СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Поэтический час "Посланник мира"». Урок литературы в 11классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок «Поэтический час "Посланник мира"».

Урок литературы в 11 классе по творчеству Расула Гамзатова.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Поэтический час "Посланник мира"». Урок литературы в 11классе.»

Открытый урок «Поэтический час "Посланник мира"». Урок литературы в 111классе.

Составлен учителем гимназии 7 г.Махачкалы Басировой Н.В.

2 сентября 2016год.

Цели урока: продолжить знакомство с лирикой дагестанского поэта Р. Гамзатова; охарактеризовать особенности творчества писателя.

Методические приемы: слово учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 1. Организовать актуализацию требований к учащимся

со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

II. Проверка домашнего задания. 1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2. Организовать выполнение учащимися учебного действия. 3. Зафиксировать учебные затруднения.

Чтение наизусть текста стихотворений (по выбору).

  1. Сообщение темы и целей урока.





Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели,

3. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

IV. Изучение новой темы.

1.Слово учителя.

Сейчас самое подходящее время, чтобы вспомнить поэта, которого среди нас уже нет,– Расула Гамзатова. Он был большой поэт, и не только по той причине, что его много переводили на разные языки при его жизни. Мало ли кого переводили и пропагандировали в советские времена. Но Расул Гамзатов был настоящим поэтом, с редким ощущением стихии народного языка и стихии самой поэзии. Культура и национальная традиция сочетались в его творчестве органично и естественно.
Последние годы люди стали меньше читать, и это печальное обстоятельство обедняет нашу жизнь. Давайте вернем привычку к чтению – сделаем это в этом году, в этом месяце, прямо сегодня

Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев – прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.

Его предки – поэты и труженики – горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова – Дагестан. Он – колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, оттуда еще шире к странам и континентам планеты. Объясняя замысел многих своих произведений, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема – весь мир». В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов – сила воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя.

Утверждая гражданское, национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе.

2. Чтение вступительной статьи учебника о Расуле Гамзатове (с. 225–226).

3. Чтение стихотворений «Земля как будто стала шире…»,

«Опять за спиною родная земля…».

4. Беседа по вопросам:

– Определите тему прочитанных стихотворений. О чем рассказывается в них?

– Каким чувством проникнуты строки произведений?

– Каким человеком представляется нам лирический герой?

– Как вы думаете, в какой период жизни поэта написаны данные стихотворения?

– Какие художественные средства выразительности использует автор?

– Понравились ли вам стихотворения Р. Гамзатова?

- Созвучны ли они вашему мироощущению?

5. А знаете ли вы что…

Подготовленное сообщение. (Заранее было дано задание прочитать информацию о поэте на сайтах Интернета).

Знакомство с информацией «Политики о Расуле Гамзатове сегодня».

1ый ученик.

Президент России Владимир Путин в 2013 году принял участие в официальном открытии памятника поэту Расулу Гамзатову в Москве. Глава государства произнес по этому поводу речь и даже прочел стихи. Памятник на Яузском бульваре столицы вместе с президентом открывали врио главы Дагестана Рамзан Абдулатипов и врио мэра Москвы Сергей Собянин. Выступая на церемонии, В.Путин напомнил, что Москву аварский поэт Р.Гамзатов называл "своей второй матерью", а в конце жизни призывал "не слушать безответственных ораторов, которые пытаются поссорить людей и оторвать их друг от друга"."На этом памятнике - слова из "Журавлей". И у каждого из нас, независимо от возраста, национальности, вероисповедования, замирает сердце, когда мы слышим эту песню, когда читаем его стихи - стихи о любви, о дружбе, о достоинстве и чести, о верности и о долге, о храбрости и о мужестве. Это те ценности, которые он пронес через все свое творчество, через всю свою жизнь. Нравственным законам человеческого бытия он следовал всю свою жизнь", - сказал глава государства. Процитировав напоследок слова Р.Гамзатова из песни "Нас двадцать миллионов", посвященной памяти жертв Великой Отечественной войны, В.Путин заявил, что был лично знаком с поэтом и "имел возможность прикоснуться к чистому источнику его мыслей и нравственных ценностей".



2ой ученик .

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов выступил в качестве соавтора сценарии к фильму о жизни и творческом пути поэта Расула Гамзатова. Абдулатипов же является и инициатором съемок ленты. Снимать картину начнут, предположительно, в Москве, а также на родине поэта, в Дагестане.

Пока у фильма два названия – «Расул Гамзатов. Исповедь» и «Песня гор». 

В Дагестане ко дню памяти поэта приурочено множество мероприятий, среди которых значится и фильм о поэте. 

Кастинг актеров уже проведен в 6 театрах. 60 претендентов на роли в фильмы отобраны. Продюсеры фильма заявляют, что сниматься в картине будут только дагестанцы. 

По замыслу организаторов новый фильм примет участие в ряде международных кино-конкурсов и станет востребованным и интересным зрителю.







V. Подведение итогов урока.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

- Можем ли мы гордиться творчеством нашего земляка?

- Почему Расула Гамзатова можно считать «поэтом планеты»?

-Что присуще творческому мастерству писателя?

Р. Гамзатов вложил в поэзию не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Поэт убежден, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, своей родине, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы объединяют их. Умение связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность поэзии, конкретность образов и глубина обобщений – вот что  присуще творческому мастерству писателя.

VI. Рефлексия

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками.

2.Выставить оценки за урок с комментариями учителя.

VII.Домашнее задание:

Организовать обсуждение и запись домашнего задания :

Подготовить выразительное чтение стихотворений и ответы на вопросы 1–3 учебника

(с. 227).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!