Тема: «Дикие животные весной».
Цель: обогащение представлений об изменениях в жизни диких животных весной, развитие познавательных интересов.
Задачи:
- повторить и обобщить знания об основных признаках и явлениях весны;
- Повторить и обобщить знания с сезонными изменениями в жизни диких животных весной линька, конец спячки, забота о потомстве;
- способствовать развитию и коррекции слухового восприятия; развитию произвольного внимания, коррекции и развитию мышления через формирование аналитико – синтетической деятельности; развитию речи учащихся путём полных ответов на вопросы, построения связного высказывания;
- формировать уважительное отношение к мнению других; способствовать восприятию красоты весенней природы.
Ход занятия.
Организационный момент. Введение в тему занятия.
Организационный момент. – Здравствуйте.
Стойку смирную примите.
На секунду вы замрите.
Правильно за парты вы присядьте.
И внимание своѐ направьте.
– Начинаем наш урок.
Настройся на работу.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно,
Руки тихо поднимаем,
И задания выполняем.
Мне очень нужна ваша помощь. Когда я шла в сюда, заметила, что на улице что-то произошло, что-то изменилось. Но прежде, чем Вы ответите, что изменилось вокруг, послушайте стихотворение.
Если снег повсюду тает, (слайд 2)
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла……. весна.
Правильно! Молодцы! Так что же изменилось вокруг?
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью этих слов.
( Светлый, солнечный, прекрасный, теплый, чудесный или пасмурный, мрачный, холодный, дождливый.) (Слайд 3)
Итак, на улице чудесная ( пасмурная ) погода. А какое сейчас время года? ( Весна). На каких уроках мы уже говорили о весне? ( На уроках чтения: Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Ситников «Утро», По Л. Толстому «Весна», И. Никитин «Полюбуйся: весна наступает».) Вспомните, какие стихотворения о весне вы знаете. Послушаем стихотворение Ф. Тютчева « Зима не даром злиться ». Одинаково ли автор относится к зиме и весне? Объясните свой ответ. ( Автору не нравится зима, он называет ее злой ведьмой, а весна ему нравится, он говорит о ней ласково – прекрасное дитя). Поэт подобрал такие слова и выражения, которые помогают нам увидеть зиму и весну так, словно они живые. Молодцы!
2. Беседа о весне.
- Расскажите, какие изменения весна нам приносит? Давайте вспомним все признаки весны!
1.Солнце выше и больше греет.
2. Текут ручьи.
3. Идет дождь и грозы. (слайд 4)
4.Появляются проталины - это место где сошел снег и видна земля.(слайд 5)
5. Капель.(слайд 6)
6.На реках ледоход – это когда лед на реках трескается и течет по течению.(слайд7)
7. Половодье – тает снег, бегут ручьи в реки, они переполняются и выходят из берегов.
8. Появляются первые цветы. (Какие вы знаете первоцветы?)(слайд9)
9. Просыпаются насекомые.(слайд10)
10. Прилетают перелетные птицы. (слайд11)
А сейчас задание. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них задания и напишите в той последовательности, в какой они происходят.(Слайд12) Приступайте. А теперь, проверим! (Слайд 13).
Молодцы! А теперь давайте вспомним весенние месяцы. Послушайте стихотворения.
В теплых солнечных сапожках, (слайд 14)
с огонечком на застежках,
по снегам бежит мальчишка –
снег пугает, шалунишка:
только ступит – стаял снег,
раскололся лед у рек.
Охватил его азарт:
а мальчишка этот – …. (март)
Будит лес, поля и горы,
все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех…….(апрель)
В лапотках бежит малыш,
ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
он смеется – все поет.
Спрятал счастье в лепестках
у сирени на кустах.. .
«Ландыш мой, благоухай!» –
повелел веселый им месяц …(май)
Молодцы вспомнили! А теперь поиграем!
Игра на внимание.
Я называются месяцы. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то – приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – танцуем и кружимся, как снежинки. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём.
Март, июнь, сентябрь, май, февраль, апрель, июль, декабрь, март, август, январь, март, октябрь.
А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.
- Как вы думаете, от кого?
(В конверте приглашение в гости от зверей).
- Мы сегодня отправимся с вами в весенний лес. А вы знаете, как надо вести себя в лесу? Повторение правил поведения в лесу.( Слайд 15-16)
Животных, насекомых, растений много на земле, но они нуждаются в нашем бережном к ним отношении, иначе они тоже могут попасть на страницы Красной книги, стать редкими и исчезающими. И вот чтобы не произошло этого, нам всем необходимо соблюдать правила поведения в природе. Соблюдая эти несложные правила, вы можете спасти животных и растений от гибели.
Давайте вспомним, какие же правила поведения в лесу вы знаете!
• Правило 1.Не шумите на природе!
• Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
• Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
• Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
• Правило 5. Берегите почву! Не разоряйте гнёзда, муравейники!
• Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!
• Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
• Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
Молодцы! Все вспомнили как нужно себя вести в лесу!
Мы с вами отправляемся в лес! Встаньте, пожалуйста!
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
-Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад,.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
А теперь посмотрим на экран. Что вы видите? (слайд 17)
( На экране появляется картинка леса)
Дыхательное упражнение «Чем пахнет в лесу?»
Как дышится в лесу? (легко, там чистый воздух).
Чем пахнет в лесу? ( травой, грибами, цветами).
Это весенний лес. Ребята, посмотрите внимательно кого не хватает в лесу?
Дети: ( нет птиц, нет животных).
Учитель: Правильно. Как мы называем животных, которые живут в лесу?
Дети:( дикие животные).
