Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №24»
Открытый урок по творчеству А.А. Ахматовой
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Бекух С.М.
а.Шенджий
2016год
Введение.
Тема: «Анна Андреевна Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой. Личная и общественная темы в стихах революционных и послереволюционных лет. Тема любви к родной земле. Лирика военных лет. Поэма «Реквием».
Учебно-тематический план предусматривает изучение данного материала за одно практическое занятие (2 часа).
На занятии рассматриваются следующие вопросы:
Жизнь и творчество А.А. Ахматовой;
Основные темы лирики первого биографического круга:
Ранняя любовная лирика;
Тема Родины (1910-е годы, годы Первой Мировой войны);
Основные темы лирики второго биографического круга:
Развитие темы Родины (годы революции и Гражданской войны);
«Страшные годы ежовщины»;
Любовная лирика;
Основные темы лирики третьего биографического круга:
Тема Родины (годы Великой Отечественной войны);
Философская лирика;
Тема «страшной судьбы» поэта.
Тема: «Анна Андреевна Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой. Личная и общественная темы в стихах революционных и послереволюционных лет. Тема любви к родной земле. Лирика военных лет. Поэма «Реквием».
Тип занятия: исследовательская лаборатория;
Вид занятия: урок – объяснение нового материала;
Время проведения: 2 часа (90 минут);
Место проведения: кабинет русского языка и литературы.
Мотивационное обоснование: Непреходящая ценность и актуальность творчества Ахматовой в состоит в том, что оно вводит читателя XXI века в мир высоких, напряженных человеческих отношений, в трагическую историю России от Первой Мировой до Великой Отечественной войны, в мир великого русского слова.
Цели занятия:
Цель образовательная:
Цель развивающая:
Развивать умение анализировать и систематизировать изучаемый материал, применять его в речевой практике для выразительности и красоты речи;
Развивать навыки литературоведческого анализа стихотворения;
Развивать навыки сопоставительного анализа;
Развивать навыки выразительного чтения;
Развивать аналитические способности учащихся при работе с таблицей.
Цель воспитательная:
Оснащение занятия:
Сборники стихотворений А.А. Ахматовой;
Выставка книг и журналов со статьями о творчестве А.А. Ахматовой;
Портреты А.А. Ахматовой;
Компьютерная презентация;
Грамзапись;
Подборка стихотворений А.А. Ахматовой, поэтов XIX и ХХ века.
Междисциплинарные связи: история русской литературы XIX века, литературоведение, русский язык, история России XX века.
План (режим времени):
Организационная часть – 3 мин.
Изложение нового материала:
а) Изложение биографических сведений – 7 мин.
б) Работа исследовательской лаборатории:
Литературоведческий и сопоставительный анализ – 28 мин.
Работа с таблицей – 15 мин.
Прослушивание грамзаписи – 2 мин.
Прослушивание фрагментов критических статей – 5 мин.
Физминутка – 3 мин.
Обобщение и подведение итогов занятия – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Содержание | Методическое обоснование |
Оргмомент (отметка отсутствующих, проверка подготовленности студентов к занятию) | Сообщение темы и целей занятия, мотивация обучающихся |
Изучение нового материала Жизнь и творчество А.А. Ахматовой; Основные темы лирики первого биографического круга: Ранняя любовная лирика; Тема Родины (1910-е годы, годы Первой Мировой войны); Основные темы лирики второго биографического круга: Развитие темы Родины (годы революции и Гражданской войны); «Страшные годы ежовщины»; Любовная лирика; Основные темы лирики третьего биографического круга: Тема Родины (годы Великой Отечественной войны); Философская лирика; Тема «страшной судьбы» поэта | Исследовательская работа по определению основных мотивов лирики и основных образов творчества А.А. Ахматовой первого биографического круга (выразительное чтение стихотворений, литературоведческий и сопоставительный анализ, работа над литературоведческими терминами, работа с таблицей, использование презентации); Исследовательская работа по определению основных мотивов лирики и основных образов творчества А.А. Ахматовой второго биографического круга (выразительное чтение стихотворений, сообщения обучающихся, литературоведческий и сопоставительный анализ, работа с таблицей, использование презентации); Исследовательская работа по определению основных мотивов лирики и основных образов творчества А.А. Ахматовой третьего биографического круга (выразительное чтение стихотворений, литературоведческий и сопоставительный анализ, работа с таблицей, использование презентации) |
Обобщение и подведение итогов занятия | Экспресс-опрос обучающихся с целью закрепления изученного материала; прослушивание фрагментов критических статей (сообщения обучающихся и преподавателя, прослушивание грамзаписи, использование презентации) |
Домашнее задание | Стихотворение наизусть, теоретический материал. В раздел самостоятельной работы – найти стихотворения, посвященные теме творчества, и стихотворения, посвященные другим поэтам. |
Организационный момент (соблюдение ЕПТ, рапорт дежурного, сообщение темы и целей занятия, мотивация обучающихся).
