СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок-повторение по теме «Деление суммы на число».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок-повторение по теме «Деление суммы на число».

научить детей различным способам деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число; развивать вычислительные навыки, наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи. ЗАДАЧИ: применение распределительного свойства при делении суммы на число развитие внимания, мышления, речи, умения сравнивать и обобщать воспитание организованности, привитие интереса к математике, расширение кругозора

Тип урока: повторение

Ход урока

1.Организационный момент

А)Психологический настрой

-Давайте вспомним наш девиз:

Математика важна

В жизни всем она нужна.

В) -Проверка домашнего задания (собрать тетради)

-Запись числа в тетради

2. Постановка задач урока.

Сегодня мы повторим тему: «Деление суммы на число».

Закрепим навыки решения задач,

Урок у нас будет необычный, он пройдет в виде соревнования между рядами.

Урок соревнование — Учитель объясняет что такое соревнование.

Очень важно чтобы между вами была взаимовыручка, взаимопонимание, и главное дружба.

Соревнование между рядами.

-Но давайте повторим. Как можно разделить сумму на число?

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок-повторение по теме «Деление суммы на число».»

Дата: 15.01.2018

Математика

Открытый урок-повторение по теме «Деление суммы на число».

ЦЕЛИ:
научить детей различным способам деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число;
развивать вычислительные навыки, наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

ЗАДАЧИ:
применение распределительного свойства при делении суммы на число
развитие внимания, мышления, речи, умения сравнивать и обобщать
воспитание организованности, привитие интереса к математике, расширение кругозора

Тип урока: повторение

Ход урока

1.Организационный момент

А)Психологический настрой

-Давайте вспомним наш девиз:

Математика важна

В жизни всем она нужна.

В) -Проверка домашнего задания (собрать тетради)

-Запись числа в тетради

2. Постановка задач урока.

Сегодня мы повторим тему: «Деление суммы на число».

Закрепим навыки решения задач,

Урок у нас будет необычный, он пройдет в виде соревнования между рядами.

Урок соревнование — Учитель объясняет что такое соревнование.

Очень важно чтобы между вами была взаимовыручка, взаимопонимание, и главное дружба.

Соревнование между рядами.

-Но давайте повторим. Как можно разделить сумму на число?

-можно вычислить сумму и разделить на число

(24) : 2=3

-Но бывает что каждое слагаемое делится на это число. В этом случае можно разделить каждое слагаемое на число и результат сложить.

(24) : 2 = 2:2+4:2=3

Я прочитаю вам веселые стихотворения о геометрических фигурах, а вы постарайтесь определить, что это за фигуры.

Это будет названием вашей команды.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны - Одинаковой длины.

Вам его представить рад -

А зовут его -  (квадрат). (Учитель показывает квадрат)

Ты на меня, ты на меня, ты на него - На всех всего, у нас всего

У нас всего по три (треугольник).

У какой фигуры нет начало и конца? (круг)

I. ряд II ряд Ш.ряд

квадрат    круг   треугол.

У. Что такое квадрат? У.что такое круг? У. Что такое треугол.?

-И так принимаемся за работу.

I Конкурс

Минутка чистописания.

Будете писать числа, которые у вас получатся.

1ряд: (15+15):6 =  5

2 ряд: (16+14):5=   6

3 ряд: (70+11):9 = 9

Учитель: Используя цифр 5, 6, 9.какое число можно составить?

Дети: 569

Учитель: какое это число?

Дети: трехзначное

Учитель: назовите соседей числа 569 ( 568, 570)

Учитель: запишите в тетради число 569

Учитель: вопрос 1 ряду-сколько десятков в этом числе?

2 ряд-сколько единиц? 3 ряд- сколько сотен?

Молодцы!

II Конкурс

Устный счет. Примеры на геометрических фигурах.

1 ряд- 7*9 6*4 4*8

2 ряд- 8*5 9*6 3*7

3 ряд- 9*4 5*7 6*8

III Конкурс

Решение задач

-Учитель: Рассмотрим 1 задачу:

О чем говорится в задаче? ( об овощах.)

Учитель: давайте вспомним алгоритм задачи условие ,вопрос ,решение, и ответ

нужно решить задачу удобным способом

Израсходовали- 21кг картофеля, и 28 кг моркови – за неделю

Сколько овощей израсходовали - за 1 день?

