:


Б)

Ответ:


Задания к практической работе


1. Составить программу в среде Pascal для следующего выражения:

y=

2. . Составить программу в среде Pascal для следующего выражения:

Домашнее задание

№1. Составить программу на языке Pascal для следующих выражений:

а) d=

б) +3x

№2. Решить выражения:

35 mod 6 div 2=

128 div 4 mod 8=

(164 mod 4) mod 5=

Команда 2

Лист ученика

№1. Отгадайте ребусы быстрее своих соперников.

ТМ

Ответ:

Ответ:

Задания к практической работе


1. Составить программу в среде Pascal для следующего выражения:

y=

2. . Составить программу в среде Pascal для следующего выражения:

Домашнее задание

№1. Составить программу на языке Pascal для следующих выражений:

а) d=

б) +3x

№2. Решить выражения:

35 mod 6 div 2=

128 div 4 mod 8=

(164 mod 4) mod 5=


Просмотр содержимого документа
«Подведи итог своей работы (рефлексия)»



Подведи итог своей работы

На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Не устал/устал

Мое настроение

Стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/ не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким/трудным

Интересным/неинтересным


Подведи итог своей работы

На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Не устал/устал

Мое настроение

Стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/ не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким/трудным

Интересным/неинтересным



Подведи итог своей работы

На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Коротким/длинным

За урок я

Не устал/устал

Мое настроение

Стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/ не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким/трудным

Интересным/неинтересным



Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»

Самоанализ урока по информатике

проведенного в 6 Ж классе МБОУ «ЦО №1» Тарасовой В.М.


Тема: «Урок-викторина «Путешествие в страну Программирования»

Продолжительность урока: 40минут

Цель урока: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме: “Алгоритмы. Общие сведения о языке Паскаль».

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепление пройденного материала, повторение основных понятий, решение линейных задач в программе Pascal;

  • Развивающиеразвитие логического мышления, способности рассуждать, убеждать, логически доказывать;

Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности; формирование культуры общения “учитель” – “ученик”, “ученик” – ученик”.

Планируемые образовательные результаты

  1. Личностные – способность быстро отвечать на поставленные вопросы; умение ориентироваться в проблемной ситуации.

  2. Метапредметные – владение знаково-символическими действиями.

  3. Предметные – представление об алгоритмах и о программе Pascal.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивное оборудование SMART, презентация (PowerPoint).

Количество уроков в неделю – 1 час, в год – 34 часа. Использую программу и рабочие тетради Л. Босовой. Тематический план составлен с учетом аппаратного и программного обеспечения, которым располагает на данный момент школа. Соблюдается протяженность времени, которое учащиеся могут проводить за монитором – до 20 минут урока, а также проведение физкультминутки для снятия усталости.


Характеристика класса:

В 6А классе обучаются 17 человек. Из них 10 юношей и 7 девушек. Ученики неконфликтные, класс дружный, но иногда дети бывают шумными. К информатике проявляют большой интерес и тягу, на уроке всегда активные. По информатике почти все успевают на «5», за исключением некоторых учащихся. В целом по уровню своего развития и подготовленности – этот класс с высоким уровнем обучаемости, в котором я преподаю информатику первый год.

Тип урока: урок-викторина. Урок опирается на уже имеющиеся знания и навыки. Практическая работа – решение линейных задач в программе Pascal, позволяет закрепить умения решать линейные задачи на программирование.

Данный урок проходит в рамках учебного курса «Информатика» в шестых классах общеобразовательных школ при изучении темы «Программирование линейных алгоритмов».



В структуре проведенного урока выделяются следующие этапы:

1 этап. Организационный.

На данном этапе учащиеся готовились к уроку, эмоционально настраивались на урок, слушали учителя. Разбивались на две команды и выбирали капитана.

2 этап. Викторина.

На данном этапе урока организована игровая деятельность учащихся по повторению изученной темы. Учащиеся активно принимали участие в викторине. Велся фронтальный опрос. Учащиеся советовались друг с другом, работали в группах. Викторина состояла из 3-х станций. Каждая станция подразумевала под собой вопросы, связанные с пройденной темой. Каждая команда справилась с поставленными вопросами.

  1. Этап. Практическая часть.

Переход к практической части дает возможность смены деятельности и подъему активности и внимательности учащихся. Так как ученики уже работали на своих местах за ПК, то повторение правил поведения в кабинете информатики прошло фронтально. Во время проведения практической работы учащимся предлагалось самостоятельно решить линейные задачи в программе Pascal. После выполнения было предложено сверить правильность выполнения работы и произвести самооценку

4 этап. Закрепление и контроль новых знаний. Рефлективная деятельность.

В ходе закрепления изученного материала все учащиеся справились с заданиями и самопроверкой работы. На данном этапе выполнено соотношение полученного результата с поставленными целями. С этой целью учащимся было предложено напомнить основные моменты, рассмотренные на уроке.

Учащимися проведен самоанализ и самооценка собственной деятельности в рамках отработанных на уроке вопросов.

5 этап. Домашнее задание

На данном этапе детям было озвучено домашнее задание.

Из листочков №1, 2. Задания опять же на закрепление линейных задач и на основные функции в программе Pascal.

Методы и формы обучения на уроке учитывают специфику предмета информатики. Самостоятельная практическая работа, самооценка, контроль.

В начале урока детям легко дается концентрация внимания, поэтому актуально обозначить проблему и дать возможность самим её решить; далее проводится повторение пройденного материала в форме игры, что позволяет ученикам активно участвовать в образовательном процессе затем, когда внимание детей начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности – практическая работа, в которой требуется и внимание и знания, полученные ранее. Перегрузок нет, так как постоянно идет смена учебной деятельности.

На уроке частично применяется метод проекта, учащиеся под руководством учителя рассуждали, анализировали, обобщали, решали линеынйе задачи. На уроке преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Учебная работа на уроке была разнообразна: групповая работа, опрос, работа с раздаточным материалом, работа с ПК.

Содержание и задания для проведения урока были представлены на протяжении всего занятия в форме интерактивной презентации.

Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением. В ходе урока осуществлялся контроль за ходом выполнения заданий, оказание помощи отстающим, ответы на возникшие вопросы. Контроль сопровождался корректировкой и направлением деятельности учащихся. Во время урока обучающиеся были мотивированы, активны, проявляли интерес. В классе сохранялась рабочая, дружественная атмосфера сотрудничества.

Дифференцированный подход необходим только в практической работе, так как в классе присутствуют дети, не имеющие практику работы за компьютером.

Контроль усвоения знаний был организован через викторину. Практические работы были оценены самими учащимися, а также учителем и прокомментированы.

Для успешного достижения поставленных целей были разработаны и использованы следующие дидактические материалы:

  • презентация хода урока в соответствии с этапами;

  • в качестве технических средств обучения использованы персональные компьютеры учеников, персональный компьютер учителя, видеопроектор.

В структуре урока содержание и использованные методики проведения каждого этапа определялось поставленными целями. Наиболее сложным и насыщенным по качеству и содержанию стал - Практическая часть. На каждом из этапов урока было организовано взаимодействие ученик-ученик (работа в группах), ученик-учитель (индивидуальная работа), класс-учитель (фронтальная работа). Поддерживать внимание учащихся позволило чередование заданий, имеющих частично-поисковый, творческий подход, разумное включение использованных форм учебной деятельности, а также стремление обучающихся учиться на уроке самостоятельно.

Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.

Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Тема урока «Закрепление знаний по теме: Алгоритмы. Общие сведения о языке Паскаль»»

Тема урока

«Закрепление знаний по теме: Алгоритмы. Общие сведения о языке Паскаль»»

Викторина  «Путешествие в страну Программирования»

Викторина «Путешествие в страну Программирования»

Станция «Дальше, дальше…» Станция «Ребусная» Станция «Отвечай-ка»

Станция «Дальше, дальше…»

Станция «Ребусная»

Станция «Отвечай-ка»

1 3 2 Команда 1 4 6 5 7

1

3

2

Команда 1

4

6

5

7

Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.