П.: Здравствуйте. Дежурный, доложите о готовности группы к занятию.
О.: Группа к занятию готова. Присутствуют все учащиеся. Домашнее задание выполнено: сочинениями-исследованиями по теме предыдущего занятия сданы.
П.: Имя поэта, с чьим творчеством мы познакомимся на сегодняшнем занятии, надеюсь, вы назовете сами, прослушав пророческое стихотворение Александра Блока (презентация №1).
«Красота страшна» - Вам скажут –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.
«Красота проста», - Вам скажут –
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан – на полу.
Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна».
О.: Анна Андреевна Ахматова.
П.: Итак, тема нашего занятия – творчество Анны Андреевны Ахматовой (запись в тетради).
Непреходящая ценность и актуальность творчества Ахматовой в том, что оно вводит читателя XXI века в мир высоких, напряженных человеческих отношений, в трагическую историю России от Первой Мировой до Великой Отечественной войны, в мир великого русского слова.
Сегодня мы откроем дверь в творческую лабораторию поэта. И первым шагом исследования художественного мира Анны Ахматовой будет знакомство с биографическими сведениями.
Объяснение нового материала.
Первый шаг исследования –
знакомство с биографическими сведениями
(сообщение преподавателя)
1. 23 июня 1889 года в селении Большой Фонтан близ Одессы родилась Анна Андреевна Ахматова. Ахматова – псевдоним, выбранный ею по фамилии прабабки по материнской линии (настоящая фамилия поэта – Горенко). Отец – Андрей Антонович – был инженером-механиком на флоте. Мать – Инна Эразмовна - занималась воспитанием детей.
Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе под Петербургом, где она училась в Царскосельской женской гимназии. Здесь все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ахматова напишет в 1911 году:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных бродил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
24 сентября 1911
Царское Село
Ахматова на всю жизнь сохранила трепетное отношение как к творчеству Пушкина, у которого она училась краткости, простоте и подлинности поэтического слова, так и к тем местам, где ступала нога поэта: Петербургу, городу культуры и державного величия, Царскому Селу, Летнему саду. Уже на склоне своих дней Ахматова пишет:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
9 июля 1959
Ленинград
В 1903 году Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым, за которого в 1910 году вышла замуж, а еще через два года родился их сын Лев. Николай Степанович Гумилев – поэт, критик, переводчик, путешественник. Их встрече посвящено раннее стихотворение Ахматовой (видеоролик №1):
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый.
Только, ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой незвонок.
Октябрь 1912
Царское Село
Второй шаг исследования -
работа исследовательской лаборатории:
П.: В начале 1910-х годов в свет выходят первые поэтические сборники Ахматовой «Вечер» и «Четки». (Презентация №2). Вторым шагом исследования будет определение основных тем и образов творчества поэта. Анна Андреевна Ахматова сказала «Есть три эпохи у воспоминаний…», разделив этим свой жизненный и творческий путь на три биографических круга.
2. Начинаем исследование тем и образов первого биографического круга – с 1904 по 1916 год. Творчество Ахматовой этого периода неразрывно связано с акмеизмом.