Учитель: - А кто нас встретит в лесу? Давайте подумаем, какие животные будут нас встречать? я вам сейчас загадаю загадки. Слушайте первую загадку.
1.*Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (лиса)
2.*Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый ... (волк)
3.*Зимой – бел. Летом – сер. Характером – несмел. (заяц)
4. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (белка)
5. На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая … (синица)
Молодцы! Всех животных отгадали! А все ли животные нас встречают? Почему не все? А сейчас мы с вами поиграем немножко!
Игра с мячом « Дикие и домашние животные». А вам называю вам домашнее животное, а вы мне дикое.
Молодцы! Справились и с этим заданием! Еще раз повторим какие животные называются домашними, дикими?
- А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной?
- Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. (слайд 20-22)
- Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.
- Из животной пищи ест насекомых, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники), мелких зверьков. А также очень любит рыбу.
А кто может что-то дополнить к моему рассказу?
Медведь. Медведь «хозяин леса». Это очень крупное, сильное животное. Он опасный хищник. Медведи бывают белые, которые живут в снегах, и бурые, которые живут в лесах. Медведь зимой спит. Питается он мышами, лосями, козами, но любит и растительную пищу: травы, корешки, ягоды. В малиннике он может сидеть весь день. А мед любит так, что даже имя свое получил из-за меда.
Молодцы! Очень интересно! Слушаем дальше.
В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего 500г. Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны.
А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.
Продолжаем. Следующее животное, которое просыпается – это еж. (слайд 23-24)
Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.
Весной ежихи выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком. Как называются детеныши ежихи?
- Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?
- А какие ещё животные просыпаются весной? (ежи, барсуки, суслики, лягушки.)
А сейчас возьмите конвертики №2 и соберите картинки животных.
Соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук ,лягушка.) (слайд 25)
Молодцы собрали. Какие животные у вас получились? Отложите в сторону.
А следующего животное узнайте по кормам! Что вы видите на экране, назовите? Какое животное питается этим? Правильно! Белка! (слайд 26-28).
Белка живет в дупле на деревьях, зимой она не спит, а питается запасами, которыми запасла осенью. Зимой белка имеет серый цвет шубки, а весной она линяет и меняет цвет на рыжий! Поздней весной белка выводит потомство. У нее рождаются от 2 до 4 детенышей, они рождаются голыми и беспомощными, мама за ними ухаживает и кормит молоком!! А как называются детки белочки?
Кто может дополнить? Белки небольшие животные с пушистым хвостиком, умные животные, могут есть из птичьих кормушек, они быстро приручаются и могут брать еду с рук. Они могут быть и вредителями когда им не хватает еды в лесу они приходят к человеку и грызут все.
Следующее животное которое нас встречает – это заяц. (слайд 29-31)
Он живет в лесу. Да, заяц меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый. Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.
Заяц. Небольшое животное весом до 5 кг. Живет на лесных опушках с кустарником. У зайца много врагов: и лиса, и волк, и рысь. Летом заяц ест траву, а зимой – кору и побеги деревьев. Зайчиха приносит от 3 до 6 малышей два раза в год.
А вот и лесная плутовка-лиса. Питается лиса- мелкими животными(мыши, зайцы), птицами, их яйцами и также любит и рыбу. Она так же как и заяц, белка зимой не спят. Весной лиса линяет, а цвет шубки меняется . но не очень заметно.(слайд 32-34)
Весной рождаются детёныши и у лисы 6-12 щенков, они похожи на волчат, только кончик хвоста белый. Они также как и у белки они рождаются беспомощными и незрячими, их мама кормит молоком. А когда они подрастут родители учат их охотится и защищаться. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.
Кто может дополнить мой рассказ?
Лиса. Хитрый, любопытный хищник. Живет в лесах около водоемов. Лиса хорошо плавает. Она охотится на мелкую дичь и грызунов. У лисы рождается 6 лисят.
И последний зверь который нас встречает в лесу – это волк. Живет волк в лесу, это хищник, питается он мелкими животными(зайцами). Охотится на птиц, рыбу, но могут и нападать на более крупную добычу - как олень, лось. Зимой он не спит, а охотится. Живут волки в логове, или занимают чужие норы. Весной он линяет. И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.(слайд 35-36)
Волк. Осторожный, умный хищник. Живет в лесу. Ночью охотится на диких животных. Волчица выращивает до 8 малышей.Молодцы! А теперь давайте, скажем, что общего происходит у диких зверей весной.
Линяют.
Некоторые меняют цвет шерсти.
Появляется потомство.
Мы с вами немного устали, проведем небольшую разминку.
Развитие координации речи с движением «Звериная зарядка». Слайд 37.
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
Слайд 38.
Угадай, чей домик? (На экране нора, берлога, дупло, куст)
У вас на столах лежат конвертики №3. Откройте их и выполните задание. Вы должны соединить стрелочками животных и их жилища.
|
Медведь Дупло Лисица Берлога Заяц Нора Еж Логово Волк Куст Белка Куст |
Молодцы. А теперь давайте проверим.
Закрепление пройденного.
И в конце давайте с вами отгадаем кроссворд.(слайд 39)
1.Эта птичка остается с нами зимовать, маленькая, серенькая, поет на веточках чирик.
1.Любит прыгать и летать.
Хлеб и зернышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-чирик».
2.Это явление бывает только весной, когда солнце пригревает и начинается с крыши …..капель
3. Как называются первые цветы которые распускаются весной?
4. Как называется жилище лисы?
5. Там где сошел снег, и видна земля или трава называется…
- А теперь давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных.