СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Социально-психологическая характеристика личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по социальной психологии на тему "Социально-психологическая характеристика личности".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Социально-психологическая характеристика личности"»



























Урок

по социальной психологии

Тема: Социально-психологическая характеристика личности











Преподаватель: Сульжицкая Г.П.





ТЕМА: Социально-психологическая характеристика личности.

ЦЕЛЬ: 1. Ознакомление со спецификой социально-психологического подхода к пониманию

личности.

Задачи: 1. Знать отличие личности от смежных понятий, структуру личности, ее потребности;

2. Способствовать развитию кругозора, внимания, мышлении, речи;

3. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение дискутировать, уважать

мнение окружающих.


Оборудование: мультимедиа, бланки для экспресс-теста, карточки для проверочной работы, листки для самостоятельной работы на каждого обучающегося, листы для работы в группах.


Литература: В.Г.Крысько «Социальная психология. Схемы и комментарии»,

Н.С.Ефимова «Социальная психология» (учебник)


ХОД ЗАНЯТИЯ.


I. Оргмомент.

(отметить отсутствующих, проверка рабочего места: тетрадь для лекций, ручка, два учебника, бланк для теста, тетрадный листок на каждого) Включить мультимедиа.


II. Повторение изученного материала.

а) Вводная беседа.

- Скажите, какие разделы социальной психологии мы изучили?

- Какие трудности встретились при изучении?

б) Проверочная работа (тест выполняют на листках см. Презентацию, слайды №2-7)

Ответьте на вопросы данного теста. (7 минут)


III. Объявление темы и цели занятия. (см. Презентацию, слайд №8)


IV. Изучение нового материала. (см. Презентацию, слайд №9)

План изучения нового материала:

  • Знакомство с понятиями «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность», «человек».

  • Факторы, влияющие на развитие личности.

  • Свойства личности.

  • Потребности личности.


а) Вводная беседа.

- Что такое личность?

Это слово появилось примерно 300 лет назад. Джон Брунер считал, что признаком личности служит употребление приставки «само» в английском языке – «самоуважение», «самооценка», что датируется 17 веком и связывается с возникновением индивидуалистического учения.

Существует ряд близких, но не равнозначных понятий: личность, индивид, субъект, индивидуальность, человек. Как же их различить?


б) Работа в группах (по 4-5 человек)

Задание: Соотнесите понятия с определениями. Объясните свой выбор. Работу выполняете на листках (см. Презентацию, слайд №10).


в) Проверка задания (Правильные ответы: 1-4, 2-3, 3-5, 4-2, 5-1)


г) Самостоятельная работа.

Запишите данные определения в тетрадь (см. Презентацию, слайд №11).


д) Рассказ преподавателя с докладами студентов.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывается в процессе производства и потребления материальных благ. Она также находится в сфере политических отношений. От того, свободна ли личность или она угнетена, имеет ли политические права или нет, может избирать или быть избранной зависит психология личности. На нее также влияют отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе общения и взаимодействия люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям. В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Развитие личности обусловлено разными факторами.

К ним обычно относят (см. Презентацию, слайд №12):

  • cвоеобразие физиологии высшей нервной деятельности (ВНД);

  • анатомо-физиологические особенности;

  • окружающую среду;

  • общество;

  • общественно-полезную деятельность.


Давайте подробнее рассмотрим эти факторы.

  • Что подразумевается под своеобразием физиологии высшей нервной деятельности?

Специфика функционирования ВНД, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявление темперамента, эмоций и чувств в поведении и поступках...

  • Анатомо-физиологические особенности - такие характеристики, которые зависят от анатомо-физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние на его психику и поведение. Например, слабое зрение или слух сказываются на действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе взаимодействия и общения.

  • Окружающая среда влияет на развитие личности. Известно, что люди, выросшие на Крайнем Севере более выдержаны, организованы, умеют ценить время и правильно относятся к тому, чему их учат.

  • Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства. Микросреда, т.е.группа, микрогруппа, семья также является важной детерминантой формирования личности.

  • Общественно-полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества (трудолюбие, взаимопомощь, уважение,...)


Основу личности составляет ее структура. В психологической структуре личности выделяют:


  1. Способности - это умственные и физические качества, при выражении которых, а так же при наличии надлежащих мотиваций и характера, человек отличается высокой обучаемостью в одной или нескольких сферах деятельности (см.Презентацию, слайд №13).

(Доклад студента на тему «Способности, одаренность, гениальность»)


2. Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Тип темперамента связан с особенностями высшей нервной деятельности (см.Презентацию, слайд №14-21).

Слово «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырех элементов):

- преобладание желтой желчи делает человека импульсивным, «горячим» - холериком;

- преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным – флегматиком;

- преобладание крови делает человека подвижным и веселым – сангвиником;

- преобладание черной желчи делает человека грустным и боязливым – меланхоликом.

Что же это за «типы»?

Практическая работа. Экспресс-тест на определение темперамента (см. Приложение №1)

Вывод после выполнения практической работы.

Холерики — активные, целеустремленные, эмоционально страстные, «несдержанно-горячие», отважные, бескомпромиссные. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Они обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности.

Сангвиники быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки. У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий. А стало быть, и на соответствующую судьбу, профессию, как правило, в сфере бизнеса, политики, обслуживания. Сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов.

Флегматики медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. У них доминируют альтруистический инстинкт и инстинкты самосохранения, продолжения рода. Они природой предназначены быть создателями, хранителями, опорой жизни. Обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей уравновешенное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе, и если в войны ввязываются сангвиники, воюют холерики, то восстанавливают города и села после войны флегматики.

