Самоанализ урока по информатике
проведенного в 6 Ж классе МБОУ «ЦО №1» Тарасовой В.М.
Тема: «Урок-викторина «Путешествие в страну Программирования»
Продолжительность урока: 40минут
Цель урока: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме: “Алгоритмы. Общие сведения о языке Паскаль».
Задачи урока:
Образовательные: закрепление пройденного материала, повторение основных понятий, решение линейных задач в программе Pascal;
Развивающие: развитие логического мышления, способности рассуждать, убеждать, логически доказывать;
Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности; формирование культуры общения “учитель” – “ученик”, “ученик” – ученик”.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные – способность быстро отвечать на поставленные вопросы; умение ориентироваться в проблемной ситуации.
Метапредметные – владение знаково-символическими действиями.
Предметные – представление об алгоритмах и о программе Pascal.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивное оборудование SMART, презентация (PowerPoint).
Количество уроков в неделю – 1 час, в год – 34 часа. Использую программу и рабочие тетради Л. Босовой. Тематический план составлен с учетом аппаратного и программного обеспечения, которым располагает на данный момент школа. Соблюдается протяженность времени, которое учащиеся могут проводить за монитором – до 20 минут урока, а также проведение физкультминутки для снятия усталости.
Характеристика класса:
В 6А классе обучаются 17 человек. Из них 10 юношей и 7 девушек. Ученики неконфликтные, класс дружный, но иногда дети бывают шумными. К информатике проявляют большой интерес и тягу, на уроке всегда активные. По информатике почти все успевают на «5», за исключением некоторых учащихся. В целом по уровню своего развития и подготовленности – этот класс с высоким уровнем обучаемости, в котором я преподаю информатику первый год.
Тип урока: урок-викторина. Урок опирается на уже имеющиеся знания и навыки. Практическая работа – решение линейных задач в программе Pascal, позволяет закрепить умения решать линейные задачи на программирование.
Данный урок проходит в рамках учебного курса «Информатика» в шестых классах общеобразовательных школ при изучении темы «Программирование линейных алгоритмов».
В структуре проведенного урока выделяются следующие этапы:
1 этап. Организационный.
На данном этапе учащиеся готовились к уроку, эмоционально настраивались на урок, слушали учителя. Разбивались на две команды и выбирали капитана.
2 этап. Викторина.
На данном этапе урока организована игровая деятельность учащихся по повторению изученной темы. Учащиеся активно принимали участие в викторине. Велся фронтальный опрос. Учащиеся советовались друг с другом, работали в группах. Викторина состояла из 3-х станций. Каждая станция подразумевала под собой вопросы, связанные с пройденной темой. Каждая команда справилась с поставленными вопросами.
Этап. Практическая часть.
Переход к практической части дает возможность смены деятельности и подъему активности и внимательности учащихся. Так как ученики уже работали на своих местах за ПК, то повторение правил поведения в кабинете информатики прошло фронтально. Во время проведения практической работы учащимся предлагалось самостоятельно решить линейные задачи в программе Pascal. После выполнения было предложено сверить правильность выполнения работы и произвести самооценку
4 этап. Закрепление и контроль новых знаний. Рефлективная деятельность.
В ходе закрепления изученного материала все учащиеся справились с заданиями и самопроверкой работы. На данном этапе выполнено соотношение полученного результата с поставленными целями. С этой целью учащимся было предложено напомнить основные моменты, рассмотренные на уроке.
Учащимися проведен самоанализ и самооценка собственной деятельности в рамках отработанных на уроке вопросов.
5 этап. Домашнее задание
На данном этапе детям было озвучено домашнее задание.
Из листочков №1, 2. Задания опять же на закрепление линейных задач и на основные функции в программе Pascal.
Методы и формы обучения на уроке учитывают специфику предмета информатики. Самостоятельная практическая работа, самооценка, контроль.
В начале урока детям легко дается концентрация внимания, поэтому актуально обозначить проблему и дать возможность самим её решить; далее проводится повторение пройденного материала в форме игры, что позволяет ученикам активно участвовать в образовательном процессе затем, когда внимание детей начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности – практическая работа, в которой требуется и внимание и знания, полученные ранее. Перегрузок нет, так как постоянно идет смена учебной деятельности.
На уроке частично применяется метод проекта, учащиеся под руководством учителя рассуждали, анализировали, обобщали, решали линеынйе задачи. На уроке преобладал творческий характер познавательной деятельности.
Учебная работа на уроке была разнообразна: групповая работа, опрос, работа с раздаточным материалом, работа с ПК.
Содержание и задания для проведения урока были представлены на протяжении всего занятия в форме интерактивной презентации.
Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением. В ходе урока осуществлялся контроль за ходом выполнения заданий, оказание помощи отстающим, ответы на возникшие вопросы. Контроль сопровождался корректировкой и направлением деятельности учащихся. Во время урока обучающиеся были мотивированы, активны, проявляли интерес. В классе сохранялась рабочая, дружественная атмосфера сотрудничества.
Дифференцированный подход необходим только в практической работе, так как в классе присутствуют дети, не имеющие практику работы за компьютером.
Контроль усвоения знаний был организован через викторину. Практические работы были оценены самими учащимися, а также учителем и прокомментированы.
Для успешного достижения поставленных целей были разработаны и использованы следующие дидактические материалы:
презентация хода урока в соответствии с этапами;
в качестве технических средств обучения использованы персональные компьютеры учеников, персональный компьютер учителя, видеопроектор.
В структуре урока содержание и использованные методики проведения каждого этапа определялось поставленными целями. Наиболее сложным и насыщенным по качеству и содержанию стал - Практическая часть. На каждом из этапов урока было организовано взаимодействие ученик-ученик (работа в группах), ученик-учитель (индивидуальная работа), класс-учитель (фронтальная работа). Поддерживать внимание учащихся позволило чередование заданий, имеющих частично-поисковый, творческий подход, разумное включение использованных форм учебной деятельности, а также стремление обучающихся учиться на уроке самостоятельно.
Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.
Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников.