ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Санкт-Петербургское суворовское военное училище»
Преподаватель: Бережная Наталья Павловна
План-конспект урока по информатике и ИКТ
Тема: «Текстовый процессор Microsoft Word»
Цели урока:
Обучающие:
рассмотреть понятия текстового редактора и текстового процессора;
ввести и закрепить понятия редактирования и форматирования;
продолжить формирование навыков работы с текстовым процессором Word;
рассмотреть возможность форматирования документов с использованием шаблонов.
Развивающие:
развитие умения обработки и представления текстовой информации;
в ходе решения образовательных задач создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся;
способствовать развитию познавательной активности учащихся;
расширение кругозора;
развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
способствовать формированию устойчивого интереса к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности;
воспитание информационной культуры;
воспитание внимательности;
воспитание аккуратности.
№№ пп | Этапы урока | Время | Работа обучающихся |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Оргмомент Объявление темы, целей и плана урока Устная работа Введение понятий редактирования и форматирования Введение понятий текстового редактора и текстового процессора Рассмотрение окна текстового процессора Word Форматирование текстового документа средствами текстового процессора Word пояснения преподавателя (+ работа с учебником) пояснения по заданиям практической работы самостоятельная работа суворовцев Тестирование Итоги урока Домашнее задание | 1 2 3 5 4 5 5 2 10 5 2 1 | Устные ответы Оформление конспекта Выполнение задания на листе Устные ответы Выполнение задания на листе Работа с учебником. Работа на компьютерах Тестирование на компьютерах |
Ход урока:
Оргмомент.
Объявление темы, целей и плана урока.
Слайд 1.
В наше время одна из самых распространённых задач, выполняемых на компьютере, - это обработка текстов.
Тема урока: Текстовый процессор Word
Слайд 2.
Цели и задачи:
Рассмотреть основные правила оформления текстовых документов.
Рассмотреть возможности использования шаблонов для оформления текстовых документов.
Продолжить формирование навыков редактирования и форматирования текстовых документов.
Устная работа.
Слайд 3.
Скажите, часто ли вам приходится работать с текстовой информацией?
В чем заключается эта работа?
А часто ли вам приходится создавать текстовые документы? Какие?
Действительно, не только вы, но и множество людей самых разных профессий практически ежедневно сталкиваются с необходимостью создания и изменения текстовых документов.
Слайд 4.
Рассмотрение понятий редактирования и форматирования
Слайд 5.
Редактирование - процесс изменения содержания текстового документа.
Форматирование - процесс оформления документа в соответствии с требованиями.
Текстовой учебный документ (ТУД) оформляется в соответствии с «Общими требованиями к текстовым документам» ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 3.1127-93, ГОСТ Р 34.11-94, ГОСТ Р 6.30-2003 или СТ СЭВ 2667-79.
ТУД должен быть отпечатан на принтере (на одной стороне листа) на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210X297 мм) шрифтом 14 (12). В печатном варианте отчет должен быть отпечатан через один (допускается полтора) межстрочных интервала. По всем четырем сторонам листа следует оставить поля: размер левого поля 30 мм, правого 15 мм, верхнего и нижнего полей не менее 20 мм. Текстовые документы оформляют в виде сброшюрованной пояснительной записки. В сквозную нумерацию страниц включаются приложения и список литературы, а также исполненные на отдельных листах рисунки, графики, диаграммы, таблицы и компьютерные распечатки формата А4.)
Слайд 6.
Найдите ошибки, допущенные в оформлении документа (разные красные строки, нет выравнивания по ширине, при наборе нет пробелов после знаков препинания, разный шрифт)
(Документ учащиеся открывают на компьютерах, самостоятельно считают количество ошибок и недочетов в оформлении)
Учащиеся получают карточки и выполняют задание:
Какой процесс был применен к тексту: редактирование (Р) или форматирование (Ф)?
Вариант 1
Задание 1.
№ п/п | Исходный текст | Текст после изменения | Процесс |
1 | информатика | Информатика | Ф |
2 | информатика | форма | Р |
3 | Иванов И. И. | Иванов И.И. | Р |
4 | Процентная ставка составляет 12% | Процентная ставка составляет 12%. | Р |
5 | Точки не ставятся в следующих общепринятых сокращениях обозначения системы мер (га, мм, см, кг, км, кВт и т.д.); условные сокращенные обозначения (б/у, х/б). | Точки не ставятся в следующих общепринятых сокращениях: обозначения системы мер (га, мм, см, кг, км, кВт и т.д.); условные сокращенные обозначения (б/у, х/б). | Р,Ф |
Вариант 2
Задание 1.
№ п/п | Исходный текст | Текст после изменения | Процесс |
1 | информация | информатика | Р |
2 | Бит - наименьшая единица измерения информации. | Бит - наименьшая единица измерения информации. | Ф |
3 | Петров И.И. | Петров И.И. | Ф |
4 | Задача №5. | Задача № 5. | Р,Ф |
5 | Точки не используются: в колонтитулах; в заголовках; в строках таблиц; в подписях под рисунками, схемами и диаграммами. | Точки не используются: | Ф |
Слайд 7.
Взаимопроверка (учащиеся обмениваются карточками в парах), выставление отметки на карточках в графу Задание 1.
Рассмотрение понятий текстового редактора и текстового процессора
Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющая ее идентифицировать. (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»)
Какие носители возможно использовать для хранения текстовых документов?
Какое название получили документы, хранящиеся на винчестере, CD, DVD, flash?
Что же служит для создания текстовых документов?
Слайд 8.
Текстовый редактор – это прикладная программа для создания, редактирования, форматирования, сохранения и организации печати текстового документа.
Простые текстовые редакторы (например, стандартное приложение Windows Блокнот) позволяют редактировать текст, а также осуществлять простейшее форматирование шрифта.
Более совершенные текстовые редакторы (например, Microsoft Word и OpenOffice.org Writer), которые называют текстовыми процессорами, имеют широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков и таблиц, средства проверки орфографии, использование стилей и шаблонов др.).
Рассмотрение окна текстового процессора Word
Слайд 9.
Рассмотрим окно текстового процессора Word. Вы видите, что основные структурные элементы данного окна те же, что и структурные элементы окон рассматриваемых нами ранее других редакторов. Я попрошу вас выполнить следующее задание.
Слайд 10.
Перед вами окно текстового процессора Word. Элементы предложенного списка вам нужно будет расположить в указываемом порядке. Т.е. напротив номера указываемого элемента следует поставить номер с соответствующим названием.
Слайд 11.
Самопроверка, выставление отметки на карточках в графу Задание 2.
.
Форматирование текстового документа средствами текстового процессора Word
Перед вами текстовый документ (тот же, что и в задание на поиск ошибок, допущенных при форматировании)
Слайд 12.
Какие основные параметры символов вы можете назвать? (учебник стр. 21-22) (название шрифта, размер, начертание, цвет)
Как настроить основные параметры символов? Какие легче воспринимаются человеческим глазом?(шрифт с засечками, 12-14)
Какие основные параметры абзацев вы можете назвать? (учебник стр. 22) (выравнивание, отступы, отступ первой строки («красная строка»), междустрочные интервалы, интервалы до и после абзаца)
Как настроить основные параметры абзацев? (выравнивание «по ширине», междустрочные 1-1,5)
Какие основные параметры страниц вы можете назвать? (размер бумаги, ориентация страницы, поля)
Откройте текстовый документ.
Исправьте ошибки, допущенные при создании документа.
Оформите его так, чтобы его было легче читать.
Слайд 13.
Создать - Шаблоны - Установленные шаблоны (Резюме)
Резюме (от фр. résumé-"сокращённый") или автобиография - документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
Шаблон выбрать самостоятельно
Заполнить шаблон.
Оценивает преподаватель и выставляет отметку на карточки в графу Резюме.
Слайд 14.
Тестирование
Выполнить тест на компьютере и внести отметку на карточки в графу Тест.
Итоги урока.
Преподаватель подводит итоги урока:
Что нового узнали на уроке?
Чему мы научились на уроке?
Где и когда могут пригодиться полученные знания и умения?
Преподаватель отмечает отличившихся учащихся. В журнал каждому выставляется отметка, полученная как среднее арифметическое 4-х отметок, выставленных на карточке.
Слайд 15.
Домашнее задание.
Используя шаблон, оформить свою визитную карточку.
Слайд 16.