По ноутбуку встречают, по уму провожают.

По ноутбуку встречают, по уму провожают.

Компьютер памятью не испортишь.

Компьютер памятью не испортишь.

Утопающий за «F1» хватается.

Утопающий за «F1» хватается.

Мал микропроцессор, да дорог.

Мал микропроцессор, да дорог.

Семь бед – один «End».

Семь бед – один «End».

Бит байт бережёт.

Бит байт бережёт.

1 3 2 Команда 2 5 6 4 7

1

3

2

Команда 2

5

6

4

7

Семь раз подумай, один раз удали.

Семь раз подумай, один раз удали.

Наудалял с три Корзины.

Наудалял с три Корзины.

Не всё WINDOWS, что висит.

Не всё WINDOWS, что висит.

В здоровом компьютере – здоровый процессор.

В здоровом компьютере – здоровый процессор.

Мышь и клавиатура все перетрут.

Мышь и клавиатура все перетрут.

У компьютера ярлыки велики.

У компьютера ярлыки велики.

Ноутбук в портфеле не утаишь.

Ноутбук в портфеле не утаишь.

Ребус 1 Команда 1 Ребус 2

Ребус 1

Команда 1

Ребус 2

Ответ Паскаль

Ответ

Паскаль

Оператор Ответ

Оператор

Ответ

Ребус 1 Команда 2 Ребус 2

Ребус 1

Команда 2

Ребус 2

Т М Алгоритм Ответ

Т

М

Алгоритм

Ответ

Ответ Блок-схема

Ответ

Блок-схема

1 2 3 Служебные слова Станция «»Отвечай-ка 6 4 5 Основные функции 7 8 9 Виды алгоритма

1

2

3

Служебные слова

Станция «»Отвечай-ка

6

4

5

Основные функции

7

8

9

Виды алгоритма

Каким служебным словом заканчивается программа на языке Паскаль? 3 End.

Каким служебным словом заканчивается программа на языке Паскаль?

3

End.

Каким служебным словом начинается программа на языке Паскаль? 1 Program

Каким служебным словом начинается программа на языке Паскаль?

1

Program

После какого служебного слова точка с запятой не ставится? 2 Begin

После какого служебного слова точка с запятой не ставится?

2

Begin

При помощи какой функции можно записать квадрат числа  в программе Паскаль? 1 Sqr

При помощи какой

функции можно

записать квадрат числа

в программе Паскаль?

1

Sqr

Чему будет равно следующее выражение: 26 mod 6=? 3 2

Чему будет равно следующее выражение:

26 mod 6=?

3

2

Укажите, в каком варианте следующее выражение записано верно: 2 1. y=(sqr(x))/(2+z*z) 3. y:=sqrt(x)/2+sqrt(x) 2. y:=(sqrt(x))/(2+sqr(z))

Укажите, в каком варианте следующее выражение записано верно:

2

1. y=(sqr(x))/(2+z*z)

3. y:=sqrt(x)/2+sqrt(x)

2. y:=(sqrt(x))/(2+sqr(z))

Блок-схема какого вида алгоритма изображена на картинке? 1 Циклического

Блок-схема какого вида алгоритма изображена на картинке?

1

Циклического

Если предложение « Любишь кататься, люби и саночки возить» представить в виде алгоритма, то это будет: Алгоритм с ветвлением Линейный алгоритм Алгоритм с повторением 1

Если предложение « Любишь кататься, люби и саночки возить» представить в виде алгоритма, то это будет:

Алгоритм

с ветвлением

Линейный алгоритм

Алгоритм с повторением

1

В какой фигуре записывается блок выполнения действий? 3

В какой фигуре записывается блок выполнения действий?

3

Практическая работа Цель работы: закрепить умение решать линейные задачи в программе Pascal.

Практическая работа

Цель работы: закрепить умение решать линейные задачи в программе Pascal.

Задание Составить программу на языке Pascal для следующих выражений:

Задание

Составить программу на языке Pascal для следующих выражений:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!