Работа над литературоведческими понятиями.
П.: Вспомним, какие черты присущи этому модернистскому течению. О.: Акмеизм - (от древнегреч. acme – высшая степень, расцвет) -заявил о себе в русской поэзии в начале 1910-х годов. Акмеисты объединились в литературную группу «Цех поэтов», куда вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др. Акмеизм был воспринят как бунт против символизма с его «текучестью слова», «истонченным и изломанным человеком». Поэзия акмеистов стремилась к осязаемости и предметности мира. Увлечение предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи. Акмеисты стремились вернуть слову ясный смысл, первородное значение. Критерием красоты и гармонии для акмеистов стал А.С. Пушкин. |
П.: После сухих литературоведческих формулировок мы войдем в мир прекрасных переживаний лирической героини Ахматовой. Слушая шедевры ранней ахматовской лирики, определите ее ведущую тему.
«Смятение» (Ревкова Ольга)
«Сжала руки под темной вуалью…» (Васильева Марина)
«Сероглазый король» (Марухленко Ольга)
«Песня последней встречи» (Федькина Яна)
«Ты письмо мое, милый, не комкай…» (Махлаева Ирина)
2.1. П.: Выделяем первую тему ранней лирики.
О.: Любовь – основной нерв ранней лирики.
П.: О чем она говорит в этих стихах?
О.: О разлуке, измене, одиночестве, отчаянии; о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях.
П.: Какой предстает любовь в лирике Ахматовой, в чем ее особенность?
О.: Поединком роковых страстей она близка любовной лирике Тютчева и Некрасова.
П.: Что же роднит любовную лирику Ахматовой с тютчевской и некрасовской любовной лирикой?
О.: Она дана в кризисные моменты: это рассказы о встрече и разлуке, о верности и измене, о начале и утрате любви.
Работа над литературоведческими понятиями.
П.: Прозвучало слово «рассказ». К какому роду литературы относится этот жанр? О.: Эпическому. П.: Какие еще вы знаете эпические жанры? О.: Роман, новелла, повесть. П.: А какие жанры мы выделяем в лирике? О.: Стихотворение, поэма, ода, элегия, послание. |
П.: Так в чем особенность стихов Ахматовой?
О.: В ее стихах сочетания лиризма (чувства) и эпичности (повествования).
П.: сочетание лиризма и эпичности сближает стихи Ахматовой с жанрами романа, новеллы, лирического дневника. Стихи наполнены глубочайшим психологизмом. Ахматова раскрывает самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения.
Работа с поэтическими текстами. Анализ стихотворений
П.: Как вы думаете, при помощи какого приема достигается такая поразительная психологическая убедительность? (Зачитываются строки из стихотворений Ахматовой). О.: Прием детали, свойственный акмеизму. П.: Загляните в распечатки стихотворений Ахматовой и назовите эти детали. О.: Перчатка, кольцо, ступени, тюльпан в петлице и др. П.: Какие художественные средства использует Ахматова для обрисовки лирической героини и ее возлюбленного? О.: Эпитеты, метафоры, сравнения. П.: Какой предстает лирическая героиня? О.: В разных образах: то пастушкой, то служанкой, то канатной плясуньей, то монашенкой. П.: В ранней любовной лирике лирическая героиня как бы примеривает маски. |
П.: Творчество Ахматовой довольно долго оценивалось как «женская поэзия», замкнутая в узком круге любовных переживаний. Современники видели в ее ранних стихах своеобразный лирический дневник. Но «земная любовь» у Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека земному миру. В ее лирике звучат философские мотивы – размышления о смысле существования, о «жизни тленной… и прекрасной». Послушайте одно из таких стихотворений и назовите особенность изображения лирической героини.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу,
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Май 1912
Флоренция
О.: в таких стихах происходит слияние лирической героини и авторского «Я».
П.: Изображение Ахматовой человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. Итак, мы переходим ко
2.2. второй теме первого биографического круга. Тема Родины – одна из традиционных тем русской поэзии. Вспомните самые знаменитые строки из стихотворений русских поэтов о России.
