СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок : Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций .

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок : Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций .»













Открытый урок

по химии для 9 класса

«Проведение расчетов на основе формул

и уравнений реакций»









Учитель: Балаева В.Н.









Тема: Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

Цель урока:Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся в области решения задач по заданиям ГИА. Закрепить умения и навыки по решению задач, с использованием понятия массовая доля и уравнениям реакций.

План урока:

1. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

2. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

3. Вычисления с помощью уравнений реакций.

Оборудование: Плоскодонная колба, стеклянная палочка, вода, хлорид меди, презентация.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент



Создать ситуацию успеха, поздороваться.

Учащиеся приветствуют учителя.


Актуализация опорных знаний

Мотивация


Тема сегодняшнего урока

Проведение расчетов на основе формул и химических

реакций. Умение проводить химические расчеты просто необходимо и инженеру технологу, и химику-исследователю. Это умение пригодиться и вам, вне зависимости от того, какую профессию вы собираетесь избрать. Дело в том, что решение химических задач-отличная тренировка мышления, прекрасно развивает память, внимание, терпение ,умение мыслить логически, приучает к аккуратности и собранности. Вот поэтому при изучении химии большое внимание

уделяется задачам, среди которых, подавляющее большинство-расчеты по химическим уравнениям.

Сообщение плана урока.

Знакомлю с листом учащегося.


Вопросы:

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.


  1. Признаками химической реакции являются?

Выпадение осадка, выделение газа, образование воды.


  1. Единица измерения количества вещества?

Моль


  1. Чему равен молярный объем?

22,4л/моль


  1. Степень окисления серы в серной кислоте равна?

+6


  1. Какие соединения называются оксидами?

Это сложные вещества, состоящие из 2-х химических элементов одним из которых является кислород.


  1. Самый сильный окислитель?

фтор


  1. Как найти массовую долю растворенного вещества.

W=mв-ва/mр-ра*100%


  1. Аллотропная модификация кислорода

озон


Проверка знаний химических формул.

Головоломка « Уравнения связи»

В головоломке спрятались 8 химических формул, найдите их, за 3 минуты.















Задачи1

Расчёт массовой доли химического элемента.

Учащимся предлагается выполнить задания по вариантам


W=Ar*n/Mr



















Ответы


Учащиеся самостоятельно находят химические формулы.




m

n

M

mв-ва

mр-ра

W

n

V

W

C

Na

N

Vm

Ar·n

mр-ра

W

NA

Mr

mв-ва

V

mпр

mр-ра

Vр-ра

Рр-ра

W

N

mтеор



1 Массовая доля кислорода в силикате магния (MgSiO3 )равна

1) 16% 2) 24% 3) 36% 4) 48%

2 Массовая доля азота в нитрате алюминия(AI(NO3)3 равна

1) 14% 2) 19,7% 3) 6,6% 4) 21,3%

3Массовая доля кислорода в нитрате алюминия (AI(NO3)3 равна

1) 7,5% 2) 22,5% 3) 42,4% 4) 67,6%


4 Массовая доля кислорода в нитрате железа (III) Fe(NO3)3 равна

1) 59,5% 2) 6,6% 3) 16% 4) 56,1%



5 Массовая доля азота в нитрате железа (III) Fe(NO3)3 равна

1) 5,8% 2) 17,4% 3) 28% 4) 59,5%





1 MgSiO3

48%

2 AI(NO3)3

19,7%


3 AI(NO3)3

67,6%

4 Fe(NO3)3

59,5%

5 Fe(NO3)3

17,4%

6 AI2(SO4)3

56,1%

7 Fe(NO3)3

23,1%

8CuSO4

40%

9Fe2(SO4)3

48%

10Fe2(SO4)3

24%

11AI2(SO4)3

28,1%

12 BaSiO3

22,5%

13 Fe(NO3)3

17,4%

14 B2O3

31,4%

15 AI2(SO4)3

28,1%

16 CuSO4

40%

17 Fe(NO3)3

17,4%

18 CuSO4

40%

19 AI(NO3)3

19,7%


20 MgSiO3

48%







Задачи 2



Демонстрация опыта по расчету концентрации раствора

100г воды

5 г хлорида меди

Добавила еще 3г хлорида меди

Приливаю еще 20 г воды, как измениться концентрация раствора.




W=4,8%

W=7,4%



W=4%


Приступаем к решению задач на растворы.

Задания по вариантам, ответ заносят в таблицу, время 2 мин.















К доске вызываю 3 учащихся, и решаем задачи по карточкам.


















«Химический кроссворд»




«Колесо фортуны»

Мысленно поверни и допиши уравнения химических реакций.


вариант

Масса вещества

Масса раствора

Массовая доля

I

10

200


II

25


10%

III


300

15%

IV

24

240


V

5


50%

VI

40

500


VII

35


10%

VIII

6

300


IX


450

25%


1Смешали 120 г раствора серной кислоты с массовой долей 20% и 80г 30%-ного раствора того же вещества. Массовая доля кислоты в полученном растворе равна_______%


2.К 150 г раствора хлорида натрия с массовой долей 10% добавили 20г этой же соли. Массовая доля хлорида натрия в образовавшемся растворе стала равна

____%


3.К 120г раствора хлорида бария с массовой долей 15% добавили 60 г воды.