(21+28):7= 7(кг)

Ответ: за 1день – 7кг

Рассмотрим 2 задачу:

Построили- 32 д - в 4 ряда

Сколько 24 д - ? рядов.

32:4= 8 (д)

24:8= 3 (р)

Ответ: образуют – 3 ряда

IV Конкурс

Цветик- шестицветик

С каждого ряда выходят по два ученика и решают задание у доски.

Задание находится на лепестках цветка.

(80+24):8 (60+12):3 (90+18):9

28:7+16 50-9*5 10*0+99

V Конкурс

Работа в парах.

Запиши выражения и найди их значения. карточки.

-Сумму чисел 12 и 8 раздели на 5.

-Число 8 умножь на сумму чисел 29 и 11.

-Сумму чисел 18 и 24 уменьши в 7 раз.

-Разность чисел 35 и 15 увеличь в 6 раз.

-Сумму чисел 25 и 45 раздели на 7.

-Разность чисел 150 и 50 умножь на 3.

-Разность чисел 39 и 29 умножь на 4
-Из числа 65 вычти частное чисел 15 и3
-К 29 прибавь произведение чисел 7 и 3
-К произведению чисел 3 и 6 прибавь 52
-Сумму чисел 48 и 22 увеличить в 4 раза

-Разность чисел 67 и 37 увеличить в 2 раза

VI Конкурс

Устный

-Периметр квадрата равен 16 см. Чему равна его сторона? 16:4=4

- Площадь квадрата равна 16см. Чему равна его сторона? 16:4=4

-Длина прямоугольника 4см ширина 2см. Чему равен периметр? (4+2)*2=12



Логические задачки.

Вопрос №1

У Алины несколько кукол. Папа подарил ей не день рождения столько же кукол, сколько у неё было. Теперь у Алины 12 кукол. Сколько кукол подарил ей папа ?

Ответ: 6



Вопрос№2

2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?... 

Ответ: 7



Вопрос №3

6. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?

Ответ: 0
















Урок русского языка

Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»

Класс: 3

Классный руководитель: Есенбай Ырысгуль Есенбаевна

Цели урока: Повторение падежных окончаний имён прилагательных; развивать орфографическую зоркость.

Ход урока



1. Организационный момент
2. Словарная работа
ИНТЕРЕСНЫЙ пушистый
Лесное ЛИСИЦА
ПРЕКРАСНАЯ деревце
Снежок рассказ
— почему три слова выделены? (это словарные слова)— какие орфограммы русского языка увидели? (правописание безударной гласной в корне слова ( лесное – лес, снежок- снег, деревце — деревья), сочетание ши в слове пушистый, удвоенная согласная в слове рассказ ).
-какие слова лишние в правом и левом столбиках? (в левом лишнее слово Снежок, т.к это имя существительное и отвечает на вопрос Что?, а в правом– Пушистый, т.к.это имя прилагательное и отвечает на вопросКакой? )
— что такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?)
— что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)
— составим словосочетания, определяя род имён прилагательных, как определить имён прилагательных?(чтобы определить род имени прилагательного, необходимо найти имя существительное к которому оно относится. Какого рода будет имя существительное, такого рада будет и имя прилагательное )
— записать словосочетания по вариантам.
(1-вариант в творительном падеже, 2- вариант в предложном падеже)

1 вариант 2 вариант
Интересным рассказом Об интересном рассказе
Ленным деревцем О лесном деревце
Прекрасной лисицей О прекрасной лисице
Пушистым снегом О пушистой лисице
— как определить падеж имён прилагательных? (какого падежа будет имя существительное, такого падежа будет и имя прилагательное, которое с ним связано)
— как правильно написать окончание имени прилагательного? (необходимо задать вопрос к имени прилагательному, какое окончание в вопросе, такое же окончание и в имени прилагательном)
3 Синтаксический разбор предложения
Составить предложения со словосочетанием БЕЛОСНЕЖНЫЕ ПОЛЯНКИ
— какого числа имя прилагательное в словосочетании? (множественного)
— какого рода? (во множественном числе имена прилагательные рода не имеют)
Лучшие записать. Например.
На белоснежных полянках сверкают лучи яркого солнца.
В этом предложении говорится о лучах (что: лучи) –подлежащее
Лучи (что делают?) сверкают – сказуемое
Задаём вопрос от подлежащего: лучи (чего?) солнца — дополнение
Задаём вопрос от сказуемого: сверкают (где?) на полянках – обстоятельство
Задаём вопрос от обстоятельства: на полянках (каких?) белоснежных — определение
Задаём вопрос от дополнения: солнца (какого?) яркого