Меланхолики склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мир переживаний, мыслей, обладая высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой. Обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт, опасность) часто приходит в состояние растерянности, замедленности, ухудшения результатов деятельности или ее прекращения, стопор

(Доклад студента на тему «Темперамент и характер»)


3. Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру (ненависть или любовь, равнодушие или забота, ...), труду(лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность,...), другим людям(индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость,...), к самому себе(степень требовательности, критичности, самооценка).


4. Направленность личности – это упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей, подкрепленная взглядами, убеждениями, жизненными принципами. Она социальна, т.е. определяется приобретенным социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной деятельностью.


5. Самосознание – центральная часть личности, сумма всех представлений человека о себе.

Что включает в себя самосознание? Откройте учебник Н.С.Ефимовой на стр. 27, прочитайте третий пункт и зарисуйте в тетрадь схему, данную на стр. 28. (Самостоятельная работа).

(Доклад обучающегося на тему «Самооценка»)


Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. И вот эта испытываемая личностью нужда в чем-либо называется потребностями.

-Какие, на ваш взгляд, могут быть потребности у человека?

Откройте учебное пособие В.Г.Крысько «Социальная психология. Схемы и комментарии»

на стр. 92-93, прочитайте и кратко законспектируйте в тетради.


V. Итог занятия.

- Что нового для себя почерпнули с данного урока? Согласны ли с результатом экспресс-теста?

(Оценить студентов за работу на уроке и за подготовку докладов).


VI. Домашнее задание (см.в презентации)

В.Г.Крысько «Социальная психология. Схемы и комментарии», стр.92-93 – прочитать;

Н.С.Ефимова «Социальная психология», стр.32-37 –составить краткий конспект двух типологий личности на выбор.







































Приложение №1

Экспресс-тест на определение типа темперамента (для обучающегося)

Беззаботный

Легкомысленный

Живой

Активный

Общительный

Отзывчивый

Разговорчивый

Быстрый

Трудоголик

Болтун

Красноречивый

Поверхностный

Чуткий

Болтливый

Дружелюбный

Легко приспосабливающийся

Яркий

Нетерпеливый

Безответственный

Ненадежный

Непостоянный

Гибкий

Щедрый

Легкий

Счас Счастливый

Импульсивный

Неугомонный

Вспыльчивый

Активный

Легковозбудимый

Пышущий здоровьем

Агрессивный

Лидер

Сильный

Энергичный

Экстраверт

Нетерпеливый

Инициатор

Шумный

Практичный

Эффективный

Забывчивый

Спортивный

Соперничающий

Выносливый

Доминирующий

Нетерпимый

Упрямый

Сердитый

Деятельный


Пессимистичный

Печальный

Грустный

Серьезный

Нервный

Погруженный в себя

Тихий

Сдержанный

Замкнутый

Скучный

Павший духом

Задумчивый

Требовательный

Ранимый

Читатель

Медлительный

Мрачный

Мыслитель

Умный

Хорошая память

Созерцатель

Неблагодарный

Неудовлетворенный

Самоотверженный

Безутешный


Внимательный

Методичный

Уравновешенный

Пассивный

Миролюбивый

Задумчивый

Спокойный

Сдержанный

Расслабленный

Неторопливый

Медлительный

Непреклонный

Размеренный

Тихий

Погруженный в себя

Контролирующий себя

Мечтательный

Любящий рутинный труд

Медленно учится

Настойчивый

Упрямый

Застенчивый

Мудрый

унылый



Экспресс-тест на определение типа темперамента (для преподавателя)

Беззаботный

Легкомысленный

Живой

Активный

Общительный

Отзывчивый

Разговорчивый

Быстрый

Трудоголик

Болтун

Красноречивый

Поверхностный

Чуткий

Болтливый

Дружелюбный

Легко приспосабливающийся

Яркий

Нетерпеливый

Безответственный

Ненадежный

Непостоянный

Гибкий

Щедрый

Легкий

Счас Счастливый

Импульсивный

Неугомонный

Вспыльчивый

Активный

Легковозбудимый

Пышущий здоровьем

Агрессивный

Лидер

Сильный

Энергичный

Экстраверт

Нетерпеливый

Инициатор

Шумный

Практичный

Эффективный

Забывчивый

Спортивный

Соперничающий

Выносливый

Доминирующий

Нетерпимый

Упрямый

Сердитый

Деятельный


Пессимистичный

Печальный

Грустный

Серьезный

Нервный

Погруженный в себя

Тихий

Сдержанный

Замкнутый

Скучный

Павший духом

Задумчивый

Требовательный

Ранимый

Читатель

Медлительный

Мрачный

Мыслитель

Умный

Хорошая память

Созерцатель

Неблагодарный

Неудовлетворенный

Самоотверженный

Безутешный


Внимательный

Методичный

Уравновешенный

Пассивный

Миролюбивый

Задумчивый

Спокойный

Сдержанный

Расслабленный

Неторопливый

Медлительный

Непреклонный

Размеренный

Тихий

Погруженный в себя

Контролирующий себя

Мечтательный

Любящий рутинный труд

Медленно учится

Настойчивый

Упрямый

Застенчивый

Мудрый

унылый



Если наибольшее количество выбранных качеств в 1 столбике – сангвиник, во 2 столбике - холерик, в 3 столбике – меланхолик, в 4 столбике – флегматик.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!