Просмотр содержимого документа
«Открытый урок : Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций .»
Открытый урок
по химии для 9 класса
«Проведение расчетов на основе формул
и уравнений реакций»
Учитель: Балаева В.Н.
Тема: Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Цель урока:Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся в области решения задач по заданиям ГИА. Закрепить умения и навыки по решению задач, с использованием понятия массовая доля и уравнениям реакций.
План урока:
1. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
2. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
3. Вычисления с помощью уравнений реакций.
Оборудование: Плоскодонная колба, стеклянная палочка, вода, хлорид меди, презентация.
Ход урока
| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент |
| Создать ситуацию успеха, поздороваться. | Учащиеся приветствуют учителя. |
| Актуализация опорных знаний Мотивация |
| Тема сегодняшнего урока Проведение расчетов на основе формул и химических реакций. Умение проводить химические расчеты просто необходимо и инженеру технологу, и химику-исследователю. Это умение пригодиться и вам, вне зависимости от того, какую профессию вы собираетесь избрать. Дело в том, что решение химических задач-отличная тренировка мышления, прекрасно развивает память, внимание, терпение ,умение мыслить логически, приучает к аккуратности и собранности. Вот поэтому при изучении химии большое внимание уделяется задачам, среди которых, подавляющее большинство-расчеты по химическим уравнениям. Сообщение плана урока. Знакомлю с листом учащегося. Вопросы: | Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. |
| Признаками химической реакции являются? | Выпадение осадка, выделение газа, образование воды. |
| Единица измерения количества вещества? | Моль |
| Чему равен молярный объем? | 22,4л/моль |
| Степень окисления серы в серной кислоте равна? | +6 |
| Какие соединения называются оксидами? | Это сложные вещества, состоящие из 2-х химических элементов одним из которых является кислород. |
| Самый сильный окислитель? | фтор |
| Как найти массовую долю растворенного вещества. | W=mв-ва/mр-ра*100% |
| Аллотропная модификация кислорода | озон |
| Проверка знаний химических формул. Головоломка « Уравнения связи» В головоломке спрятались 8 химических формул, найдите их, за 3 минуты. Задачи1 Расчёт массовой доли химического элемента. Учащимся предлагается выполнить задания по вариантам W=Ar*n/Mr Ответы | Учащиеся самостоятельно находят химические формулы. m | n | M | mв-ва | mр-ра | W | n | V | W | C | Na | • | N | Vm | Ar·n | mр-ра | • | W | NA | • | Mr | mв-ва | V | mпр | mр-ра | Vр-ра | Рр-ра | W | N | mтеор | № 1 Массовая доля кислорода в силикате магния (MgSiO3 )равна 1) 16% 2) 24% 3) 36% 4) 48% № 2 Массовая доля азота в нитрате алюминия(AI(NO3)3 равна 1) 14% 2) 19,7% 3) 6,6% 4) 21,3% № 3Массовая доля кислорода в нитрате алюминия (AI(NO3)3 равна 1) 7,5% 2) 22,5% 3) 42,4% 4) 67,6% № 4 Массовая доля кислорода в нитрате железа (III) Fe(NO3)3 равна 1) 59,5% 2) 6,6% 3) 16% 4) 56,1% № 5 Массовая доля азота в нитрате железа (III) Fe(NO3)3 равна 1) 5,8% 2) 17,4% 3) 28% 4) 59,5% |
1 MgSiO3 48% | 2 AI(NO3)3 19,7% | 3 AI(NO3)3 67,6% | 4 Fe(NO3)3 59,5% | 5 Fe(NO3)3 17,4% |
6 AI2(SO4)3 56,1% | 7 Fe(NO3)3 23,1% | 8CuSO4 40% | 9Fe2(SO4)3 48% | 10Fe2(SO4)3 24% |
11AI2(SO4)3 28,1% | 12 BaSiO3 22,5% | 13 Fe(NO3)3 17,4% | 14 B2O3 31,4% | 15 AI2(SO4)3 28,1% |
16 CuSO4 40% | 17 Fe(NO3)3 17,4% | 18 CuSO4 40% | 19 AI(NO3)3 19,7% | 20 MgSiO3 48% |
| | | | |
| Задачи 2 | |
| Демонстрация опыта по расчету концентрации раствора 100г воды 5 г хлорида меди Добавила еще 3г хлорида меди Приливаю еще 20 г воды, как измениться концентрация раствора. | W=4,8% W=7,4% W=4% |
| Приступаем к решению задач на растворы. Задания по вариантам, ответ заносят в таблицу, время 2 мин. К доске вызываю 3 учащихся, и решаем задачи по карточкам. «Химический кроссворд» «Колесо фортуны» Мысленно поверни и допиши уравнения химических реакций. | вариант | Масса вещества | Масса раствора | Массовая доля | I | 10 | 200 | | II | 25 | | 10% | III | | 300 | 15% | IV | 24 | 240 | | V | 5 | | 50% | VI | 40 | 500 | | VII | 35 | | 10% | VIII | 6 | 300 | | IX | | 450 | 25% | 1Смешали 120 г раствора серной кислоты с массовой долей 20% и 80г 30%-ного раствора того же вещества. Массовая доля кислоты в полученном растворе равна_______% 2.К 150 г раствора хлорида натрия с массовой долей 10% добавили 20г этой же соли. Массовая доля хлорида натрия в образовавшемся растворе стала равна ____% 3.К 120г раствора хлорида бария с массовой долей 15% добавили 60 г воды. Массовая доля хлорида бария в образовавшемся растворе стала равна________% Учащиеся записывают химические реакции в тетрадь. |