Определение падежей у имён прилагательных
(На белоснежных полянках — предл. п
Яркого солнца – родит. п )

4.Повторение безударных окончаний имён прилагательных
— давайте ещё раз повторим: как правильно написать безударное окончание у имён прилагательных? (мы задаём вопрос к данному прилагательному: какое окончание в вопросе, такое окончание и в имени прилагательном, а падеж определяем по имени существительному с которым оно связано)
(КакимиСиними морями (чем?) – Т.п.
(Какой?Тонкой осины (чего?) – Р.п
(Каким?) Зимним утром (чем?) – Р.п.
(По какой?)По Скучной дороге(по чему?) – Д.п
5. физминутка
6. Самостоятельная работа с последующей проверкой и объяснением орфограмм.
Сн.ж.нки р.дились (в)снежн… туч(ь)к.
Снежинки – (е) проверочное слово снег(правописание б/г)
Жи сочетание
Родились – (о) проверочное слово род(правописание б/г)
В — предлог и пишется раздельно со словом, т.к. между ними можно поставить вопрос (в какой?) или ещё одно слово (в маленькой) снежной .
Тучке — сочетание ЧК, без ь знака. Окончание е т.к. имя существительное 1-го склонения, П.п 

7. Творческая работа
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определит их падеж.

В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой. 
(Работы сдать учителю)
Примерный текст:
В зимнем(П.п.) лесу всё замело. Только рыжая (И.п.)плутовка лисица ищет робкий (В.п.)след зайки. Апушистый(И.п.) зайка спрятался под маленькой (Т.п.)ёлочкой.
8. Домашнее задание

Упражнение учебника

9. Итог
— Как, вы, думаете, для чего нам необходимо имя прилагательное?
(Для того, чтобы наша речь была красивой и разнообразной)


1.Задание

Сн.ж.нки р.дились (в)снежн… туч(ь)к.


2. Задание

В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой. 

1.Задание

Сн.ж.нки р.дились (в)снежн… туч(ь)к.


2. Задание

В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой. 

1.Задание

Сн.ж.нки р.дились (в)снежн… туч(ь)к.


2. Задание

В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой. 

1.Задание

Сн.ж.нки р.дились (в)снежн… туч(ь)к.


2. Задание

В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой. 

1.Задание

Сн.ж.нки р.дились (в)снежн… туч(ь)к.


2. Задание

В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой. 

1.Задание

Сн.ж.нки р.дились (в)снежн… туч(ь)к.


2. Задание

В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой. 


Сочинение по картине И.И. Шишкина «Зима»  

 Цели:   -познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Зима»;

              - Учить «читать» картину, правильно и последовательно излагать

               мысли;

              - развивать художественный вкус, умение сравнивать, переживать;

              - воспитывать любовь к родной природе.        

Оборудование: презентация.

                                                 Ход урока:     

I. Организационный момент.

II.Подготовительная работа.

  -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Каким вы его себе представляете?

  В сапогах, в охотничьей шляпе стоит человек с ящиком для кистей и красок за плечами, опершись на длинный посох. Он что вышел из лесу и остановился отдохнуть…

  Таким пейзажиста Шишкина, «Царя леса», изобразил художник Крамской (вывешивается портрет)        

  - Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в старинном маленьком городке Елабуге, находящийся на реке Кама, в заповедной лесной стороне. Любовь к родному краю, понимание красоты и богатства родной природы определили всю его дальнейшую жизнь. Шишкин решил посвятить себя пейзажной живописи.

  Художник умел воссоздать бескрайние просторы полей с золотыми нивами, могучие дубравы, непроходимые дебри. Его любимой темой была жизнь русского леса. Лес художник изображал во все времена года. Перед нами встают могучие леса, покоряющие величием и красотой. Шишкин в своих картинах правдиво изображал природу. В его произведениях много интересного. Они приковывают наше внимание и заставляют любоваться красотой, которую мы часто в спешке не замечаем.  