О.: А.С. Пушкин – «Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам…»; М.Ю. Лермонтов – «Люблю Отчизну я, но странною любовью…»; Ф.И. Тютчев – «В Россию можно только верить…»; Н.А. Некрасов «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь…»; А.А. Блок – «Россия, нищая Россия…»; С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», М.И. Цветаева «Тоска по Родине…».
П.: Тема Родины – одна из ведущих в творчестве Ахматовой. В 1913 году поэт пишет стихотворение «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…». Послушайте его и определите, какой образ лежит в основе ахматовского понятия Родины. (Читает Мельникова Юлия):
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.
И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.
Осень 1913
Слепнево
П.: Итак, какой образ лежит в основе ахматовского понятия Родины?
О.: Образ родной земли.
П.: Чем он характеризуется?
О.: Святостью, чистотой, простотой, смиренностью.
Работа с поэтическими текстами. Сопоставительный анализ стихотворений.
П.: Что роднит ахматовский образ родной земли с образами земли, созданными ее великими предшественниками и современниками? О.: Традиционные для русской поэзии описания природы, жизни и привычных для русской жизни предметов (Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», М.Ю. Лермонтов – «Родина», «Тучки небесные…», Тютчев «Эти бедные селенья…», А.А. Блок «Русь», «Россия» привычных для русской жизни предметов - колодца с журавлем), а самое главное – настроение тоски, тревоги и одиночества. |
П.: А вот позднее стихотворение Ахматовой «Родная земля». Послушайте и попробуйте сформулировать его главную мысль.
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
1922
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
1 декабря 1961
Ленинград. Столица в Гавани.
О.: В этом стихотворении Ахматова утверждает нерасторжимую связь русского человека с родной землей:
П.: Как вы думаете, почему для эпиграфа к этому позднему стихотворению 1961 года Ахматова берет строки из стихотворения 1922 года?
О.: Этим она подчеркивает постоянство темы Родины в своей лирике.
П.: В 1914 году начинается Первая Мировая война. Ахматова понимала, что война – это убийство, смерть, великое зло. В годы Первой Мировой войны появляется беспримерное по жертвенности любви к родной земле стихотворение «Молитва», выражающее высшую степень самоотречения, готовность пожертвовать даже самыми близкими людьми, что впоследствии трагически сбылось в ее жизни (читает Жевненко Анна):
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915. Духов день
Петербург. Троицкий мост
П.: Мы закончили рассмотрение творчества первого биографического круга. Поведем итоги и заполним первую часть таблицы. Назовите даты, темы, образы этого периода. Заполним первую часть таблицы.
Заполнение первой части таблицы (Приложение 3).
3. П.: Второй период творчества Ахматовой, второй биографический круг охватывает годы от революции до конца 30-х годов. Поэзия наполняется общечеловеческим содержанием. 3.1. Рассмотрим первую тему второго биографического круга – тему Родины. Истинный патриотизм, присущий ее творчеству, особенно ярко проявляется в ее послереволюционной лирике, когда многие ее современники и близкие друзья эмигрировали. Ахматова осталась в России. Звучит стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» (читает Агеенко Светлана):
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922
Петербург
П.: Каким образом Ахматовой решается проблема «Поэт и Родина», «Гражданин и Родина»?
О.: Разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем.
П.: В каком образе воплощена Родина, Россия?
О.: В образе растерзанной, сожженной, опустошенной земли.
П.: Сквозными образами лирики Ахматовой становятся мотивы смерти, боли, крови и страдания. Вот как поэт описывает это время в стихотворении «Петроград, 1919»:
И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.
26 сентября 1921
П.: Для того, чтобы нарисовать страшную картину России времен гражданской войны, Ахматовой используются изобразительно-выразительные речевые средства. Назовите их.
О.: Эпитеты (столице дикой, в кругу кровавом, жестокая истома), метафоры (ветер смерти).
П.: Какие слова передают ее отношение к Родине?
О.: Эпитеты (родины великой, священный град Петра) свидетельствуют, что Родина для Ахматовой – самое святое.