| Задачи 3 | Алгоритм |
| Почти в каждой задаче по химии требуется составить уравнение реакций и рассчитать массы или объемы участвующих в ней веществ. Но любые расчеты теряют смысл, если уравнение реакций составлено неверно, поэтому залог успеха в решении задачи понимание физической и химической сущности рассматриваемых процессов. | Составляем уравнение реакции Определяем молярные массы (для газов- молярные объемы) и записываем их, 3. Находим число молей вещества, массу или объем которого известны, 4. Определяем по уравнению реакции, в каких мольных соотношениях находятся взятые для расчета вещества, 5. Рассчитываем массу или объем искомого вещества 6. Формулируем ответ |
| Задача: Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г, с разбавленной серной кислотой. Zn+H2SO4→ZnSO4+H2↑ M(Zn)=65 г/моль Vm(H2)=22,4 л/моль 3) n(Zn)=m/M n(Zn)=13г : 65 г/моль=0,2 моль 4) n(Zn)=n(H2) 5) V(H2)= n•Vm 6) V(H2)=0,2моль•22,4л/моль=4,48л Ответ: 4,48 л. Учащиеся решают задачи на избыток и недостаток. Избыток или недостаток? Запомните: Приступая к решению задачи, надо обратить внимание на наличие «лишних» данных в ее условии: они указывают на то, что одно из реагирующих веществ, взято в избытке. если это имеет место, надо провести расчет по уравнению реакции и обнаружить это вещество, решать задачу, используя в расчетах тот реагент, который израсходуется полностью. задачи повышенной трудности | 1. Какая масса меди может быть вытеснена избытком цинка из раствора сульфата меди (II) массой 320 г и массовой долей соли 5% 2. К раствору хлорида бария (масса раствора 125 г, массовая доля соли 10%) Прибавили раствор серной кислоты ( масса 196 г, массовая доля кислоты 10%). Рассчитайте массу осадка, выделившегося в результате реакции. |
| Хлор без остатка прореагировал с 228,58 мл 5%-ного раствора Гидроксида натрия(плотность 1,05 г/мл) при повышенной температуре. Определите состав полученного раствора и рассчитайте массовые доли веществ в этом растворе. | |
| Домашняя работа. | 1.Какой объем водорода выделится (н.у.) при взаимодействии избытка магния и раствора соляной кислоты массой 146 г и массовой долей кислоты 10% 2. Слили вместе по 10 мл растворов гидроксида натрия и азотной кислоты с массовой долей растворенных веществ по 10% в каждом. Плотность раствора щелочи составляет 1,11 г/мл, плотность раствора кислоты -1,05г/мл. Какую окраску будет иметь индикатор лакмус в получившейся смеси? № 3 Массовая доля азота в нитрате алюминия(AI(NO3)3 равна 1) 14% 2) 19,7% 3) 6,6% 4) 21,3% |
Химическая головоломка «Уравнения связи»
m | n | M | mв-ва | mр-ра | W |
n | V | W | C | Na | • |
N | Vm | Ar·n | mр-ра | • | W |
NA | • | Mr | mв-ва | V | mпр |
mр-ра | Vр-ра | Рр-ра | W | N | mтеор |
Химическая головоломка «Уравнения связи»
m | n | M | mв-ва | mр-ра | W |
n | V | W | C | Na | • |
N | Vm | Ar·n | mр-ра | • | W |
NA | • | Mr | mв-ва | V | mпр |
mр-ра | Vр-ра | Рр-ра | W | N | mтеор |
Домашнее задание
1. Массовая доля кислорода в нитрате алюминия (AI(NO3)3 равна
1) 7,5% 2) 22,5% 3) 42,4% 4) 67,6%
2. Какая масса серебра может быть вытеснена медью из раствора нитрата серебра массой 340 г и массовой долей соли 2%
3. К раствору хлорида бария (масса раствора 125 г, массовая доля соли 10%)Прибавили раствор серной кислоты ( масса 196 г, массовая доля кислоты 10%). Рассчитайте массу осадка, выделившегося в результате реакции.
4. Какой объем водорода (н.у.) выделиться при взаимодействии избытка цинка с раствором серной кислоты массой 196 г и массовой долей кислоты 2%
5. Слили вместе по 10 мл растворов гидроксида натрия и азотной кислоты с массовой долей растворенных веществ по 10% в каждом. Плотность раствора щелочи составляет 1,11 г/мл, плотность раствора кислоты -1,05г/мл. Какую окраску будет иметь индикатор лакмус в получившейся смеси?