III. Постановка темы урока.

  -Сегодня на уроке мы будем говорить о картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима». (Вывешивается репродукция картины)    

IV. Работа по картине.

  - Рассмотрите внимательно картину. Представьте себе, что мы на рассвете в безмолвной тишине заходим в зимний лес. Где мы очутились?

   Дети: - В самой чаще леса.

   Учитель: - Правильно. Мы в сосновом бору. Снег…везде снег. Настоящее царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Снег, видно, выпал недавно, а мороз уже сковал стволы деревьев. Волшебница зима торжествует, властвует. Какие чувства и желание вы испытываете, когда смотрите на картину Шишкина?

   (Таинственности, сказочности. Желание проникнуть в этот сказочный лес.)

   -При взгляде на картину «Зима» невольно вспоминаются слова поэта Сергея Есенина:                Заколдован невидимкой

                              Дремлет лес под сказку сна.

   - Как вы понимаете смысл слов дремлет лес под сказку сна?

 (значит в лесу стоит тишина, ничто не нарушает покоя зимнего леса.)

   -Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы. Видимо, сюда редко ступает нога человека. Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?

  Дети: - Сосны.

  Учитель: - Опишите их.

  Дети: - Они стройные, величавые, могучие.

  Учитель: - С чем мы можем их сравнить?

  Дети: - С колоннами, столбами.

  Учитель: - Совершенно верно. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?

  Дети: - Старые.

  Учитель: - Почему так решили?

  Дети: - Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.

  Учитель: - Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.

  - Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник?

  Дети: - Ясный, морозный.

  Учитель: - По каким признакам вы это определили?

  (Небо голубое. Лучи солнца не очень яркие. Солнце зимнее, холодное)

  Учитель: - Глядя на картину, опишите лес в этот морозный день.

  (выслушиваются ответы детей).

  Учитель: - С чем можно сравнить снег?

  (С белой скатертью)

  Учитель: - В этот морозный день лес стоит как в сказке, он весь укутан снежным покрывалом. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Воздух кажется неподвижным. Все замерло. Ничто не нарушает тишину леса. Всмотритесь повнимательнее в картину. Кто это одиноко сидит на ветке большой сосны?

  Дети: - Птица.

  Учитель: - В лесу пустынно. У подножия сосен лежат засыпанные пушистым, мягким снегом старые деревья, выкорчёванные когда-то бурями. Посмотрите вдаль. Каким кажется лес?(Светлее, голубее, чем вблизи)

- Какими нам кажутся предметы вдали?  (Меньше, менее чёткими)

Слой воздуха как бы покрывает их лёгкой, полупрозрачной пеленой.

- Что мы видим на переднем плане?  (Величавые сосны)

- А на втором плане?     (Зимний лес превращается в голубовато-белый массив)

 -Какие краски преобладают в картине?  (Белая, голубая, коричневая)

- Можно сказать, что художник хорошо знает русскую природу.

Спокойствие, сила, богатство и красота русской природы пронизывают всю картину. Всё это передаётся и нам. Мы видим, как чудесна, красива зимняя природа.

V. Работа над образными средствами языка.

 - Какие определения вы подберете, чтобы описать: лес, сосны, ёлочки, зиму, день? 

 Давайте составим таблицу:                (

 «Данное»

                             «Новое»

Лес           

Могучий, красивый, тихий, пустынный, спокойный, сказочный, таинственный

Снег

Пушистый, серебристый, белый, голубоватый, легкий, мохнатый, чистый, новый.

Сосны

Могучие, величавые, стройные, крепкие.

Ёлочки

Маленькие, в нарядных белых платьях.

Зима

Волшебница, чародейка.

День

Ясный, морозный, зимний, холодный, чудесный.

Воздух

Свежий, холодный.

  - При описании чего можно использовать словосочетания: янтарным светом, отягощенные снежными хлопьями.

  Дети: - Янтарным светом освещен лес. Ветки деревьев отягощены снежными хлопьями.

  - как вы понимаете смысл слов отягощены?