П.: Какой мотив звучит в последних строках стихотворения?
О.: Мотив нерукотворного Памятника за верность Родине.
В послереволюционной поэзии Ахматовой отразились все трагические противоречия эпохи - разрушение быта, семьи, культуры: «Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло…» И все же верность Родине в самых трагических обстоятельствах – нравственный долг поэта и гражданина.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Осень 1917
Петербург
«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые перепечатывать. В 1925 ЦК вынес постановление об изъятии меня из обращения», - писала Анна Ахматова в автобиографии. Но самое страшное – время сталинских репрессий - было еще впереди.
3.2. Вторая тема второго биографического круга связана с эпохой 30-х годов (Презентация №3). Они оказались порой тяжелых испытаний для Ахматовой. Она – бывшая жена расстрелянного в 1921 году якобы за участие в контрреволюционном заговоре Николая Гумилева – постоянно жила в ожидании ареста. Но ее ожидало испытание еще более страшное - арестовали не ее, а сына. Прослушайте сообщение, подготовленное одной из групп нашей исследовательской лаборатории.
О.: (Остроглазов Владислав): «В 1935 году был арестован и брошен в тюрьму как «участник антисоветской террористической группы» студент исторического факультета Лев Гумилев – сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой. В этот раз Ахматовой удалось освободить сына довольно быстро. Для этого ей пришлось обратиться с письмом к Сталину. Во второй раз Лев Гумилев был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В 1949 году его арестовывают в третий раз, приговаривают к расстрелу, который потом заменяют ссылкой. Вина Гумилева ни разу не была доказана. Пережитое Ахматовой в эти годы нашло отражение в стихах «Последний тост», «Зачем вы отравили воду», в поэме «Реквием». О том, как возник замысел «Реквиема», Ахматова нашла возможным сообщить читателю перед началом поэмы – «Вместо предисловия».
О.: (Терешкова Юлия): «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то опознал меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это Вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
(…)
Чтение поэмы «Реквием».
П.: Назовите основные темы и образы «Реквиема».
О.: Тема народного горя воплотилась в образах «стомильонного народа», тюремной очереди, обобщенного образа России (Ленинград, Дон, Сибирь); образ Памятника, Библейские образы.
П.: С какой целью Ахматова вводит в поэму образ Богоматери?
О.: Трагедия достигает вневременного, вечного, вселенского масштаба.
П.: Ахматова, с одной стороны, сравнивает свое горе с горем Богоматери, а с другой стороны – с горем простых русских женщин, кровное родство с которыми она ощутила в годы ежовщины.
Содержание «Реквиема» - это не только семейная трагедия, не только плач по собственному сыну. Это воплощение народного горя, народной трагедии, крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время.
Мы закончили рассмотрение творчества второго биографического круга. Поведем итоги и заполним вторую часть таблицы. Назовите даты, темы, образы этого периода. Заполним вторую часть таблицы.
Заполнение второй части таблицы.
4. П.: Третий этап творчества, третий биографический круг Ахматовой охватывает период с 1941 по 1966 год (Презентация №4). В 40-е – годы Великой Отечественной войны – 4.1. тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. Стихи «Мужество», «Клятва» звучали по радио (читают Терешкова Юлия, Остроглазов Владислав).
Клятва
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июля 1941
Ленинград
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
23 февраля 1942, Ташкент
П.: С чем в стихотворении «Мужество» связывается судьба родной земли?
О.: С судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.
П.: Во время блокады Ленинграда Ахматова была эвакуирована в Ташкент. Здесь она пишет стихотворение памяти своего маленького приятеля Вали Смирнова, погибшего при артиллерийском обстреле в Ленинграде в 1942 году (читает Махлаева Ирина).
Постучись кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Ташкент, 1942
4.2. П.: Поздние стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры, величественны:
И осталось из всего земного
Только хлеб насущный твой,
Человека ласковое слово,
Чистый голос полевой.