Массовая доля хлорида бария в образовавшемся растворе стала равна________%



Учащиеся записывают химические реакции в тетрадь.






Задачи 3

Алгоритм


Почти в каждой задаче по химии требуется составить уравнение реакций и рассчитать массы или объемы участвующих в ней веществ. Но любые расчеты теряют смысл, если уравнение реакций составлено неверно, поэтому залог успеха в решении задачи понимание физической и химической сущности рассматриваемых процессов.

Составляем уравнение реакции

Определяем молярные массы

(для газов- молярные объемы) и записываем их,

3. Находим число молей вещества, массу или объем которого известны,

4. Определяем по уравнению реакции, в каких мольных соотношениях находятся взятые для расчета вещества,

5. Рассчитываем массу или объем искомого вещества

6. Формулируем ответ


Задача:

Вычислите объем водорода, выделившегося при

взаимодействии цинка массой 13 г, с разбавленной серной кислотой.

Zn+H2SO4→ZnSO4+H2↑


M(Zn)=65 г/моль

Vm(H2)=22,4 л/моль

3) n(Zn)=m/M

n(Zn)=13г : 65 г/моль=0,2 моль

4) n(Zn)=n(H2)

5) V(H2)= n•Vm

6) V(H2)=0,2моль•22,4л/моль=4,48л

Ответ: 4,48 л.

Учащиеся решают задачи на избыток и недостаток.

Избыток или недостаток?


Запомните:

Приступая к решению задачи, надо обратить внимание на наличие «лишних» данных в ее условии: они указывают на то, что одно из реагирующих веществ, взято в избытке.

если это имеет место, надо провести расчет по уравнению реакции и обнаружить это вещество,

решать задачу, используя в расчетах тот

реагент, который израсходуется полностью.


задачи повышенной трудности

1. Какая масса меди может быть вытеснена избытком цинка из раствора сульфата меди (II) массой 320 г и массовой долей соли 5%


2. К раствору хлорида бария (масса раствора 125 г, массовая доля соли 10%)

Прибавили раствор серной кислоты ( масса 196 г, массовая доля кислоты 10%). Рассчитайте массу осадка, выделившегося в результате реакции.




Хлор без остатка прореагировал с 228,58 мл 5%-ного раствора

Гидроксида натрия(плотность 1,05 г/мл) при повышенной температуре. Определите состав полученного раствора и рассчитайте массовые доли веществ в этом растворе.



Домашняя работа.

1.Какой объем водорода выделится (н.у.) при взаимодействии избытка магния и раствора соляной кислоты массой 146 г и массовой долей кислоты 10%

2. Слили вместе по 10 мл растворов гидроксида натрия и азотной кислоты с массовой долей растворенных веществ по 10% в каждом. Плотность раствора щелочи составляет 1,11 г/мл, плотность раствора кислоты -1,05г/мл. Какую окраску будет иметь индикатор лакмус в получившейся смеси?


3 Массовая доля азота в нитрате алюминия(AI(NO3)3 равна

1) 14% 2) 19,7% 3) 6,6% 4) 21,3%



Химическая головоломка «Уравнения связи»

m

n

M

mв-ва

mр-ра

W

n

V

W

C

Na

N

Vm

Ar·n

mр-ра

W

NA

Mr

mв-ва

V

mпр

mр-ра

Vр-ра

Рр-ра

W

N

mтеор

Химическая головоломка «Уравнения связи»

m

n

M

mв-ва

mр-ра

W

n

V

W

C

Na

N

Vm

Ar·n

mр-ра

W

NA

Mr

mв-ва

V

mпр

mр-ра

Vр-ра

Рр-ра

W

N

mтеор

Домашнее задание

1. Массовая доля кислорода в нитрате алюминия (AI(NO3)3 равна

1) 7,5% 2) 22,5% 3) 42,4% 4) 67,6%

2. Какая масса серебра может быть вытеснена медью из раствора нитрата серебра массой 340 г и массовой долей соли 2%

3. К раствору хлорида бария (масса раствора 125 г, массовая доля соли 10%)Прибавили раствор серной кислоты ( масса 196 г, массовая доля кислоты 10%). Рассчитайте массу осадка, выделившегося в результате реакции.

4. Какой объем водорода (н.у.) выделиться при взаимодействии избытка цинка с раствором серной кислоты массой 196 г и массовой долей кислоты 2%

5. Слили вместе по 10 мл растворов гидроксида натрия и азотной кислоты с массовой долей растворенных веществ по 10% в каждом. Плотность раствора щелочи составляет 1,11 г/мл, плотность раствора кислоты -1,05г/мл. Какую окраску будет иметь индикатор лакмус в получившейся смеси?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!