(Хлопья снега очень тяжёлые, ветки под ними прогнулись)

  - При описании чего можно использовать слова: укутан, пустынно, голубовато-белый массив.

(Пустынно в лесу. Лес укутан снегом. Зимний лес на заднем плане картины выглядит как голубовато-белый массив)

IV.Орфографическая подготовка.       

На доске: «Заброшенный, властвует, редко ступает, величавые, могучие, выросли на просторе, пустынно, чётко, различимы, стволы, поваленные, засыпанные, голубовато-белый массив, переднем, видим, изобразил, вверху, переливаются».

  - Прочитайте слова, записанные на доске. Вы можете использовать их в своем сочинении. Какие орфограммы встречаются в них?

(подчеркивают орфограммы)

VII.Составление плана сочинения.

 - В какой последовательности будем описывать увиденное на картине?

(Сначала о преображении всего с приходом зимы. Затем описывать лес. В конце о своем отношении к картине)

                        План:          (8слайд)

                         1.Пришла волшебница зима.

                         2. Дремлет лес под сказку сна.

                         3. Снег, снег, снег – царство снега.

                         4. Мое отношение к картине.

  - Выберите эпиграф и запишите его в начале сочинения.

VIII. Написания сочинения.

 

IX. Итог работы.


















Сабақтың тақырыбы :  Жыл  мезгілдері .
Сабақтың  мақсаты :1.Жыл мезгілдеріне  толығырақ  тоқталу
                         2.Осы  тақырып бойынша білім, білік дағдыларын қалыптастыру. Сөйлеу тілін дамыту.
3. Қоршаған ортаға деген қызығушылықтарын, сүйіспеншіліктерін арттыру.
Сабақтың түрі  :    жаңа сабақ
Сабақтың әдісі : сұрақ-жауап, әңгімелеу.
Сабақтың көрнекілігі:   суреттер
Сабақтың барысы:

 I.Ұйымдастыру кезеңі   
а) сәлемдесу

2.Психологиялық ахуал

3.Тіл дамыту
Берекесін  сыйлауға
Өлкемізге күз келді.
Жемістерін жинауға,
Шақырады біздерді.
Жаңа сабақты түсіндіру
1.Суреттеңіз .Жыл  мезгілдерін атаңыз.
2.Салыстырыңыз.    Күз бен жаз мезгілінде адамдар қандай еңбекпен айналысады?
3.Саралаңыз. 
Адамдар қай жыл мезгілін қалайды?
Мәтінмен  жұмыс.  Ауа-райы

     Жылдың  төрт мезгілі бір-біріне ұқсамайды. Қыста қатты аяз, жазда ыстық, күзде қоңыр салқын күндер жиі болады.көктемде күн жылына бастайды. 
Жазда желсіз,аспан көбінесе бұлтсыз ашық болады.Жаңбыр онша көп жаумайды. жазда күн ұзақ, түнқысқа болады. Маусымның 22-сінде күн мен түн теңеледі.
Жаздан кейін қоңыр салқын күз де кепіп жетеді. Қараңғылық ерте түседі. Аспанды қара бұлт қаптап, жауын да жиі жауады. Қар аралас жауын-шашын болады.
Қыста дала, орман, үйлер ақ қар жамылады. Өзендер мен көлдердің бетін көгілдір мұз жабады. Күн аязды,жер тайғақ болады. Қыстан кейін көктем де келеді. Оңтүстіктен жылы жел еседі.
Жылдың әр мезгілінде ауа-райы өзгеріп тұрады.Ауа-райын болжаумен метеорология ғылымы айналысады.Ауа-райын болжайтын қарапайым аспаптардың бірі-барометр. Ал жердің жасанды серіктері жоғарыдан ауа райының жағдайын өзгерісін бақылайды да,радио арқылы жерге хабарлап тұрады

Сабақты қорытындылау:  

Ой қозғау:
1.Күзде қараңғылық қашан түседі?
2.Күн мен түн қашан теңеледі?
3.Өзендер мен көлдер қашан қатады?
4.Адамдар ауа-райының өзгеруін қайдан біледі?




Тема урока.  Казахский национальный орнамент.

    Цель урока.

1.     1.Познакомить с видами национального орнамента и изобразить .

2.     Развить творческие способности .