Поздние стихи наполнены глубоким общественным содержанием. На склоне лет, с полным правом напишет она гордые слова: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных» (Анна Ахматова. Коротко о себе).
4.3. Но и в эти годы ее память возвращается к страшным годам сталинских репрессий (Чтение стихотворения «Все ушли, и никто не вернулся…»).
Все ушли, и никто не вернулся,
Только, верный обету любви,
Мой последний, лишь ты оглянулся,
Чтоб увидеть все небо в крови.
Дом был проклят, и проклято дело,
Тщетно песня звенела нежней,
И глаза я поднять не посмела
Перед страшной судьбою моей.
Осквернили пречистое слово,
Растоптали священный глагол,
Чтоб с сиделками тридцать седьмого
Мыла я окровавленный пол.
Разлучили с единственным сыном,
В казематах пытали друзей,
Окружили невидимым тыном
Крепко слаженной слежки своей.
И, до самого края доведши,
Почему-то оставили там.
Любо мне, городской сумасшедшей,
По предсмертным бродить площадям.
1930-е, 1960
П.: Мы закончили рассмотрение творчества третьего биографического круга. Поведем итоги и заполним третью часть таблицы. Назовите даты, темы, образы этого периода.
Заполнение третьей части таблицы.
III. Обобщение и подведение итогов занятия.
П.: Посмотрите на уже заполненную таблицу и скажите, какие темы проходят лейтмотивом через все творчество А.А. Ахматовой.
О.: Тема любви, тема Родины, русской земли, ее культуры и истории.
П.: Мотив Родины органично связывает произведения начала века и позднее творчество. Образ России, созданный в ее стихах, продолжает традиции классической поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева.
П.: А теперь, подводя итоги работы нашей исследовательской лаборатории, послушаем отзыв самой Ахматовой о своей Музе (звучит запись голоса А.А. Ахматовой) и отзывы ее великих современников.
(Видеоролик №2)
Никита Струве: «Ахматова поражала и покоряла той музыкой, той божественной гармонией, которая исходила из нее и все вокруг преображала. Не только в стихах, но всем существом своим, Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим ее воплощением» (Из воспоминаний «Восемь часов с Анной Ахматовой» - Остроглазов Владислав).
Марина Цветаева: «…Ничего не ценю и ничего не храню, а Ваши книжечки в гроб возьму под подушку! Вы – мой самый любимый поэт. Я понимаю каждое ваше слово: весь полет, всю тяжесть. «И шпор твоих легонький звон» - это нежнее всего, что сказано о любви» (Из письма к Ахматовой – Кутеко Дарина).
Наум Коржавин: «Сегодня все больше появляется людей, признающих Ахматову поэтом народным, философским и даже гражданским… Ведь в самом деле Ахматова – фигура незаурядная, отличавшаяся даже в кругу, где незаурядность считалась нормой. Все-таки не на каждом шагу встречались женщины столь образованные, яркие и самобытные, да еще писавшие невиданные доселе женские стихи, действительно выражавшие, причем грациозно и легко, женскую сущность» (Из статьи «Анна Ахматова и серебряный век» - Гайдуков Михаил).
П.: Мы начинали наше занятие с пророческого стихотворения А.Блока об Анне Ахматовой, а закончим пророческим стихотворением Анны Ахматовой, утверждающим бессмертие ее Музы:
Забудут? - вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
И Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
21 февраля 1957
Ленинград
IV. Домашнее задание.
П.: Наше занятие закончено. Распечатки с домашним заданием у вас на столах (приложение 5).
Библиография:
Основные источники:
Русская литература XIX-XX веков: В 2 т. Т.1. Русская литература ХХ века/Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. – М.: Высшая школа, 2001.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. . Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. – М., 2002.
Нефагина Г.Л. Пособие по литературе для поступающих в вузы. – М.: 2003.
Литература: учеб. для ссузов/ В.К. Сигов, М.И. Громова. – М.: Дрофа, 2005.
Дополнительные источники:
А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/Авт.-сост. Д.Л. Страхова. – М.: Дрофа, 2001.
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы. – М.: Просвещение, 2002.