3.     3.Воспитать интерес к декоративно прикладному искусству.

  План урока.

1.     Организационный момент.

2.     Теоретическая часть.

3.     Практическая часть.

4.     Закрепление.

5.     Домашние задание.

  Методы обучения.  Иллюстративнно-демостративный.

  Материалы к уроку.

1.Для учителя: план, иллюстрации, наглядности к уроку, учебник ИЗО.

2.Для учащихся: 

учебник ИЗО, тетрадь, альбом, карандаш, краски, кисти, цветная бумага, ножницы.

  Ход урока.

1.Организационный момент. Здравствуйте ребята.

2.Теоретическая часть.

Тема урока «Казахский национальный орнамент».

Цель урока. 1.Познакомить с видами орнамента. 2. Изобразить орнамент, и выполнить из бумаги.

     Казахский орнамент формировался на основе искусство древних кочевых, скотоводческих племен. Орнамент-это узор, составленный из повторяющих элементов. Орнамент используется для украшений различных предметов, одежды, предметов быта.

Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахстана, что даже « говорят- казахский народ живёт в мире орнамента, потому что им украшено практический всё: дома, юрты, мебель, посуда музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения».

Казахский орнамент очень разнообразен, делится на несколько групп.

1. Зооморфный-связанный с дикими и домашними животными,птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных и отельных частей их фигур: рог архара, олений рог и др.

Орнамент, связанный с домашними животными  частей их фигур  бараний рог, голова лошади, верблюжий след, сломаний рог др.

2.Космогонический орнамент - связанный с космосом: звездый, луна, полумесяц.

3.Растителый орнамент- с цветами, листвой, насекомыми.

4.Орнамент связанный с насекомыми –бабочка, змея, мыший след, гусеница.

5.Геометрический орнамент -  геометрические фигуры; круг, квадрат, треугольник, овал.

6.Орнамент, связанный с изображением птиц отдельных частей и фигур; птичий хвост, крыло, птичий след. 

7. Орнамент связанный с изображением  инструментов, предметов быта, топор, зубья, пилы, гребень, кольцо.

У казахского народа очень много изделий прикладного искусства, украшенных узором. Орнамент всегда очень популярен среди народов, выходит что это один из декоративно-прикладного искусства передаваемый из поколения в поколения. Мастера -искусники старались вести в орнамент новые элементы, обогатить композицию. В народе таких людей называют " ОЮШЫ" -"ОРНАМЕНТЩИК",и в народе считали что"Резва мысль у того, кто рисует орнамент". Теперь ребята я познакомлю наиболее часто встречающимися видами орнамента. 

           Қошқар мұйіз- бараний рог-  похож на завитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских. Считается самым главным орнаментом из всех видов, из которого происходят остальные виды.

  Жұлдыз-звезда - подобен звезды на небе. Используют для украшения ковров.

         Сломанный рог- узор напоминающий изогнутый рог. Им украшают циновки из чия(песчаного тростника) паласы.

         Гұл -цветок - цветы тюльпана, ромашки, подснежника, розы. Им украшают женскую национальную одежду, головной  убор, украшения.

Девочки читают реферат "Национальная одежда","Юрта".

3.Практическая часть.

  Теперь ребятам нарисуем орнамент "Кошкар муйиз- бараний рог."

Последовательность выполнения орнамента.

А.  На альбомном листе выполняем линию, делим лист на 2 части. При этом лист располагаем  горизонтально, затем делим две половины опять ,получается 4 части, проводим горизонтальные линии, делим верхнюю и нижние части получаем всего 8 части.

 Б.Нарисуем контур, от верхнего центра ставим точку, проводим линии в стороны, от нижнего центра проводим линии, рисуем бараньи рога соединяя  в один контур.

 В.Красим орнамент в разные цвета только те которые использовались(красный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой).

  4.Закрепление.

 На сколько групп делится  казахский орнамент?

Какие виды вы знаете? Где используется орнамент?

            А сейчас ребята давайте выполним любой орнамент на цветной бумаге,складите бумагу на две части нарисуйте контур орнамента, затем  вырезайте но при вырезаний бумаги осторожно работайте с ножницами.

  Подведение итогов: Проводим выставку всех работ, выставляем оценки.






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!